Интеграция
01.10.2014

Вступление Кыргызстана в ТС решит ключевые вопросы экономики республики.

Министр экономики КР Темир Сариев обсудил с общественностью и представителями местной власти вопросы присоединение республики к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.

По словам Темира Сариева, удельный вес стран ТС в общем объёме внешнеторгового оборота КР составил в прошлом году 40,7%, в том числе, в экспорте – 27,8% (с учетом золота), 44 % (без учета золота) и импорте – 44,9 %. Самый большой удельный вес в товарообороте КР занимает Российская Федерация – 27,1%, далее, Казахстан – 11,9% и на Беларусь приходится 1,6%.

Не менее важным остается вопрос в отношении импорта из стран ТС в КР. Республика завозит из этих стран стратегически важные для себя товары: ГСМ, зерно, лесоматериалы, металлопрокат, поэтому весьма значимым для экономики является то, что страна сможет осуществлять беспошлинный ввоз стратегически значимых товаров.

По данным таможенной статистики происходит снижение импорта грузов, традиционно поставляемых на рынки Дордой и Карасуу. Так, импорт ТНП из Китая в 2012 году составил 401,9 тыс. тонн, а в 2013 году — 329,9 тыс. тонн, что на 22% ниже предыдущего года. В последние месяцы произошло ухудшение ситуации. По информации от ассоциации работников торговли, с декабря текущего года объемы торговли на рынке Дордой резко упали (в 3-4 раза), сейчас на рынок ежедневно заезжает в день не более 50 грузовых машин с товаром, в то время как в предыдущие годы рынок принимал порядка 150-200 машин с грузом ежедневно.

«Приведенные факты свидетельствуют о достаточно высокой степени интеграции экономики Кыргызстана со странами ТС. В то же время наметилась негативная тенденция снижения экспорта из-за ограничений при пересечении границ ТС. Правительство изучило все риски, связанные с альтернативными сценариями по вопросу ТС: присоединение, либо не присоединение», - констатировал министр

Он отметил, что риски, связанные с не присоединением республики к ТС: любое ухудшение условий торговли со странами-партнерами, в первую очередь с Россией и Казахстаном, является очень чувствительным для экономики республики.

Не вступление КР в ТС может повлечь за собой многочисленные последствия: сокращение внешней торговли с КНР из-за не возможности осуществления дальнейшего реэкспорта (80% импорта из КНР в КР уходило реэкспортом в страны ТС), как следствие вышеуказанного предприниматели торговли потеряют рынок сбыта и наработанные торговые связи; произойдет рост безработицы, среди занятых на крупных оптовых рынках и в секторе мелких предпринимателей, занимающихся челночной торговлей; ухудшение финансового состояния малого и среднего бизнеса. Рост банкротства фирм. Потери бюджета из-за снижения налоговых платежей, рост дефицита бюджета; ужесточение применения всех видов нетарифных барьеров, в том числе таможенного досмотра, введение запрета на ввоз сельскохозяйственных и молочных продуктов; рост издержек для экспортеров, а в ряде случаев и невозможность осуществления экспорта; снижение объемов выпуска продукции секторов, ориентированных на экспорт (сельское хозяйство, швейная и молочная отрасль); существенное снижение темпов экономического роста; значительно возрастет миграция населения; будут прекращены беспошлинные поставки ГСМ из РФ, объемы которых составляют более 1600 тыс.тонн. В настоящее время экспортные пошлины в РФ на дизельное топливо составляют 244,4 долл. за тонну, на бензин 338,4 доллара США за тонну. Поэтому реалии сегодняшней ситуации говорят о необходимости быть частью евразийского интеграционного объединения.

«Какие плюсы мы ожидаем от присоединения к Таможенному союзу, это: в первую очередь, создание выгодных условий для торговли без таможенных границ: таможенного оформления на границе не будет; участники внешнеэкономической деятельности будут подавать документы в налоговые органы для уплаты НДС и др. налогов, если таковые будут необходимы; будут едиными требования на продукцию и все документы, подтверждающие безопасность продукции, будут единого образца;отмена формальностей, сборов и таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза, свобода транзита, обеспечат сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности и создадут выгодные условия для работы оптовых рынков республики», - подчеркнул Т. Сариев.

Так, по данным мониторинга, проводимого АБР, упразднение таможенных границ, начиная с июля 2011 года, способствовало резкому сокращению средних затрат времени на пересечение грузовыми автомобилями границы между Казахстаном и Россией с 7,7 часа в 2011 году до 2,9 часа в 2012 году; предполагается существенный рост инвестиций в Кыргызстане, начнут реализовываться крупные проекты.

«Придут инвесторы, и это не только страны ТС, это Китай, Турция, Корея и другие, поскольку для них откроется огромный рынок без пошлин и барьеров. Многие потенциальные инвесторы стран-партнеров ожидают исхода переговоров Кыргызстана по присоединению к ТС», - считает министр добавив, что Кыргызстан способен взять на себя роль производственной единицы во многих секторах, включая агропромышленный комплекс, текстильно-швейную индустрию и другие.

Эти сектора только выиграют от вступления в ТС, повыситься их конкурентоспособность, будут открыты рынки сбыта; проведение работ по модернизации испытательных лабораторий в соответствие с требованиями ТС, напрямую повлияет на увеличение нашего экспорта и не только в государства союза, а также и страны Дальнего зарубежья.

Депутаты Казахстана за ЕАЭС

Нижняя палата парламента Казахстана одобрила ратификацию договора о ЕАЭС

«Предметом договора являются вопросы исключительно экономического сотрудничества, обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов государств», - сказал на пленарном заседании министр национальной экономики Казахстана Ерболат Досаев.

По его словам, на всех уровнях органов стран ЕАЭС заложен четкий механизм консенсуса при принятии решений.

«Это исключает всякую возможность доминирования какого-либо государства. Принцип суверенного равенства закреплен не только в механизмах принятия решений, но и в представленности стран-участниц в органах Евразийского союза», - отметил министр.

Как отмечается заключении комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности палаты, ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъективностью.

В рамках договора о ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим договором и международными договорами в рамках ЕАЭС.

«Основными целями договора являются: создание условий стабильного развития экономик сторон в интересах повышения жизненного уровня населения; стремление к формированию единого рынка товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики», - подчеркивается в заключении.

В соответствии с договором, ЕАЭС осуществляет свою деятельность на следующих принципах: уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства сторон и их территориальной целостности; уважение особенностей политического устройства сторон; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции; функционирование Таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

В соответствии с законотворческой процедурой, законопроект о ратификации договора направлен на рассмотрение сената парламента.

Андрей Барышев
Серик Рымбаев

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320