Ряд выехавших за рубеж после кровавых событий восьмилетний давности кыргызстанских политиков и общественных деятелей узбекской национальности направили обращение президенту Сооронбаю Жээнбекову.
В нём они отмечают необъективное расследование уголовных дел, связанных с конфликтом, и предлагают для справедливого расследования Ошских событий создать специальную структуру с участием международных организаций.
Би-Би-Си взял интервью у Абдыгани Эркебаева, который возглавлял национальную комиссию по расследованию причин и последствий конфликта, произошедшего в Оше и Джалал-Абаде в 2010 году, задав ему вопрос, есть ли основания для повторного расследования конфликта с участием международных организаций.
У каждого есть право на обращение, это гарантировано Конституцией. Отдельный вопрос, насколько обращение обоснованно и уместно. По Ошским событиям было создано много комиссий. В национальную комиссию, которой я руководил, вошли авторитетнейшие люди страны: ученые, эксперты. Среди них представители разных национальностей. От узбекских родичей – Бактияр Фаттахов, замечательный узбекский врач из Базар-Коргона, бывший депутаты ЖК Борубай Джураев и другие. После июньских событий была создана и парламентская комиссия. Также проводила расследование международная комиссия под руководством Киммо Кильюнена, заключение которой я не воспринимаю настолько резко негативно, как отдельные депутаты. В заключении международной комиссии есть и правильные моменты. Я считаю правильным, что в ходе тех событий происходили антигуманные вещи. Надо уметь уважать общечеловеческие культурные права, не выступая рьяными националистами. Они тоже расследовали и вывели, что не было никакого геноцида и военных преступлений. Мы тоже не сможем опровергнуть, что происходили бесчеловечные вещи. Наша комиссия тоже приводила такие примеры. Я не считаю правильным повторное проведение международного расследования.
Содержится просьба для выявления зачинщиков конфликта расследовать ответственность членов тогдашнего Временного правительства...
- Наша комиссия взяла на себя задачу дать политическую оценку тем событиям. Мы отметили допущенные кыргызской стороной, в том числе и тогдашним Временным правительством, недостатки. Вместе с тем отмечали и то, о чём сейчас пишут авторы обращения. Есть не большой их недостаток, а вина. Определить, насколько она преступна, было задачей следствия и суда. Раз эта тема сново поднята, я тоже в этом заинтересован. Тот же Кадыржан Батыров в свое время встречался с главой Временного правительства Розой Исаковной [Отунбаевой] и позже ставшим нашим президентом Алмазбеком Атамбаевым. Сейчас и в кыргызский среде бытует обвиняющее мнение, что "они встречались с сепаратистами". Хорошо, если скажут, при наличии конкретных доказательств. Авторы сегодняшнего обращение тогда сбежали, поэтому у нас не было возможности с ними встретиться. Что касается Розы Исаковны, Алмаза Шаршеновича и остальных членов Временного правительства, мы всех приглашали в комиссию и задавали вопросы. Впервые в истории Кыргызстана наша комиссия призывала и опросила таких высокопоставленных лиц. Подчинилась и ответила на все вопросы и президент переходного времени Роза Исаковна. Приходили и Атамбаев, Текебаев, всех опросили. Были вопросы, какие были с ними связи, были ли даны обещания. До и после Жылдыз Жолдошева высказывала разные обвинения, заявив, что у неё имеется видео. Несколько раз запрашивали у неё соответствующие документы и видеоматериалы – ничего не было представлено, а без доказательств слова так и остаются словами, как известно.
Тогда кто должен был взять политическую ответственность за Ошские события?
- Погибло свыше 400 граждан, пропали без вести более 50 человек, тысячи были ранены, происходили массовые ограбления. Это очень тяжёлый вопрос. Самые главные зачинщики находятся в бегах. Наша комиссия заявляла и писала, что необходимо рассмотреть политическую ответственность и членов ВП, руководителей силовых структур. К прискорбию, я это всегда отмечаю с огромным сожалением, предложение нашей комиссии не было до конца принято во внимание. Единственное – Временное правительство 16 июня обнародовало заявление, взяв на себя моральную ответственность. По меньшей мере, должны были взять на себя политическую ответственность уйти в отставку правительственные руководители в регионах, районах, областях, руководители силовых структур. У нас этого не произошло. В этом плане, если сравнивать с событиями 1990 года, мы проявили слабость. Это низкий уровень политической и нравственной культуры тогдашних руководителей. Во-вторых, причиной стала также нерешительность ВП, в том числе президента переходного времени Роза Исаковны.
В обращении также затронут вопрос правозащитника Азимжана Аскарова, признанного виновным в связи с событиями конфликта 2010 года и пожизненно лишённого свободы. Авторы обращения считают, что кыргызская власть должна исполнить призыв ООН об освобождении Аскарова.
- Между национальным и международным правом существовали и будут существовать противоречия. В нашей старой Конституции нормы международного права мы поставили выше, сделав их доминантой. В действующей Конституции, согласно поправкам, этого нет, доминирует национальное законодательство. В этом аспекте этот вопрос не будет рассмотрен так, как они ожидают. Мы должны действовать на основании нашего Основного закона.
Кыргызская служба Би-Би-Си
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320