В этом году Кыргызстан подведет итоги трех лет пребывания в Евразийском экономическом союзе. Вероятно, результаты будут обнадеживающими, учитывая, что впервые за долгие годы прогнозируется профицит республиканского бюджета, отмечается увеличение экспорта и рост производства. И несмотря на внутриполитические перипетии и сложную внешнеполитическую ситуацию, евразийская интеграция станет локомотивом развития регионов республики и ее экономики в целом. Об этом и многом другом в интервью «Регион.kg» рассказал депутат от фракции СДПК, член комитета по международным делам, безопасности и обороне Жогорку Кенеша КР Чыныбай Турсунбеков.
«Регион.kg»: Отчет правительства сейчас рассматривается во фракциях. Как бы Вы его оценили?
– Совершенно верно, отчет правительства рассматривается во фракциях, и на этой неделе он будет заслушиваться на пленарном заседании Жогорку Кенеша. Фракция СДПК уже ознакомилась с документом и приняла решение дать удовлетворительную оценку работе правительства. Я как человек команды поддерживаю это решение. Впервые за всю историю независимости нашей республики развивать экономику Кыргызстана мы доверили молодому правительству. Это их шанс проявить себя, и, используя свои знания и образование, вывести экономическую ситуацию в стране на более высокий уровень.
Уже сейчас можно отметить определенные достижения молодых реформаторов. В этом году мы планируем профицит бюджета, увеличение таможенных и налоговых сборов, рост производства и т.д. Однако меня сейчас больше беспокоит политическая ситуация в стране. Конфликты и отсутствие взаимопонимания на политическом олимпе однозначно приводят к ухудшению в экономике. Т.е. недопонимание между властными структурами и межличностные конфликты наших высокопоставленных политиков могут сильно навредить этой экономической тенденции.
«Регион.kg»: Отмечая достижения правительства Сапара Исакова, эксперты говорят о начале реализации программы цифровой экономики «Таза коом». Что Вы об этом думаете?
– Нынешнему правительству выпала честь осуществить программу «Таза коом». Но это не новая программа, придуманная правительством Сапара Исакова, это концептуальная программа нашей партии, которая легла в основу предвыборной программы СДПК и о которой мы заявили на всю республику еще во время парламентских выборов в 2015-м году.
В рамках предвыборной компании на встречах с населением в регионах я рассказывал народу о преимуществах «Таза коом», одним из которых является искоренение коррупции, которой у нас в стране объявлена реальная борьба, основанная не на борьбе с последствиями, а на борьбе с причиной. Один из основных коррупционных элементов лежит на уровне взаимодействия граждан с госслужащими. Например, когда гражданину нужно получить какую-то государственную услугу, справку или оплатить какие-то услуги, он должен лицом к лицу встретиться с сотрудником, при этом нередко и проявляется элемент коррупции.
Цифровые же технологии позволяют искоренить этот элемент, потому что исключают непосредственный контакт граждан с чиновниками. Кроме того, это облегчает процесс получения госуслуг и обеспечивает дополнительные удобства. Через интернет посредством сотового телефона или компьютера можно не только осуществлять платежи, не выходя из дома, но и через централизованную систему получать некоторые справки и другие документы. У программы есть и другие преимущества. Например, «Безопасный город» позволит бороться с нарушениями на дорогах и с преступностью. Кроме всего прочего, «Таза коом» – это переход на цифровую экономику.
Например, Европа уже давно перешла на цифровую экономику, и благодаря новым технологиям теперь Евросоюз дополнительно получает 60 миллиардов евро в год.
В прошлом году на экономическом форуме, который проходил в Санкт-Петербурге, президент РФ Владимир Путин объявил о переходе России на цифровую экономику. Таджикистан уже частично внедрил цифровые технологии. В Душанбе, например, повсюду стоят видеокамеры, которые помогают контролировать ситуацию на дорогах и т.д. Т.е весь мир переходит на цифровую экономику.
К сожалению, мы пока опаздываем в вопросах цифровизации. На улицах Бишкека только несколько дней назад появились несколько первых видеокамер. У нас пока только одни слова. Мы много говорим, но мало делаем. А должно быть наоборот, нужно говорить меньше, а делать больше, чтобы граждане видели, что СДПК выполняет свои предвыборные обещания.
«Регион.kg»: В этом году трехлетие присоединения Кыргызстана к ЕАЭС. Как бы вы оценили этот период? Какие плюсы принесла интеграция, а в чем, по-вашему, пока есть недоработки?
– Если говорить об экономических показателях, то надо полагать, что профицит бюджета не на пустом месте появился. Это произошло благодаря тому, что страны Евразийского экономического союза поставили во главу угла борьбу с контрабандой, что положительно сказалось и на Кыргызстане – в результате у нас увеличиваются поступления в бюджет. Буквально месяц назад, глава таможенного ведомства республики на встрече с премьер-министром Сапаром Исаковым говорил о десятикратном увеличении таможенных поступлений. Очевидно, что это не произошло случайно, это стало результатом нашей общей политики прозрачности на таможенных пунктах и борьбы с контрабандой. Неслучайно в рамках общей борьбы с серым импортом в Казахстане задержали нашего депутата. Я считаю, что это большой плюс нашего экономического союза, который позволит нам поднимать экономику всей страны, чтобы все граждане почувствовали результаты экономического роста, а не отдельные лица, которые жили за счет контрабанды.
В свое время я вышел в правительство с предложением регистрировать все сотовые аппараты, которыми пользуются наши граждане. У нас есть соответствующий закон, осталось только запустить программу, суть которой заключается в том, что каждый ввезенный в страну аппарат должен пройти регистрацию, чтобы государство могло получить доход в бюджет с импорта каждого аппарата, т.к. будет видно, откуда товар идет, как проходит таможенную очистку и т.д. Это тоже элемент борьбы с контрабандой, который при этом лаконично вписывается в программу цифровой экономики «Таза коом».
Но правительство не идет на этот шаг, как мне объясняют наши чиновники, это может привести к возмущению народа. Но если правильно объяснить, что это позволит увеличить бюджет, следовательно, позволит поднять зарплаты бюджетникам и социальные выплаты, то наш народ поймет, потому что народ у нас сознательный. Поэтому я думаю, что программу не принимают, потому что это выгодно некоторым лицам, которые контрабандой завозят сотовые телефоны в страну и на этом наживаются.
Вот над чем мы должны работать. И ЕАЭС нам в этом вопросе очень помогает. Например, мы приняли закон о регистрации дорогих меховых изделий, разработанный совместно всеми странами ЕАЭС. Сейчас есть специальные программы, которые присваивают каждому изделию штрих-код прямо на предприятии-изготовителе, что позволяет отслеживать передвижение этого товара, куда он поступил. Если он поступил в Кыргызстан, мы сможем видеть, поступили таможенные сборы с этого товара в бюджет или не поступили.
Через такие евразийские инструменты мы увеличиваем прозрачность, боремся с коррупцией, поднимаем экономику и пополняем государственный бюджет. Это только один пример того, какую пользу Кыргызстану приносит участие в ЕАЭС.
В прошлом году хорошие показатели были по экспорту нашей продукции в страны ЕАЭС. Однако за первый квартал этого года экспорт снизился, а импорт вырос. Это не очень хорошо для Кыргызстана. Рост промышленности, хоть и называется на уровне 21-го процента, пока не явно выражен. Пока в основном развивается только швейная отрасль.
«Регион.kg»: Нынешний год в Кыргызстане объявлен годом развития регионов. Как вы видите стратегию реализации данной программы?
– Наши регионы выпускают хорошую качественную сельхозпродукцию. Все, кто бывает в Кыргызстане, хвалят наше мясо. Но, к сожалению, его экспорт пока очень низкий. Более того, мы импортируем мясо. Араванская черешня, баткенский абрикос, узгенский рис, токтогульский мед и т.д. В Аксыйском районе выращивают чернослив, который также очень ценится, за ним охотятся покупатели, которые готовы еще по весне рассчитываться за будущий урожай. За иссык-кульским урюком покупатели сами приезжают, потому что он очень хорошо в той же России продается.
А если мы организуем еще и качественную переработку своей продукции, то тогда мы обеспечим заработком не только производителей, но и создадим дополнительные рабочие места, плюс получим добавочную стоимость. Об этом надо думать, и над этим надо работать. В каждом регионе есть такая уникальная сельхозпродукция, и наша задача – сделать так, чтобы покупатели в очередь выстраивались за ней. Если мы хотим увеличить экспорт таких наших региональных товаров, то нам нужно укреплять связи с ЕАЭС. Евразийский экономический союз играет большую роль в развитии регионов Кыргызстана.
Если мы туда будем по хорошей цене отправлять свою продукцию, это будет влиять не только на развитие регионов, но и на развитие всего Кыргызстана. Экспорт позволит нам зарабатывать валюту, чтобы закрывать валютный дефицит. Учитывая, что мы ежегодно покупаем ГСМ почти на один миллиард долларов, доходы от экспорта помогут нам решить этот вопрос.
«Регион.kg»: Вы говорите о наращивании объемов экспорта, но насколько это реально, учитывая, что наша экономика характеризуется мелкотоварностью?
– Спрос рождает предложение. Если увеличится спрос на тот или иной товар, будет необходимость увеличивать и объемы его производства. И здесь ничего придумывать не надо, мелкие хозяйства должны укрупняться путем кооперации, которая со временем позволит привлекать дополнительные деньги не только в производство сельхозпродукции, но и в ее переработку.
Сейчас каждый фермер выращивает на своем участке то, что считает нужным. Но чтобы решить вопрос с мелкотоварностью, как минимум, одно село должно выпускать один вид продукции, которая востребована на рынке, а дальше, если понадобится, то целый район должен выращивать и перерабатывать один вид.
Например, Аксыйский район будет выращивать чернослив, Араван, Кадамжай и Кызыл-Кия – черешню, Талас – фасоль и картофель и т.д. Нарын – это область, где развито животноводство. Но животноводство – это не только мясо и производство мясной продукции, это еще и шерсть, это и выделка кожи. И задача государства – точечно помогать предпринимателям, чтобы они не просто встали на ноги, чтобы они укрупнялись и набирали силу. Нужно работать над увеличением добавочной стоимости, потому что это дополнительный доход и дополнительные рабочие места. Вот над чем должно сегодня работать правительство, чтобы реализовать программу по развитию регионов.
«Регион.kg»: Говоря об евразийской интеграции, мы понимаем, что ключевым звеном в этом процессе является Россия. Сейчас Запад выдвигает против РФ все новые и новые санкции. Как Вы считаете, какую позицию должны занять страны ЕАЭС в этой ситуации?
– Так или иначе санкции против России отражаются и на остальных странах ЕАЭС. При этом Россия ищет варианты, как можно смягчить ситуацию и выйти из нее с наименьшими потерями, но я считаю, чтобы ситуация улучшилась, все союзники в рамках Евразийской интеграции должны действовать сообща и помогая друг другу. Мы должны собраться, обсудить и совместно решить, как действовать дальше, как облегчить экономическую ситуацию, спровоцированную санкциями Запада против России. Жесткое противостояние по зеркальному принципу – это, конечно, не выход из ситуации. Поэтому больше внимания нужно обратить друг на друга, чтобы наши экономики работали слаженно, как единый механизм. Нужно проработать механизмы импортозамещения, по крайней мере, в сегменте товаров поступающих из тех стран, которые одной рукой «душат» санкциями, другой рукой торгуют с ЕАЭС, получая при этом большую выгоду, и прежде всего от России. Т.е. нам нужно принимать скоординированные решения исходя из сложившейся ситуации.
«Регион.kg»: Есть ли сегодня в республике деструктивные силы, которые при поддержке внешних игроков предпринимают попытки разрушить установившуюся за последние 7 лет в республике общественно – политическую стабильность, под лозунгами якобы необходимого продвижения в Кыргызстане демократических преобразований? Ваше отношение к тому, что приезжающие в страну представители Госдепа регулярно проводят встречи с оппозицией и НПО, зачем в таком случае нужна парламентская оппозиция?
– Я думаю, что в Кыргызстане присутствуют некие силы, которые, прикрываясь лозунгами построения демократии, преследуют какие-то собственные цели, никак не связанные с интересами нашей республики. На самом деле, в Кыргызстане более чем достаточно демократии и гласности, которые порой даже граничат с анархией и хаосом. И тот факт, что американские дипломаты встречаются с внепарламентской оппозицией, состоящей из людей, которые не прошли в парламент, отчасти служит тому доказательством. Ведь, по факту, официальная оппозиция, находясь в парламенте, вполне может от имени народа делать заявления, озвучивать критику и влиять на политические и экономические решения, принимаемые правящим большинством. Поэтому было бы логично, если бы тот же Госдеп работал именно с системной оппозицией, учитывая, что она не просто функционирует в рамках Конституции, но и имеет поддержку определенной части населения. В Жогорку Кенеш проходят те партии и те люди, которым народ выразил доверие во время выборов.
Поэтому, на мой взгляд, взаимодействие и поддержка внесистемной оппозиции со стороны неких сил является показателем их истинных намерений и свидетельствует о том, что они не хотят мира и стабильности в нашей стране. Т.е. их истинные задачи отличаются от официальных заявлений. Это система двойных стандартов, а раз так, то нам нужно строить отношения с этими силами, исходя исключительно из собственного глубинного анализа ситуации.
«Регион.kg»: Кыргызстан зачастую получает негативные оценки в плане демократии, свободы слова, соблюдения прав человека со стороны международных неправительственных организаций. Например, Human Right Watch. Как Вы считаете, чего добивается Human Right Watch, критикуя за нарушение принципов свободы слова и нарушения прав человека власти Кыргызстана и понижая демократические рейтинги нашей страны?
– Я считаю, что главная причина того, что международные организации типа Human Right Watch и им подобным выступают с критикой и указывают на какие-то проблемы, кроется в финансовом вопросе. Это их способ получать финансирование, в частности гранты от Госдепартамента США и других доноров. А чтобы получать средства им нужно выискивать «недемократические» проблемы, под которые собственно и выделяются эти огромные финансы. Поэтому западные правозащитные организации активно нас критикуют, зачастую из мелких недостатков раздувая глобальные проблемы, чтобы «показать» свою работу и получить финансирование. Вторая, не менее весомая, причина – это геополитика. Зачастую озвучиваемая международными организациями критика в адрес Кыргызстана лично меня наталкивает на мысль, что это определенный политический заказ, т.е. что это некий проект, который является элементом геополитического давления на власти Кыргызстана.
И это касается не только Human Right Watch. Например, есть рейтинги платежеспособности стран, позволяющие международным финансовым институтам принимать решения по кредитованию тех или иных проектов. Эти исследования проводят такие американские компании, как «Moody's Investors Service» и «Standard & Poor's». Так вот, на мой взгляд, рейтинги Кыргызстана в этом вопросе необоснованно занижаются. А это опять же наводит на мысль, что либо их специалисты плохо знают Кыргызстан, и не могут компетентно оценивать ситуацию в нашей стране, либо у этих исследований есть определенные спонсоры, которые заказывают определенные результаты, чтобы использовать их в своих собственных целях. Но в итоге о нашей стране формируется необъективная информация.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320