В Бишкеке обсудили вопросы связанные с трудовой миграцией в связи с участием КР в ЕАЭС.
В круглом столе «Новые стратегии управления миграцией как залог успешного развития общества в условиях Евразийского экономического союза». Организаторами форума выступили Клуб региональных экспертов КР «Пикир», Комитет по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению Жогорку Кенеша КР.
Как заявил модератор форума, известный экономист Джумакадыр Акенеев, по приблизительным подсчетам суммы, которая была перечислены кыргызстанскими мигрантами за годы независимости составили примерно 25-30 млрд долларов.
- Это больше, чем Кыргызстан получил от международных организаций, - считает Ж. Акенеев.
В свою очередь депутат парламента Наталья Никитенко подчеркнула важность и своевременность проводимого круглого стола. Она пояснила, что в данный момент в парламенте рассматривается инициатива создания Кодекса о миграции.
- В целом наша нормативно-правовая база регулирует вопросы внешней и внутренней миграции. Но ситуация требует новых соглашений, в т.ч., в рамках ЕАЭС. Цель – выработка внятной госполитики по внутренней и внешней миграции до 2030 года. Подчеркну, что за каждым документом стоят живые люди, которые ожидают скорейшего решения проблем. У многих очень сложные ситуации. Это и доступ к образованию, медицинским услугам, наличие нормальных инструментов информирования, кто из работодателей готов принимать на легальных условиях и готов защищать их права. В каждой стране существует большое количество работодателей, заинтересованных в нелегальных мигрантов для ухода от налогоотчислений. Это очень сильно бьет по нашим гражданам. Работа по выявлению недобросовестных работодателей это одно, но информирование – это большая работа, которой стоит уделить активное внимание, - заявила Никитенко.
Как заявила ученый секретарь Института стратегического анализа КРСУ Наргиза Мураталиева, денежные переводы мигрантов играют значительную роль для экономики республики и, по данным ВБ составляют значительную долю ВВП – около 32%.
- Эти деньги снижают уровень бедности, смягчают последствия соцнеравенства. Но денежные переводы способствуют развитию страны не в полной мере, а лишь позволяют избежать экстремальной бедности, - подчеркнула эксперт.
При этом эксперт подчеркнула, что на фоне уменьшения трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана, все больше кыргызстанцев продолжают выбирать Россию.
- Для Кыргызстана Россия была и остается одним из главных центров притяжения для миграционных потоков. В силу этого, необходимым представляется популяризация специальностей и направлений, которые соответствовали бы не только потребностям собственной страны, но и страны назначения. Вступление Кыргызстана в ЕАЭС, и как следствие получение мигрантами дополнительных прав и возможностей в союзе создало дополнительную подушку безопасности для Кыргызстана с его нестабильной социально-политической ситуацией. Однако это не повод для того, чтобы государственные органы перестали уделять должное внимание проблемам миграции, - считает Мураталиева.
Добавив, что на сегодня миграционная политика Кыргызской Республики недостаточно эффективна также в связи с частой сменой государственных ведомств, занимающихся реализацией миграционной политики государства, и передачей вопросов миграции другим органам и ведомствам.
- Миграционные потоки в любом государстве должны быть направлены в русло оптимизации для минимизации негативных рисков и повышения эффективности. Необходим рациональный и тщательный подход к миграции, который заключался бы не только в пограничном контроле и учете статистических данных о мигрантах, но и вписывался бы в общую картину стратегического развития государства на перспективу, - считает участник круглого стола.
Наргиза Мураталиева подчеркнула, что официальная картина не всегда представляется полной, потому что нелегальный сектор трудовой миграции не всегда поддается анализу. И миграционная политика должна быть направлена на сокращение числа нелегального потока.
- При этом ошибки в планировании миграционных потоков могут привести к тяжелым социальным последствиям. Что касается рекомендаций, необходимо, считаю, продолжить работу над усовершенствованием законодательной базы, усилить исследовательскую работу, усовершенствовать работу по статданным, создать стабильную и устойчивую работу органов, ответственных за миграционную политику, - уверена ученый секретарь Института стратегического анализа КРСУ.
Политолог Денис Бердаков высказал точку зрения о том, что «со вступлением в ЕАЭС для наших граждан созданы самые приемлемые условия труда.
В частности, были отменены патенты и специальные разрешения на работу, экзамены на знание языка, культуры, истории и законодательства, которые ранее действовали. Теперь трудящиеся могут находиться без регистрации на территории России до 30 суток, а в случае пребывания свыше этого срока им необходимо встать на миграционный учет.
Согласно данным ФМС от 16 января 2016 года, количество граждан Кыргызстана, находящихся на территории России, продолжает расти, за минувший месяц, увеличившись на 2%. В настоящее время их число составляет 553 тысячи 910 человек. Количество граждан Таджикистана за месяц уменьшилось на 3,8% и составляет 862 тысячи 321 человек. Для сравнения на 5 ноября 2015 года количество мигрантов из Таджикистана составляло 933 155 человек.
Количество граждан Узбекистана падает чуть быстрее - на 4,1% за месяц, на 18,6% по сравнению с годом раньше, на 22,2% по сравнению с двумя годами раньше. В настоящее время на территории России находится более одного миллиона восьмисот тысяч узбекистанцев.
- Это свидетельствует о том, что команда президента КР Алмазбека Атамбаева осознает , что для поддержания социальной стабильности в КР необходимо или создать рабочие места (речь идет о сотнях тысяч рабочих мест), или способствовать выезду работоспособного населения на заработки в страны ЕАЭС. Для этого президент Кыргызстана неоднократно лично вел переговоры по выведению из черных списков трудовых мигрантов в РФ. И добился впечатляющих результатов: на 1 ноября 2015 года, по данным миграционной службы РФ, из «запретников» выведены около 50 тысяч мигрантов, осталось вывести еще 70 тысяч кыргызстанцев. С учетом падения уровня реальных доходов граждан КР трудящихся в ЕАЭС и повышения конкуренции необходимо поднимать уровень квалификации трудовых мигрантов и создавать трудоемкие производства в КР, - резюмировал эксперт.
Союзбек Аскаров
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320