Политика
28.12.2011

Юрий Шевцов: Пекин не может решить проблем безопасности Центральной Азии

«Регион.kg» и проект «Центральная Евразия» завершают виртуальную экспертную дискуссию по теме «Евразийская интеграция и Китай». Свою точку зрения на новый интеграционный проект высказывают авторитетные эксперты – Юрий Шевцов из Беларуси и Ли Лифань из Китая

Важность участия эксперта из Беларуси, помимо всего прочего, еще обусловлена и достаточно активной ролью данного государства в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, а также его ролью в качестве некоего моста между Россией, Центральной Азией и Европейским Союзом. Тем более, что Юрий Шевцов является одним из немногих белорусских аналитиков хорошо известных не только в России, но и в самой Центральной Азии. Этот факт важен сам по себе, учитывая то, что в Беларуси не так уж и много экспертов специализирующихся на евразийской тематике и часто посещающих страны региона. В свою очередь, участие эксперта из КНР продиктовано острой необходимостью посмотреть на обсуждаемую тематику под иным углом, в первую очередь, с точки зрения самого Китая. Данная задача существенно облегчается тем, что Ли Лифань признанно является одним из ведущих китайских аналитиков по Центральной Азии и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прекрасно известен на постсоветском пространстве и как никто другой заслуживает право быть «услышанным».

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель проекта «Центральная Евразия»: уважаемые друзья, в ходе всей дискуссии еще не было участников ни из Беларуси, ни из Китая. Поэтому, конечно, хотелось бы посмотреть на обсуждаемые вопросы несколько с иных перспектив, максимально дальше уйти от возможных мифов, штампов и иллюзий в восприятии роли и места Китая в процессах интеграции на постсоветском пространстве, в том числе с учетом создания Единого экономического пространства (ЕЭП), и в Евразии в целом. Итак, Вам слово.

Юрий Шевцов (Беларусь), директор Центра по проблемам европейской интеграции: Единое экономическое пространство позволяет резко облегчить решение вопросов транзита между Китаем и Европейским Союзом через территорию Казахстана, России, Беларуси. Можно действительно переходить к созданию масштабных трансконтинентальных транспортных коридоров «Китай – Европа». Появление ЕЭП создает предпосылки к еще более быстрому сближению Беларуси, Казахстана, некоторых российских структур и регионов с китайскими инвесторами. В Беларуси это уже привело к появлению проекта китайско-белорусского индустриального парка площадью 80 квадратных километров и заявленным объемом китайских инвестиций в 30 миллиардов долларов США. Китай уже является фактором поддерживающим интеграцию в постсоветском формате: КНР нуждается в транзите в ЕС, а также отчасти в доступе к рынку стран ЕврАзЭС. Развитие трансконтинентальных транспортных артерий позволяет КНР существенно снизить зависимость от морских перевозок через потенциально уязвимые участки – Малаккский пролив и т.д., и развить внутриконтинентальные и западные регионы страны.

Тем не менее, Центральная Азия не обязательно будет активной частью интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Эти процессы в основном касаются трех стран Таможенного союза. Интеграция в ЕЭП Киргизии и Таджикистана, не говоря об Узбекистане и Туркмении – вопрос сложный. Относительно Центральной Азии Китай может и далее выступать страной, которая втягивает эти государства в ареал своего экономического влияния напрямую. Не думаю, что возможна полная переориентация Центральной Азии на Китай, так как Пекин не может решить проблем безопасности этого региона. Но очень вероятно усиление экономического притяжения этих стран к КНР. Является ли благом для региона такая тенденция? В целом – да. Китай распространяет на регион собственную внутреннюю стабильность и подключает регион к своему быстро развивающемуся экономическому пространству. Опасностью для региона является в этой связке с КНР угроза установления отношений неэквивалентного обмена между ним и Китаем, а также сложность сочетания для стран Центральной Азии переориентации в экономике на Иран, а в решении проблем безопасности – на иные страны.

На мой взгляд, рекомендации по «работе» с Китаем и в целом учету китайского фактора могут быть следующие:

1. Максимально быстро развивать транзитные артерии, связывающие регион с Китаем. 2. Наращивать присутствие товаров региона на китайском рынке, даже если речь идет в основном о сырье. 3. Максимально принимать китайские инвестиции. 4. Сохранять и наращивать централизацию власти в своих государствах перед лицом китайской экономической экспансии: только так можно держать китайские проекты под контролем. 5. Развивать региональное сотрудничество с СУАР, создавая инструменты регуляции в интересах всего региона крупных проектов с КНР. 6. Усилить региональное и национальное сотрудничество с РФ, Казахстаном и всем ЕврАзЭС, чтобы уравновесить присутствие КНР в регионе. 7. Отстраивать культурные, дипломатические, политические инструменты воздействия на КНР, в том числе через ШОС. 8. Активизировать контакты и сотрудничество с другими странами по периметру границ КНР: Индией, Пакистаном, странами Индокитая для уравновешивания влияния КНР в Центральной Азии. 9. Выдвинуть региональную и страновую экономическую и геополитическую специализацию в рамках отношений с КНР и в рамках большого китайского геополитического пространства.

Ли Лифань, профессор Шанхайской академии общественных наук, заместитель генерального директора Центра исследований ШОС: в условиях экономической глобализации китайская экономика должна неизбежно и конкурентоспособно участвовать в мировом экономическом разделении труда. В этих целях Китай надеется совместить преимущества географических, территориальных и природных ресурсов западной части страны с преимуществами промышленных и финансовых ресурсов восточной. Таким образом, в рамках стратегии по развитию западных территорий Китай должен стремиться к созданию благоприятных инвестиционных условий, а также координации функции регионального транзита и торговли. При адекватном финансировании из восточной части КНР можно мобилизовать частный сектор, малые и средние предприятия на цели развития западной части Китая. Именно использование этих «двух рынков», этих «двух ресурсов» может позволить быстро добиться экономического развития западной части КНР.

Таможенный союз является типичной формой экономической интеграции, в дополнение к другим формам экономической интеграции. ТС призван постепенно расширять свою географию или содержание/форму. Важной особенностью Таможенного союза является принцип «внутренней свободы и внешней защиты». ТС призван не только увеличить объемы внутрирегиональной торговли, но и уменьшить объемы торговли стран-членов союза со странами находящимися за его пределами, а поэтому влияние такого образование на международную торговлю значительно.

В целом, Таможенный союз способен оказать существенное влияние на китайский рынок в конкретный промежуток времени или, по крайней мере, оказать влияние на китайский экспорт. Однако, правдой является и то, что Россия и Казахстан скоро станут членами Всемирной торговой организации. К тому же, если Таможенный союз окажется неспособным включить в свой состав такую большую экономику СНГ как Украина, то перспективы данного союза не будут оптимистичны.

Владимир Парамонов: спасибо уважаемые коллеги. Думаю, что Ваши оценки не нуждаются в комментариях и во многом по-иному позволяют взглянуть на обсуждаемые вопросы.

Надо четко понимать что экспертиза и экспертные мероприятия никогда не заменят и не подменят собой реальной аналитики – масштабных и долгосрочных исследовательских проектов, острая нехватка которых, как представляется, является одной из ключевых проблем растущих противоречий, соперничества и конкуренции в различных частях Евразии, а в итоге – пробуксовки процессов региональной, постсоветской и евразийской интеграции. Следует откровенно признать, что на постсоветском пространстве исследования данных вопросов пущены «на самотек», осуществляются в лучшем случае разрозненными группками энтузиастов-любителей («кустарей-одиночек»). Даже в рамках существующих интеграционных структур как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС этому не уделяется практически никакого достойного внимания: у всех этих «институтов интеграции» отсутствуют полноценные аналитические подразделения и программы проведения комплексных и долгосрочных исследований. О какой интеграции тогда может идти речь?

В этой связи, остро требуется, чтобы постсоветские страны-члены СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС были готовы кардинально изменить подходы к кадровой работе и в целом организации аналитического производства: собрать в команды лучших интеллектуалов и предоставить все имеющиеся в распоряжении политические, финансовые и иные ресурсы на цели комплексного развития своих же национальных аналитических школ и реализации межгосударственных аналитических проектов. Для этого крайне необходимы профессиональные руководители междисциплинарных аналитических команд (и еще более остро требуются руководители, образно говоря, аналитических армий и фронтов), которые глубоко понимают суть аналитической работы, умеют ее организовать, нацелив на поиск локомотивных / прорывных решений основных проблем, стоящих на пути развития своих государств, постсоветского пространства и Евразии в целом. Как представляется, развитие экономических интеграционных процессов – это как раз таки и есть главное локомотивное / прорывное направление решения существующих проблем ...

Материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-изданием «Новое Восточное Обозрение» (Россия), при информационной поддержке ИА «Регнум» (Россия), Информационно-аналитического центра МГУ (Россия), аналитического сайта «Region.kg» (Кыргызстан), информационно-аналитического портала APRA (Кыргызстан).

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320