Директор центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков специально для Азиатского Экспресса о саммите С5+ Германия в Астане.
Основная часть встречи Шольца в формате C5+1 наверняка осталась за кадром. На таких саммита есть повестка публичного характера, и действительно сторонами не было подписано каких-либо серьезных фундаментальных договоров.
Конечно, рост товарооборота, который произошел за последние два года между странами Центральной Азии и Европейским Союзом, включая Германию, был во многом обусловлен в том числе и тем, что часть определённой продукции могла пойти параллельным импортом через страны центрально-азиатского региона в Россию. Это очень сильно волнует власти Германии, и других стран Европейского Союза, поэтому возможности контроля за реэкспортом европейских товаров через территорию ЦА в РФ – были в ракурсе основных тем встречи, но опять же это осталось за кадром.
Но 3-6 компании никак не влияют на торгово-экономическую повестку. Для ЕС скорее всего важны дальнейшем свои дивиденды. И это первую очередь касается поставок углеводородов, дефицит которых возник в результате антироссийских санкций.
Опять же, в основной повестке на этом внимание не акцентировалось. Сейчас Европейский Союз будет вынужден так или иначе расширять экспорт товаров из Центральной Азии, а иначе в чем смысл угрозы вторичных санкций, если товары из ЦА не попадают на европейский рынок.
Зеленая повестка тоже была в центре внимания, но сейчас у Германии, которая является основным проводником внедрения «зеленых» технологий в Центрально-Азиатском регионе, не все так гладко, как преподносится общественности. Например, Кыргызстану для того, чтобы перейти на экологические новшества, необходимы миллиарды долларов.
Вряд ли, допустим, Германия, которая связана обязательствами перед Украиной, оказанием ей военной помощи и с учётом внутренних социально-экономических проблем, связанных с наплывом беженцев с Ближнего Востока, располагает лишними средствами. Но, с другой стороны, ничто не мешает продвигать свои технологии и таким образом создавать конкуренцию, например, российскому газу или уже приходящему в регион Росатому.
Конечно, не стоит ожидать, что Германия эти проекты свернет, но возникают большие вопросы по их финансовым возможностям для реализации зеленой повестки. Без финансового содействия
США они вряд ли смогут реализовать свои амбиции. Но в любом случае, как модератор этой темы, мне кажется, что это остается приоритетом для Европейских стран. Такое мнение сложилось и по результатам встречи президентов Казахстана и Узбекистана с канцлером Германии.
Особо хочется сказать о теме миграции, в случае с потоками афганские беженцев в Узбекистан — она может быть взрывоопасна для центрально-азиатского региона. К примеру, на круглых столах «Ой Ордо» отмечалось, что на территории Афганистана, находится до 100 тысяч боевиков, которые в любой момент могут дестабилизировать ситуацию в регионе.
Понятно, что речь не пойдет о тех миллионах, которые, допустим, принимает сегодня Россия из Центральной Азии. Но в то же время необходимо отметить, что с момента начала СВО правительство Германии финансировало исследовательские проекты в странах ЦА, на тему как российско-украинский конфликт сказывается на положении трудовых мигрантов из стран ЦА в России.
Очевидно, что вряд ли бы это просто так делалось немецким правительством, а значит, есть определенные планы по системой работе стран ЕС в этом направлении, которое имеет приоритетное значение для социально-экономического положения, как стран, так и жителей нашего региона. Тем более, что после трагических событий Крокус-Сити-Холла ситуация с миграцией ужесточается в России.
Поэтому, с одной стороны, возможно, Германия предложит большую квоту для тех же граждан Узбекистана или Кыргызстана. Они все-таки не радикальны, как, допустим, выходцы из того же Ближнего Востока. Но в то же время, я думаю, что Германия будет работать активно и с НПО в Центральной Азии, которые мониторят тему положения мигрантов стран региона в России.
Здесь, я думаю, тоже будет определенный интерес, потому что трудовая миграция является для народной дипломатии восприятия России в регионе, ключевым фактором. А особенно на темы процессов деколонизации, которые активно финансируются, в том числе и по линии Европейского Союза в странах ЦА, где как бы пытается избавиться от советского прошлого, этот момент стратегически важен на будущее. И он однозначно связан, с ослаблением роли России в ЦА.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320