Безопасность
09.03.2017

Залог национальной безопасности – сотрудничество с соседями и правильная идеология

В этом году Центральная Азия рискует стать эпицентром экстремистской и террористической нестабильности

Относительно террористических угроз для Центральной Азии, мнения в экспертном сообществе разделились. По одним предположениям, успехи антитеррористических операций России и США в Сирии и Ираке, вынудят боевиков ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра» перебраться с Ближнего Востока в Центральную Азию. Другие эксперты, в свою очередь, считают, что спецслужбы стран региона работают активно и профессионально, поэтому массового проникновения боевиков, прошедших «обкатку» в боевых действиях, на территорию региона не будет. Как именно силовики намерены сдерживать экстремистов в случае реальной угрозы? Об этом в интервью «Регион.kg» рассказывает полковник в отставке, экс-командир группы «Альфа» в Кыргызстане, президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» КР Юрий Погиба.

«Регион.kg»: Какова, на ваш взгляд, нынешняя ситуация с безопасностью в Кыргызстане? Ждут ли нас в этом году какие-либо угрозы? Неоднократно уже писали, будто боевики из стран нашего региона могут вернуться домой, чтобы взорвать ситуацию уже здесь – по ближневосточному сценарию.

- Я всегда говорил и буду говорить, что безопасность, где бы то ни было – в Кыргызстане, Казахстане, России, зависит от эффективности и управляемости силовых структур каждого государства. При наличии всех этих составляющих опасаться нечего. Разведка, контрразведка, погранвойска, милиция – все эти структуры должны быть в постоянной координации, ради выполнения общей задачи – обеспечения безопасности страны. Кроме того, у них должно быть налажено взаимодействие и с коллегами из соседних государств. Представьте себе, что где-нибудь в Таджикистане возникла реальная террористическая угроза. Если ее вовремя и сообща не ликвидировать, она очень быстро станет угрозой для всех. По сути, помогая соседям предотвращать их угрозы, каждое из государств региона защищает себя – на дальних подступах, что называется.

Что же касается возвращения боевиков с Ближнего Востока. Если говорить конкретно о нашей стране, то надо понимать, что устроить повторение Сирии здесь у них не получится. Их просто задавят и числом, и уменьем. Если об этом знаем мы с вами, то знают и они. Поэтому наиболее вероятно другое: все, кто сюда вернутся, будут, скорее всего, нацелены на проведение точечных терактов – во-первых, для подрыва стабильности в стране, а во-вторых, чтобы показать, что власть не контролирует ситуацию. Поэтому задача спецслужб Кыргызстана – играть на опережение, выявляя потенциальных террористов еще на ранней стадии. Безусловно, каждый акт терроризма – уникален, но некие объединяющие признаки и особенности имеются у всех терактов. В связи с этим на первый план здесь выходит серьезная аналитическая работа, основывающаяся, как на легальном спектре информации, так и на информации, получаемой по линии спецслужб.

«Регион.kg»: Долгие годы Афганистан у нас считался основным источником угроз для Центральной Азии, потому что там была целая «инфраструктура» террора: базы подготовки боевиков, отлаженный транзит наркотиков, как материальная «подпитка» экстремистов и прочее. А что сейчас? Перестал ли Афганистан быть проблемой для региона после проведения там контртеррористической операции США? Доводилось, например, читать мнения, что американцы в Афганистане ничего не добились.

- Самым главным, пожалуй, достижением контртеррористической операции я бы назвал то, что Афганистан сейчас не представляет для нас совершенно никакой угрозы. На сегодня это – абсолютно дружественное нам государство. Другое дело – действующие на территории Афганистана террористические группировки, которые вполне создают риски прорыва и возможного захода каких-то вооруженных боевиков на территорию региона в целом. Правда, при современном развитии разведки, а также технических средств и возможностей, которыми обладают Военно-Космические силы нашего главного стратегического союзника – России, собрать на границах некую «армию вторжения» весьма проблематично. «Калибры», как мы с вами уже знаем, летают далеко, да и авиабаза «Кант» с 201-й дивизией тоже не зря едят свой хлеб. Силовым структурам самих республик тоже хватает профессионализма. Это я – к вопросу о комплексе совместных действий республик Центральной Азии в союзе с Россией. Мы знаем, где проходят самые проблемные участки границ, а также – какие нужно проводить мероприятия активного характера в приграничье. Дело в том, что в регион боевики если и будут прибывать, то только одиночками и небольшими группами, сливаясь с окружающей средой. И задача силовиков здесь – суметь перехватить их вовремя, и не дать воссоединиться с сообщниками по радикальному подполью. То есть, постоянно работать на упреждение и пресечение активности разных бандформирований и групп.

В общем, понимание, что в нынешней ситуации Афганистан не уходит на второй план, у нас есть. Потому что в нынешних условиях противостояния террористических группировок в этой стране, их проникновение в Центральную Азию остается вполне вероятным. Хотя бы потому, что это – наиболее безопасный для них путь обхода контрразведывательного режима, который существует в наших странах. Но все же мне представляется, что в большей степени сегодня многое будет зависеть от ситуации в Сирии. Она в этом плане важнее, потому что именно развитие обстановки, определяет сегодня активизацию каких-то мероприятий псевдоисламского подполья в нашем регионе.

«Регион.kg»: Некоторые эксперты считают, что этот год он будет переломным в части активизации террористов и экстремистов. Бытует мнение, что договоренности по Сирии уже достигнуты, поэтому весь центр нестабильности будет перемещаться в ЦА. Что Вы об этом думаете?

- Я бы назвал этот вариант одним из возможных, но маловероятных. Надо иметь в виду, что это игра, в которую играют двое. Если террористы там у себя что-то планируют, то и в силовых структурах государств региона тоже не сидят на месте. Сейчас предпринимаются активные меры по предотвращению такого развития ситуации, в том числе – и по линии ОДКБ, ШОС и Антитеррористического центра СНГ. Как видимая, так и невидимая часть этих мероприятий дают достаточно оснований для оптимизма, хоть и осторожного. Знаете, один классик, кажется, Сомерсет Моэм, сказал: «Нельзя окружать себя ужасами, но и беззаботность не есть решение». Поэтому я бы не драматизировал ситуацию с угрозой терроризма в Кыргызстане.

Весь комплекс мер государства по противодействию угрозам такого характера – дело не одного дня. В свое время, страны, которые не выработали комплексного подхода к вопросам безопасности, потерпели вполне закономерное поражение в борьбе с террористическими проявлениями. Комплексный подход вообще очень важен – как понимание решаемых задач и мер, которые предпринимаются. Тем более, что сейчас ситуация в мире, несмотря ни на что, все же поддается определенному анализу, и подчиняется каким-то законам. Естественно, их надо знать и понимать. Поэтому я думаю, что все как было, так и будет продолжаться, включая сотрудничество с Россией - как по линии ОДКБ, так и в двустороннем формате. В этом году в Кыргызстане пройдут выборы президента, поэтому вновь назрел вопрос: какой будет степень доверия лидеров России и Кыргызстана при новом главе КР? Если такая, как сейчас, то все будет хорошо, потому что сегодня степень доверия между ними – высочайшая. Это – наша с вами безопасность.

Еще один нюанс заключается в уровне доверия между нашими народами. Сейчас некоторые силы продавливают вопросы пересмотра нашего общего прошлого, чтобы сделать два народа – России и Кыргызстана – врагами, как это произошло с Украиной. Для чего это делается? Я думаю, многие понимают: пересмотр общего прошлого нужен только для того, чтобы у нас не было ни общего настоящего, ни общего будущего. А это – тоже очень важная составляющая региональной безопасности – наша общая Великая История. Все эти факторы следует изучать во взаимосвязи, потому что здесь все работает в рамках определенных законов и механизмов, которые никак не обойти, и ничего нового не придумать.

Возвращаясь же к вопросу противодействия непосредственно терроризму, можно сказать одно: сейчас в этом направлении имеет место устойчивое поступательное развитие. Возможно, произойдет один качественный скачок или несколько, но это уже – другой вопрос.

«Регион.kg»: В чем, по-вашему, будет заключаться этот самый качественный скачок? От чего он может произойти?

- В борьбе с терроризмом качественным скачком считается, прежде всего, еще более высокий уровень стабильности в государстве и обществе, чем раньше, а также обеспечение безопасности того и другого. Для этого необходима активизация действий по нейтрализации террористов, что называется, по всем фронтам.

Но любой качественный скачок с чего-то должен произойти. Должен быть некий толчок. К сожалению, таковые у нас все больше имели трагическую предысторию. Возьмем, например, баткенские события 1999 года, когда в Кыргызстан вторглись боевики Исламского движения Узбекистана. На полномасштабную войну, давайте будем называть вещи своими именами, это не тянуло, но наши силовики оказались к подобным событиям не подготовлены. Выяснилось, что работать по сценарию военного времени наши Вооружённые силы не умеют. Уровень боевой готовности армии после развала СССР упал на порядок, войска в этот период фактически не соответствовали понятию боеспособной и современной армии. Это и привело к тому развитию ситуации, которое мы получили – потери личного состава, захват в заложники командующего внутренними войсками Шамкеева, начальника ГРУ Вооружённых сил Кыргызской Республики полковника Матенова, скандалы с тыловым обеспечением войск, отсутствие современных средств связи, не боевые потери личного состава и.т.д и т.п. Вопрос: случилось ли это неожиданно? Нет. Предупреждали ли, что такое может произойти? Да! Все знали, что обстановка в регионе – нестабильная, но это случилось. Уж не знаю, чем назвать тогдашний идеологический посыл, что у Кыргызстана нет врагов – глупостью или изменой, кто бы мне подсказал? Но, как бы там ни было, именно тогда произошел резкий скачок в плане модернизации Вооружённых сил Кыргызской Республики, а также пересмотра тактических и оперативных действий по борьбе с этими явлениями. Кроме того, был достигнут ряд межгосударственных и межправительственных соглашений на уровне СНГ. Это был первый качественный скачок.

Второй скачок произошел 12 мая 2006 года, когда при столкновении с остатками боевиков бригады Джумы Намангани, одного из лидеров Исламского движения Узбекистана, убитого при обороне Кундуза в 2001 году. Когда они вторглись через Таджикистан на нашу территорию, при проведении совместной антитеррористической операции погибли бойцы из отрядов спецназначения МВД, Погранвойск и нашей «Альфы». Командовал объединенной группировкой тогда небезызвестный генерал Чомоев, который не смог толком организовать взаимодействие между спецподразделениями силовых ведомств, участвовавших в той операции. А бойцам спецназа, из-за такого вот «командования», пришлось исправлять эти ошибки «традиционно» для таких случаев: своей кровью. Не в упрек генералам будь сказано, но спецназ всех родов войск смог самоорганизоваться по ходу боя, и выполнить боевую задачу.

С этого самого момента в эскалации террористической напряженности в Кыргызстане произошел свой качественный скачок. До этого момента – мая 2006 года – ситуация в Кыргызстане была относительно стабильной. Если, конечно, не считать баткенских событий. В некоторых единичных случаях мы даже сами не могли толком понять – террористы это или кто-то еще? Поэтому большого общественного резонанса до этих событий не было, хотя отдельные эксперты уже тогда обозначали проблему.

Своего рода скачок произошел и в активизации мероприятий по стабилизации обстановки и подталкиванию всего общества к принятию конкретных мер в борьбе с терроризмом. Для того чтобы человек, чем бы он ни занимался, смог перестроиться и измениться, он должен хотеть и уметь видеть свои ошибки. То же самое – и с любой системой. В частности, на самом высоком государственном уровне был решен вопрос взаимодействий спецподразделений в проведении антитеррористических операций. Выработан и определён порядок проведения антитеррористических операций, как на общереспубликанском уровне, так и в регионах. Утверждён порядок взаимодействия и управления сил и средств, находящихся в распоряжении руководства государства. Эта работа не прекращается до сих пор. И если сейчас, не дай Бог, произойдет нечто экстраординарное, к чему мы окажемся не готовы, это может дать импульс новому качественному скачку. Но я еще раз повторю: поскольку работа сейчас ведется комплексная, сегодня таких «неожиданностей» быть не должно.

«Регион.kg»: Ваша организация проводит массу мероприятий, на которых всегда можно увидеть много молодежи. Это одна из задач Вашей организации – расширять связи с молодежью? Казалось бы, вы бы могли собираться только своим узким кругом, но вы подключаете и общественные организации. Означает ли это, что только силами спецслужб с проблемой терроризма не справиться?

- Абсолютно в «яблочко», как у нас говорят! Сами – в одиночку – силовики не справятся! В чем сила любой спецслужбы? Ответ на этот вопрос есть давным-давно: в ее связи с народом, и главном – понимании обществом того, что эта спецслужба делает. Без поддержки народа никакая действенная работа силовых структур невозможна, равно, как и без создания идеологических предпосылок, при которых уже из стратегии вытекает тактика. Вообще без идеологической составляющей, часть которой – активная и понятная разъяснительно-пропагандистская работа с населением – результат деятельности спецслужб всегда будет нулевым. В этой связи с молодежью нужно работать особенно качественно, потому что это – самая важная часть общества, от которой зависит наше будущее. И это – не громкие пафосные слова, а очевидный факт. И очень важно в подрастающее поколение вкладывать правильное понимание нашей истории: как мы жили, что сегодня происходит, почему и кто нам мешает, и как мы будем жить дальше. Сегодня за умы и сердца молодых людей идет жесткая охота со стороны экстремистов и радикалов… Всевозможные террористические организации вербуют, в основном, молодежь. И чем слабее у молодых людей идейная позиция, тем успешнее будет проходить такая вербовка. Не хочется в очередной раз говорить очевидные вещи, но идеология – это важнейший элемент безопасности.

Давайте обратимся к истории. Почему Гитлер, напав в 1941 году на нашу Родину – Советский Союз – потерпел поражение? Из-за силы нашей идеологии. Против нас тогда выступала вся Европа, но советский народ ее опрокинул и закончил войну в Берлине. Конечно, на первом этапе воевать советским людям было нелегко. Но, как бы там ни было, наши деды победили потому, что хотели жить со своей идеологией, своими взглядами и собственными понятиями о добре, о зле. Мы никогда не начинали войны, мы её заканчивали.

Поэтому и сейчас очень важно понимать роль идеологии в вопросах обеспечения безопасности. Недооценка идеологической сферы всегда и во все времена приводила к краху любое государство. Хотим мы этого или нет, но это – аксиома, которую человечество никогда не сможет обойти, что бы оно ни делало. Все великие империи рушились тогда, когда рушилась их идеология. Чего уж тогда говорить о небольших странах, вроде нашей.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320