Эксперты уверены, необходимо срочно проработать все нюансы, чтобы не оказаться в ловушке собственной недальновидности
Жители Иссык-Кульского региона провели митинг за запрет на разработку уранового месторождения «Таш-Булак», расположенного в Тонском районе. Акция протеста собрала от 300 до 500 человек из Балыкчы, Каракола, Чолпон-Аты, Чуйской области.
По словам активистов, жители боятся, что если на «Таш-Булаке» начнут добывать руду, это плохо повлияет на экологию. И это несмотря на заверения, что разработка будет безопасной.
Напомним, лицензию на месторождение в 2010 году получила компания «ЮрАзия». Разведанные запасы урана составили 3,5 тысячи тонн, тория — 8,54 тысячи, фосфора — 10 тысяч, циркония — 34 тысячи и титано-магнетита — 1,6 миллиона тонн. Основная масса радиоактивных песков находится в верхней части разреза на глубине до 25 метров, где и планируется вести разработку.
Однако некоторые экологи уверены, что при реализации проекта с имиджем экологически чистой аграрной страны и курортной зоны можно будет попрощаться. По словам эколога Александра Садыкова, уже сейчас те фермеры, которые выращивают абрикос в данном регионе, переживают, что их продукцию не пропустят на границе.
- Фермеры 90 процентов своего урожая экспортируют в Россию и Казахстан, но когда прошла информация о том, что в области начнут добывать уран, они оказались в подвешенной ситуации. Сейчас тот период, когда покупатели обычно заключают договоры на поставку будущего урожая, но их почему-то до сих пор нет. Перерабатывающей промышленности у нас в республике тоже нет, и сельхозпроизводители опасаются, что не смогут реализовать урожай, что грозит им серьезными убытками. Под угрозой срыва оказался и туристический сезон, - отметил в интервью «Регион.kg» эксперт.
Он опасается, что радиация, которая появится при разработке месторождения, может навредить не только озеру, но и даже Бишкеку и его пригородам.
- Балыкчы находится в нескольких десятках километров от месторождения «Таш-Булак». Сам рудник, конечно, расположен выше уровня озера Иссык-Куль, но ниже по отношению к Бишкеку. Поэтому велика опасность, что при неблагоприятном раскладе урановая вода по течению реки Чу сможет попасть в БЧК, который используется для полива, - опасается Александр Садыков.
По его словам, инвестор не собирается создавать хвостохранилищ, что вся руда содержащая уран, будет транспортироваться в Кара-Балту, что тем не менее не исключает риска резкого скачка радиационного фона.
- Я понимаю, что населению нужна работа, и разработка урановых месторождений создаст немало рабочих мест, но стоит понимать, что после вскрытия радиационный фон заметно увеличится. И если инвестор заинтересован в проекте, пусть для успокоения народа пригласит независимых экспертов. А они, в свою очередь, дадут свое заключение безопасно это или нет. Ведь уран – это невидимая радиация-убийца. Конечно, появятся рабочие места, деньги в бюджете, но когда поднимется уровень онкологических заболеваний, кто возьмет на себя ответственность за это, кто будет лечить людей? У нас толком не могут провести рекультивацию уже имеющихся месторождений, а уже говорят про новую добычу, - заключил эксперт.
Сами же специалисты-горняки подчеркивают, что «урановая» тема и горнорудная отрасль в целом в Кыргызстане всегда политизируется, а перед выборами ее особенно тщательно раскачивают. Но так или иначе с населением надо работать открыто, считает экс-директор Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам КР, профессор, горный инженер Ишимбай Чунуев.
- Разведка урана у нас в стране была начата еще в середине прошлого века, а Кара-Балтинский горнорудный комбинат имел союзное значение, работая с сырьем, которое приходило из всех республик. После распада СССР перерабатывал только казахстанский уран. Вот только после открытия в РК крупного месторождения, там построили свой завод, а наш встал. Буквально в прошлом году в КГК вложились россияне, и наш комбинат получил новый импульс. Но теперь вопрос опять стоит в сырье. В Кыргызстане основные залежи урана находятся на Иссык-Куле, в других областях они есть, но небольшие. В Тонском районе сконцентрирована так называемая «кок-мойнокская группа», где руда находится практически на поверхности и ее можно добывать открытым способом. Согласно ТЭО, помимо урана инвестор планирует добывать еще четыре дополнительных элемента, - пояснил эксперт.
Между тем, он призывает проявить максимальную осторожность.
- Прежде всего, необходим мониторинг воздушного пространства, почвы с привлечением госструктур и гражданского общества. Также важно посчитать рентабельность добычи и проекта в целом. Компания утверждает, что будет стопроцентное разделение руды, после которого останутся лишь пустые породы, но это еще надо доказать. Я лично сомневаюсь в безотходной добыче урана. Плюс необходимо проект по рекультивации разработать до начала разработки. Причем, заниматься «хвостами» должен не МЧС, а непосредственно инвестор. У него должен быть специальный счет, на который они должны откладывать средства на эти нужды. Поэтому, надо четко просчитать, стоит ли игра свеч. Или мы начнем необратимый процесс ради 500 рабочих мест, а затем поймем, что оказались в ловушке собственной недальновидности, - подытожил Ишимбай Чунуев.
Виктория Предигер
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320