В США закончились подсчеты голосов в спорных регионах, которые только подтвердили убедительную победу главного республиканца.
Своим мнением о том, насколько может измениться политика Вашингтона по отношению к Бишкеку, в беседе с «Регионом.kg» поделился директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков.
- Если проанализировать предвыборные посылы Дональда Трампа, то во внешнеполитической повестке нового президента места Центральной Азии не нашлось. Причем, в этом абсолютно нет никакой сенсации. Как показал его первый президентский срок, Трамп сосредоточен в основном на китайском, украинском, российском и ближневосточном направлениях. Наш регион шел тогда в тесной привязке американских военных интересов в Афганистане и экономическом противостоянии с Китаем, - отметил эксперт.
Он напомнил, что стратегию по Центральной Азии администрация Трампа утвердила только к концу его президентского срока. Концептуальной основой этого документа, который декларировал экономическое процветание и снижение террористических угроз в ЦА из Афганистана, на самом деле было предотвращение роста регионального влияния Китая и России.
- Стоит обратить внимание на то, что лидеры региона не дали каких либо глубоких оценок этому документу, видимо понимая декларативные и реальные интересы США в ЦА. Кстати, Трамп не так отметился и визитами в Центральную Азия, хотя тогда его не раз приглашал Нурсултан Назарбаев.
Не подписанное соглашение с Бишкеком: продолжение следует...
Если брать период президентства Трампа в контексте взаимодействия Кыргызстана и США, то особых прорывов в сотрудничестве не было. Вашингтон тогда в закрытом режиме согласовывал с аппаратом президента Жээнбекова проект нового соглашения о межправительственном сотрудничестве, который был денонсирован ранее премьером Темиром Сариевым. При Байдене этот документ стал поводом для публичного давления на власти нашей республики, если не сказать истерии со стороны отдельных представителей Госдепа, практически каждый их визит превращался чуть ли не в требование в скорейшие сроки его подписать. К лоббированию соглашения была подключена и группа местных СМИ, где в дискуссионной форме велась речь о стратегическом значении его подписания. Одним из аргументов было то, что на фоне других стран ЦА, которые имеют в активе сотрудничества с США такой «манускрипт», наша республика выглядит «белой вороной». В тоже время, общественность Кыргызстана не имеет понятия, о чем вообще идет речь в проекте соглашения, если не считать общих фраз в медийном пространстве на тему неких долларовых дождей для экономики нашей республики.
Наверняка администрация Трампа продолжит диалог по его подписанию, но согласно инсайдерской информации при Байдене документ претерпел существенные изменения, поэтому пока неизвестно устроит ли республиканцев трактовка сотрудничества с Кыргызстана от демократов, - поделился мнением собеседник «Региона.kg».
Угрозы вторничных санкций для стран ЦА сохранятся
При этом он обратил внимание, что победа Трампа «качнула» в мировых СМИ и тему беспрецедентных санкций в отношении России, которые задавались вопросом, будут ли они сокращены или отменены.
- Я полагаю, что не стоит торопиться надевать по этому поводу «розовые очки». Санкции как были так и будут, и для ЦА угроза введения вторичных санкций сохранится. Другое дело, что Госдепартамент, во-первых, может их смягчить, во-вторых, возможно перестанет регулярно проводить в Бишкеке и других центральноазиатских столицах «гастрольные туры» с участием американских высокопоставленных чиновников, пугающих страны региона вторичными санкциями, как это было при Байдене. Как мы знаем, для продвижения своей санкционной политики действующий президент США даже повысил степень диалога со странами ЦА «5+ 1» до уровня глав государств.
Вашингтон усилит торговые войны с Китаем?
Сейчас же его продолжение в таком формате вызывает большие вопросы, хотя нельзя исключать, что Трамп найдет для этого время, но вероятней всего, в первую очередь по китайской повестке. Участие Пекина в глобальных и региональных экономических проектах в ЦА, безусловно, будет в центре внимания команды нового президента. Если при Байдене запуску проекта строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан никто из американской администрации особого внимания не уделял, то сейчас ситуация может измениться коренным образом. Стоит вспомнить и попадание в «список Магницкого» экс-замглавы Таможенной службы КР Раимбека Матраимова, которого связанные с США средства массовой информации, например, «Азаттык» изначально обвиняли в контрабанде товаров из Китая. Поэтому очередной внешнеполитический кейс США по Китаю, в случае нового этапа торговой войны, с большой вероятностью попадет и в общественно-политическую повестку Кыргызстана.
Другое дело, что власти нашей республики уже имеют опыт отвечать на подобные вызовы. Плюс в стране сейчас действует закон об иностранных представителях из числа НПО. По китайской повестке стоит добавить, что казахстанские эксперты видят определенные выгоды в торговых войнах между Вашингтоном и Пекином. Они полагают, что у Казахстана появится возможность разместить у себя китайские заводы и заодно договориться о скидках на продукцию. Такой сценарий возможен и для нашей республики.
Экспорт американской «демократии» никто не отменит, а вот зеленые проекты – могут
В целом темы поддержки гражданских свобод, развития независимых СМИ, усиления неправительственного сектора и вопросы образования по-прежнему будут в повестке США. Продвижение в ЦА этих «священных коров» абсолютно не зависит от личности президента, другое дело готов ли Трамп выделять на эти цели столько же средств, сколько и Байден. Хотя важную роль здесь играет не только президент, но и конгресс, и палата представителей, и определенные лоббистские группы, - пояснил И. Шестаков.
В подвешенном состоянии в плане финансирования от США, по словам эксперта, могут оказаться проекты, связанные с зеленой экономикой и борьбой с глобальным потеплением.
- Трамп хотел еще в первый срок выйти из Парижского соглашения об изменении климата и не стремился финансировать энергосберегающие технологии. В тоже время власти Кыргызстана предложили обменять внешний долг на реализацию программы устойчивого развития именно в плане внедрения зеленых технологий. А вот совпадут ли в этом направлении позиции Вашингтона и Бишкека большой вопрос. Также как и дальнейшие финансирование Всемирным банком проектов по переводу крупнейших городов республики на энергосберегающие технологии в виде теплонасосов, - отметил политолог.
Мигранты, go home
Между тем, по его словам, самый главный вопрос, который затрагивает интересы рядовых кыргызстанцев, заключается в возможности миграции в США, учитывая, что Трамп является противником данных процессов.
- В его бытность даже кыргызские студенты, имеющие право на обучение в американских вузах, не всегда могли получить визу. Основной поток миграции двигался нелегально через границу США с Мексикой, но этот путь гарантировал возвращение на родину. Администрация Байдена кардинальным образом изменила ситуацию, дав зеленый свет нашим гражданам по въезду, упростив получение визы. В этой связи по неофициальной информации до 100 тыс. кыргызстанцев могли легализоваться в Соединенных Штатах. Правда, не все из них имели только паспорт Кыргызстана. По данным МИД, на американскую землю попали около 50 тыс. наших граждан, имеющих российские паспорта. Проще стало и с получением «грин карт». Так, в прошлом году право переехать выиграли около 3 тыс. кыргызстанцев.
Однозначно Трамп свернет всю эту миграционную «лавочку» демократов. Тем более, что ужесточение миграционной политики было одним из главных пунктов его предвыборной программы, где выделялась критика слишком мягкой политики администрации Джо Байдена, которая привела к ухудшению ситуации с миграцией и превращению США в страну третьего мира. По оценке The Wall Street Journal, в общей сложности депортация может затронуть 20 млн мигрантов, поэтому нелегально находящиеся в американских штатах кыргызстанцы, скорее всего, уже могут собирать чемоданы. В анти миграционной повестке нового президента нужно обратить особое внимание на положение о запрете на въезд мигрантам из определенных проблемных стран, где большинство жителей — мусульмане.
Миграционные возможности Кыргызстана будут зависеть и от нового посла в США. Не случайно Садыр Жапаров взял продолжительную паузу с назначением главы нашей дипломатической миссии, ожидая исхода борьбы за американское президентское кресло. В социальных сетях высказывались версии, что эту должность могут занять глава кабмина Акылбек Жапаров или посол в Турции Руслан Казакбаев. В любом случае посол должен будет иметь определенный набор наработанных связей с американским истеблишментом, - добавил И. Шестаков.
Аида Мамбетова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320