Директор центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков специально для Азиатского Экспресса
Я не исключаю, что за попытками распространения языковых патрулей в нашей стране стоят силы, находящиеся за пределами республики. За годы независимости в республике проявлялось толерантное отношение к русскому языку, не было прибалтийского и украинского сценариев. Такая ситуация обусловлена несколькими ключевыми факторами.
Во-первых, Кыргызстан — многонациональная страна, где проживают представители более 80 национальностей. Русский язык был и остается важным инструментом межнационального общения.
Во-вторых, основные потоки трудовой миграции в основном направлены в Российскую Федерацию. По самым минимальным подсчетам, более 500 тысяч кыргызстанцев сегодня живут и работают в российских регионах. В связи с этим изучение русского языка является проявлением народной дипломатии и пользуется большим спросом в обществе. Стоит отметить, что денежные переводы из РФ играют стратегическую роль в решении социально-экономических проблем и поддержании общественно-политической стабильности.
Исходя из опыта специалистов Центра «Ой Ордо» в проведении форума по востребованности в русском языке на юге КР, могу сказать, что директора школ Оша отмечали, что русскоязычные классы были постоянно переполнены: вместо 30 учеников в них обучалось не менее 60. Такая ситуация складывалась исключительно с желанием самих родителей обучать своих детей на русском языке. Лет 8 назад общественность юга страны обращалась к нам с просьбой обнародовать инициативу по открытию школы имени Путина в городе Ош.
Таким образом, на общественном уровне у русского языка нет никаких проблем — он достаточно востребован. Не случайно он имеет с 2000 года официальный статус.
Однако в стране и за ее пределами есть силы, которые стремятся ограничить использование русского языка.
Это можно регулярно наблюдать во время обсуждений по изменению Конституции, что происходит в Кыргызстане довольно часто. Постоянно всплывает «вечный» вопрос отмены официального статуса русского языка. Возникает он и во время предвыборных кампаний. А причина чисто популистская — якобы русский мешает полноценно развиваться кыргызскому.
Сотни раз правы те депутаты Жогорку Кенеша, которые говорят о необходимости улучшить качество преподавания на кыргызском языке, акцентируя внимания чиновников от образования на улучшение методик обучения и нехватке профессиональных кадров и школ. Были примеры, когда дети обучаются в регионах в контейнерах. Почему активистам языковых патрулей не поехать в сельские районы страны, чтобы обучать детей кыргызскому языку? Или проще ловить хайп на срыве русскоязычных табличек в Бишкеке?
Также президент Кыргызстана в последнее время уделяет особое внимание развитию туристического потенциала республики, рассматривая кластеры использования горнолыжных баз для привлечения большего числа зарубежных туристов. И в этом плане русский язык будет ещё востребован. Поэтому политизированные шоу с патрулями, прежде всего, бьют по имиджу нашей республики, включая её туристическую привлекательность.
Как известно, туризм тесно связан с ростом экономики. Действия подобных «языковых» активистов, которые достаточно широко освещаются в российских СМИ и телеграм-каналах, являются прямым ударом по туристической сфере.
Согласно официальной статистике, туристы из России входят в первую тройку зарубежных гостей, посетивших нашу республику в 2024 году. Доходы от туризма составили более миллиарда долларов.
Но вопрос заключается ещё и в том, а кому выгодны такие языковые патрули? Может быть, тем, кто хочет заменить кириллицу на тюркский алфавит? Надеюсь, что подобные прецеденты станут исключением. Кыргызстан будет, как и прежде на постсоветском пространстве, государством, демонстрирующим пример толерантного отношения к вопросам языковой политики.
Ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание. Информация о языковых патрулях совпала с проведением отчетной конференции российских соотечественников. Хотелось бы услышать от сторонников поддержки русского языка реакцию на это событие. От Координационного совета соотечественников можно услышать в лучшем случае дежурные фразы о важной роли русского и не более.
Яркий пример равнодушного отношения — 2023 год, когда принимался новый проект закона о государственном языке. Тогда тоже нашлись определённые политики, которые хотели лишить русский официального статуса, даже вопреки тому, что президент говорит на нем во время международных переговоров. По просьбе экспертного сообщества и общественных организаций ЦЭИ «Ой Ордо» направил петицию в адрес главы государства сохранить статус русскому языку. При этом ни одна организация Корсовета ее не подписала.
Насколько я понимаю, наш официальный «Русский мир» активно и громко выступает за русский язык исключительно с трибун московских конференций, а в самом Кыргызстане Корсовет не видно и не слышно.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320