Безопасность
13.12.2021

Внешние угрозы для ЦА: Афганистан, как основной источник нестабильности

Текущие вызовы и потенциально дестабилизирующие факторы в регионе, а также возможности их минимизации обсудили участники дискуссии «Безопасность в Центральной Азии – 30 лет спустя», организованной Центром глобальных исследований и международных отношений Дипломатической академии МИД РФ (Москва) совместно с Центром европейско-азиатских исследований (Екатеринбург).

Как отметил директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков, последние два года являются экстраординарными и событийными для всего постсоветского пространства – это война в Нагорном Карабахе, протесты в Беларуси, политическая турбулентность в Грузии, парламентские выборы в Кыргызстане и конфликт между ним и соседним Таджикистаном. Особую озабоченность вызывает и ситуация в граничащем с СНГ Афганистане, где произошедшие в этом году события усугубили и без того непростую обстановку в центральноазиатском регионе.

- Пришедший к власти в начале этого года политический режим талибов, их принципы госуправления и подходы к обеспечению правопорядка, например, смертная казнь и отрубание конечностей за те или иные проступки или инакомыслие, ограничение участия женщин в профессиональной и общественной жизни и другие, представляются, деликатно говоря, несколько необычными для многих стран. Например, руководство Таджикистана не признает талибов в качестве официальной власти в соседней исламской республике, настаивая на создании инклюзивного правительства, - отметил эксперт.

По его словам, Афганистан, на сегодняшний день ключевая, но не единственная, угроза безопасности стран центральноазиатского региона.

- Недавние протесты в Турции, которая является одним из партнеров стран постсоветской Центральной Азии, вызванные девальвацией турецкой лиры на 70% с начала года, что привело к ухудшению экономических показателей внутри страны и к замедлению ее внешнеэкономического взаимодействия, ставят под вопрос участие Анкары в сохранении региональной стабильности. Т.к. сохраняющаяся тенденция к ухудшению внутренней экономической ситуации передвигают на второй план решение задач, связанных с афганским фактором, - добавил Андрей Русаков.

В свою очередь генеральный консул Республики Таджикистан в г. Екатеринбурге Зафар Сайидзода, отметил, что народ Афганистана, который более сорока лет живет в состоянии войны и нестабильности, в последнее время столкнулся с еще более серьезными проблемами в сфере безопасности и социальной защиты, став жертвой геополитических игр в регионе и мире.

- Таджикистан поддерживает скорейшее восстановление мира в этой стране путем формирования инклюзивного правительства с соблюдением интересов всех проживающих на ее территории народов и народностей, соблюдения прав граждан в рамках норм, принятых мировым сообществом. Мировое сообщество не имеет морального права оставлять афганский народ наедине с возникшими проблемами, однако, все международные институты по правам человека почему-то молчат и не выдвигают никаких инициатив по поддержке мирного населения Афганистана. Своим равнодушием они провоцируют рост насилия и ухудшение жизни граждан, что приведет к гуманитарной катастрофе и укрепит за страной имидж рассадника терроризма, угрожающего безопасности стран региона и мира, - добавил консул.

Он подчеркнул, что существующая геополитическая геостратегическая конкуренция между мировыми державами также не может не влиять на обстановку в Афганистане.

- Афганский кризис возник и развивается под влиянием внешних факторов. Для решения проблем надо задействовать ШОС, куда входят практически все соседи Афганистана и ведущие страны мира. Сейчас ситуация в Афганистане изменилась, но сообразно ей и надо действовать, нужны новые подходы и механизмы к решению афганского кризиса, исходя из понимания что нет военных путей его решения, он должен решаться только путем мирных переговоров, - подчеркнул Зафар Сайидзода.

Тему геополитического влияния на процессы в Афганистане продолжил профессор Академии военных наук, заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ (Москва) Вадим Козюлин.

- Сегодняшний момент характеризуется глобальным противостоянием США и Китая, все остальные события, в том числе в России и в Центральной Азии лишь примыкают к этому процессу. Как мы понимаем, военный конфликт не возможен, но возможно противодействие в экономической и политической сферах, а также в серых зонах – это термин, обозначающий нечто среднее между конкуренцией и войной, который впервые был зафиксирован в одном из документов администрации президента Байдена. В этом мире, где постоянно будут случаться какие-то конфликты, которые хоть и будут выглядеть, как самостоятельные явления, но будут относиться к этому глобальному соперничеству, нам и предстоит жить, - подчеркнул эксперт.

Он подчеркнул, что США настроены достаточно решительно и агрессивно, Китай пока демонстрирует довольно миролюбивую риторику, даже где-то более демократическую, нежели у США.

- Вашингтон намерен перетягивать в свой лагерь не только своих сторонников, но и тех, кто колеблется. Например, влияние Турции в ЦА, отчасти начиналось с США, которые политически и финансово проспонсировали этот процесс. Россия сегодня – не партнер и не соратник Соединенным Штатам, которые тем временем в рамках развития американо-китайского сценария пытаются ее либо нейтрализовать и ослабить, либо перетянуть на свою сторону. Но этот номер, как мне кажется, у них не пройдет, особенно пока у власти Владимир Путин. Примерно то же самое они пытаются проделать с центральноазиатским регионом, Мы видим энергичные попытки американцев обосноваться в Центральной Азии не в экономической или гуманитарной, а именно в военной сфере. Но я думаю, всем понятно, что их присутствие в регионе – это не фактор стабильности, - отметил Вадим Козюлин.

По его словам, Афганистан превращается в горячее поле противодействия Вашингтона и Китаю, и России, и всем соседям, включая Иран. Штаты, несмотря на то, что они ушли формально, фактически сохранили здесь свои связи, у них колоссальные финансовые возможности и возможности спецслужб, они будут этим пользоваться и играть на этом поле.

Советник Совета директоров АКБ «Толубай», общественный деятель (Кыргызстан) Женишбек Байгуттиев отметил, что сегодняшние условия существования мира продиктованы прагматичностью государств в вопросах распределения традиционных энергоносителей, спрос на которые сохраняется, несмотря на тенденции зеленой экономики с нейтральной углеродностью.

- Доступ к ресурсам, особенно углеводородам, сейчас является очень важным фактором геополитических процессов, происходящих в распавшемся на центры и региональные объединения мире. Эти процессы формируются и используются отдельными игроками в попытках создания однополярного мира, в результате чего возникает много региональных конфликтов, одним из которых и является Афганистан. Купировать эту проблему сейчас практически невозможно, потому что в свое время не были задействованы эффективные механизмы ее решения, а попытки «залить» ее деньгами привели лишь к тому, что она стала выходить далеко за свои границы, подчеркнул эксперт.

По его словам, в этой ситуации возрастает влияние международных и региональных объединений, в которых ключевую роль играют Китай и Россия.

- Это влияние напрямую связано с политикой этих государств, которую нужно правильно реализовывать. Например, если мы говорим об ОДКБ, то понимаем, что армии большинства стран-участниц Организации способны решать не более, чем свои оборонные задачи и то не в полной мере, тогда как основной силой объединения является Россия. Но, если она что-то не успевает или где-то не дорабатывает, возникают такие структуры, как например, Организация тюркских государств. Пока Россия в Центральной Азии довольствуется больше проектами мягкой силы, которые малоэффективны и не решают никаких проблем, страны региона потихоньку попадают в сферу влияния других игроков, например, Турции, - добавил Женишбек Байгуттиев.

На то, что в ближайшее время ситуация в Центральной Азии будет иметь тенденцию к ухудшению оперативной обстановки, учитывая происходящие в Афганистане процессы и разнополярные точки зрения на течение политических процессов в этой стране, обратил внимание президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба.

- Если от Талибана и не исходит угроза, то ее представляют террористические группировки, вытесненные с Ближнего Востока и из зоны иракского конфликта и осевшие в Афганистане, откуда они будут выдавливаться в процессе укрепления власти талибов. Поэтому их выход на сопредельные территории – в Центральную Азию, это вопрос времени и климатических условий. Еще одна угроза – это наличие большого количества спящих ячеек в регионе, члены которых имеют реальный опыт боевых действий, полученный ими на Ближнем Востоке, а также латентных террористических групп, находящихся под внешним управлением США, Пакистана и т.д. Это повышает риски вмешательства внешнего актора, который будет решать свои геополитические цели и задачи. При этом нужно понимать, что Турция – это страна НАТО, и усиление ее позиций в регионе, в том числе за счет создания Организации тюркских государств идет в разрез целям и задачам ЕАЭС. Если этот вопрос не будет сбалансирован Россией, Турцией и странами центральноазиатского региона, он поставит под вопрос евразийские процессы, который закладывает угрозу социальных потрясений в будущем, - подчеркнул эксперт.

Нынешнюю ситуацию ветеран спецслужб считает острым периодом гибридной войны, за которой стоят страны западного альянса.

- Западные теоретики обозначают три направления этой новой формы войны, которую они сейчас ведут. Первое – это моральная война – подавление воли противника к победе путем отделения его от союзников и внутреннее раздробление с подрывом общей веры и общих взглядов. Второе – это ментальная война – искажение восприятия противником на основе дезинформации и создания неверных представлений о реальности, создание образа врага и т.д. И третье – это физическая война – разрушение физических ресурсов противника, под которыми мы понимаем живую силу, инфраструктуру и источников снабжения. Понятно, что это не делается напрямую, есть латентные группы, которые внедряются в систему госуправления и ведут деструктивную разрушительную деятельность, - пояснил Юрий Погиба.

По его словам, в этих условиях для стран Центральной Азии возрастает роль ОДКБ, т.к. в одиночку они не могут противостоять внешним угрозам.

В свою очередь политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир» (Бишкек) Игорь Шестаков подчеркнул, что ситуация в Афганистане была обречена еще 8 лет назад.

- В 2013 году в Бишкеке проходила большая конференция по афганской тематике, которую проводил НАТО, и тогда многие, прежде всего, западные эксперты говори ли о том, что антитеррористическая коалиция проиграла битву Талибану и другим силам. Поэтому, на мой взгляд, происходящее сегодня в Афганистане – это не сенсация, это как раз доказательство того, что США не смогли стабилизировать ситуацию в Афганистане, где хроническая нищета, как была, так и осталась, где продолжают активно действовать террористы и экстремисты, чьи силы Штатам удалось на какое-то время рассеять своими бомбардировками. И это единственное, что им удалось, - сказал эксперт.

По его словам, сейчас одна из главных угроз в контексте Афганистана заключается в том, что в любой момент из этой страны в Центральную Азию могут рвануть десятки, если не сотни тысяч, беженцев. Этот процесс будет неконтролируемым, но он будет выгоден тем же Аль-Каиде или ИГИЛ, потому что вместе с беженцами сюда смогут прибыть их боевики.

- Сейчас это один из ключевых вопросов, и не надо дожидаться, когда это произойдет. Нужно в рамках ОДКБ, СНГ, ШОС предпринимать шаги с целью этого не допустить. Для нас хороший пример – это события на границе Беларуси и Польши. Если беженцы с Ближнего Востока уже до туда добежали, что говорить про Афганистан, который у нас находится практически под боком. Это, на мой взгляд, один из очевидных рисков. Что касается в целом внешнеполитических раскладов, то, безусловно, Турция в сотрудничестве с западными странами пытается выстраивать на постсоветском пространстве новую тюркскую реальность, активно реализуя в последний год свой проект по созданию тюркского мира, - уверен Игорь Шестаков.

В этой связи он высветил вопрос, что может предложить Россия в качестве альтернативы глобальным планам Турции.

- Пока можно говорить о том, что основной фактор российского присутствия – это трудовая миграция, которую не остановила даже пандемия, о чем свидетельствует количество денежных переводов из России в Кыргызстан. Но мне кажется, что кроме миграционных процессов, происходящих на территории РФ, ей нужно предлагать свои проекты, прежде всего, в сфере мягкой силы. Потому что сейчас русский язык, несмотря на его популярность и востребованность среди населения Кыргызстана, катастрофически теряет свои позиции, т.к. сужаются сферы его применения. В этом направлении от России много, что зависит. Но, важно, чтобы это декларировалось не только на высшем официальном уровне или на словах работающих в Кыргызстане российских чиновников, а в реальных и конкретных проектах, - добавил политолог.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320