Общество
17.06.2013

Ядовитая земля

Похоже, руководство страны начало, наконец, понимать, что разыгрывание экологических «козырей» в горнорудной промышленности на руку тем, так называемым общественным деятелям, которые, устраивая митинги в отношении компаний, наносят серьезный экономический ущерб Кыргызстану.

Понятно, что местное население беспокоится за окружающую его природу, ведь возможное загрязнение в первую очередь скажется на них. Читая сообщения, что из-за деятельности одной из компаний в регионе повысился процент врожденных уродств – они отказываются слышать доказательства, что это не так. А существующие рядом угрозы они просто не замечают. Так, интересное мнение высказал президент на церемонии начала строительства каскадов ГЭС "Верхний Нарын".

- Даже экологи не отрицают, что канализация города Нарын является основной проблемой для экологии, для реки Нарын. В городе живут 10 тысяч человек. Почему об этом никто не говорит? Разбирается ли в проблемах экологии дважды судимый главарь ребят из Джети-Огуза Бахтияр Курманов? Нет! – отметил глава государства.

А не говорят не только о проблемах канализации в Нарыне. И понятно, почему – на этом денег не заработаешь. В стране давно стало хорошим тоном говорить об экологических рисках только во взаимосвязи с горнорудными предприятиями. Хотя в республике немало других, более серьезных источников потенциальной угрозы окружающей среде и здоровью кыргызстанцев – те же хвостохранилища. Причем не только радиоактивные, на рекультивацию которых регулярно выделяются грантовые средства международными организациями. В середине мая на юге страны был отмечен падеж овец. Причина – отравление стойкими органическими загрязнителями – пестицидами, которые хранятся в земле Сузака. И это – не первый случай. Подобный уже был отмечен в 2010 году. Тогда пострадал не только скот, но и люди, пустившие по незнанию туши павших животных на еду.

Заместитель директора Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Самат Алиев отметил, что в этом году все 133 трупа погибших овец были уничтожены в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями.

- В пищу никто из местных жителей это мясо не употреблял. Проблема в том, что местность не огорожена. В союзные времена там был закопан остаток ядовитых веществ (гербициды, пестициды, различные удобрения). Поэтому необходимо информировать население, провести разъяснительную работу и запретить выпас скота в этом месте, - заключил Самат Алиев.

Но местное население прекрасно знает, что в этих местах закопаны ядохимикаты. Могильник никак не охраняется, более того, он не огражден, а его территория перекопана. Местные сталкеры наживаются на добыче цветного металла, в частности, алюминиевых фляг.

- Черные копатели бесконечно туда идут, копают, и все это без средства индивидуальной защиты, в обычной одежде и голыми руками. Их ловят, потом отпускают, они все в один голос говорят, что работают по заказу из Узбекистана. На месте могильников образуются открытые ямы, а в период дождей они находятся на пути перегона скота. В 2011 году Джалал-Абадским управлением охраны окружающей среды ямы разровняли и засыпали землей, но через год, весь могильник был перекопан, - рассказала эксперт по устаревшим пестицидам Индира Жакыпова.

Вообще, в стране захоронено около 2 тысяч тонн ядохимикатов. И, по словам Жакыповой, республика не может их утилизировать.

- В Кыргызстане в настоящее время существует три захоронения устаревших пестицидов. Два - в Сузакском районе Джалал-Абадской области, и одно - в районе Кочкорки Нарынской области. В советское время на Сузакских скотомогильниках было законсервировано 1 200 тонн, из них 900 тонн ДДТ, в Нарынской области - 800 тонн, из них 300 тонн ДДТ. В республике нет заводов для их утилизации. А вывезти их за пределы страны на специальные предприятия не представляется возможным: законодательство Таможенного союза запрещает транспортировку такого вида опасных токсических веществ через территорию стран-участниц. Утилизация 1 тонны обойдется в $2 тыс., и такие заводы есть только в Германии. Деньги на это выделены международными организациями, но мы не можем вывезти», - сообщила И.Жакыпова.

Проблема в том, что захоронения ядов остались ничейными. Никто из государственных органов не несет прямой ответственности за их содержание и безопасность населения.

- Мы столкнулись с почти неразрешимой проблемой. На данный момент могильники являются бесхозными. Ни одно ведомство не берет на себя надзор за этими ядовитыми объектами. А там надо восстановить ограждения, прекратить самовольные раскопки и выпас скота, — считает И. Жакыпова. — Мы писали обращения в Минсельхоз, Минздрав, Агентство по охране окружающей среды, МЧС. Но безрезультатно. Сейчас захоронения хотят передать местным органам самоуправления. Но у них нет средств на такую работу. Получается замкнутый круг: с могильниками что-то надо делать, но инициировать это может собственник, а собственника нет.

Кроме того, многие кыргызстанцы не видят никакой разницы между минеральными удобрениями и пестицидами. В то время как последние – опасные яды, имеющие способность накапливаться в организме и передаваться по пищевой цепочке. Медицинские данные, полученные в Кыргызстане, говорят о том, что в районах с высокой интенсивностью применения химических средств отмечаются более высокие показатели заболеваемости новорожденных и мертворождаемости. У детей в возрасте до 14 лет чаще диагностируются железодефицитная анемия, туберкулез, вирусный гепатит, ОРВИ.

Одной из возможных причин возникновения онкологических заболеваний является влияние пестицидов на здоровье человека. В 2004 году Минздравом были проведены исследования по определению содержания ДДТ и других стойких органических загрязнителей в грудном молоке женщин. Наиболее высокий процент пестицидов был обнаружен в грудном молоке у городских женщин в летнее время года — мае-июне, когда люди интенсивно употребляют в пищу овощи и фрукты. В грудном молоке у женщин из хлопкосеющей зоны наблюдается одновременное присутствие двух и более видов пестицидов. Химические препараты приводят к осложнениям во время беременности, а также к раку молочной железы. Вот только с этой проблемой не бьют в набат, не проводят митингов, требуя у государства решить проблему с ядами. Деньги, как обычно, выделяют международники, а вот обязательства с нашей стороны, в частности – предоставления новых складских помещений, где бы можно было временно перезахоронить заранее переупакованные яды, не решаются. Хотя Кыргызстан и подписал Стокгольмскую конвенцию в 2002 году, согласно этому документу, республика к 2025 году должна избавиться от запасов сельхозхимии. Но пока этот вопрос никак не решается, и никто не даст гарантию, что в следующий раз погибнет не только скот, но и люди.

Андрей Барышев

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320