Ой Ордо
11.07.2023

Вернется ли Кыргызстан в Аральский фонд?

Актуальные вопросы и проблемы, связанные с водными ресурсами Кыргызстана, а также перспективы их решения, в том числе в рамках межгосударственного сотрудничества, обсудили в Бишкеке.

Как отметил эксперт управления политических и экономических исследований администрации президента КР Илимбек Абдиев, в рамках водной тематики можно отметить такие ключевые направления, как безопасность питьевой воды, доступность поливной воды, продовольственная безопасность и вода, как элемент экономического развития.

- В принципе, в мировом сообществе используется термин комплексного использования воды. В этой части хотелось бы отметить усилия и расходы Кыргызстана в части предоставления системных экологических услуг по аккумуляции воды и её очищению, а также транспортировке по трансграничным рекам. Наша страна несет финансовые расходы в этой связи.  И, наверное, настает время говорить о справедливости, о взаимности именно в разделении этих расходов, - отметил представитель президентской администрации.

Он также напомнил, что президент Кыргызстана Садыр Жапаров, выступая на Международной конференции ООН, также поднимал водную тематику, которая тесно связана с вопросами климата.

- Как отметил на конференции заместитель генерального секретаря ООН, «мы собираемся не только для будущего воды, но и для будущего мира». Это говорит о том, что климатические изменения, которые происходят в последние годы, актуализируют и водную тематику, - добавил И. Абдиев.

В свою очередь главный специалист управления водными и земельными ресурсами  Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора (МПРЭТН) КР Гульнара Жунушова заострила внимание на том, что для управления водными ресурсами нужны специальные подходы, поскольку методы административного управления в данной сфере малоэффективны.

- Нужно понимать, что законы природы, которые не до конца изучены учеными, имеют комплексное антропогенное воздействие. Поэтому стратегии в данной сфере объектом воздействия рассматривают, как сами гидроресурсы, так и жизнедеятельность людей, т.к. два эти компонента активно воздействуют друг на друга. Эта практика показала, например, что наш бишкекский кризис, возник, потому что при градостроительстве системно нарушались технические правила. Это привело к последствиям. Так, в настоящее время подземные горизонты истощаются из-за того, что мы из поверхностных вод забираем ресурсы на нужды ирригации, а из подземных  на нужды жизнеобеспечения, учитывая, что население растёт, а вместе с ним увеличивается и водопотребление. Соответственно, инфраструктуру надо приводить в соответствие с потребностями. Кроме того, необходимо эффективное управление спросом и вызовами, которые будут иметь те или иные наши действия или бездействие, - пояснила спикер.

По ее словам, сегодня в Кыргызстане водой занимаются разные ведомства, но практически никто ни за что не отвечает, в связи с чем есть реальная необходимость создать специальный орган по воде, но для этого должно быть политическое решение властей.

- Сейчас, по факту, эффект от использования гидроресурсов не виден ни для экономики, ни для социального сектора, ни для экологии Кыргызстана. Поэтому воду и энергетику надо разделять. Подписав водно-энергетические соглашения в 90-х годах, мы, по сути, закрепили те связи, что действовали в советский период. Однако если энергетику мы более или менее переставили на рельсы рыночной экономики, то по воде мы пользуемся еще советскими договоренностями, обеспечивая при этом экономики сопредельных государств, а не свою. Мы 75% воды отдаем сопредельным государствам – это инвестиции в их экономику, в их социальный фактор и экологию. На мой взгляд, в современных условиях все эти документы необходимо пересматривать, они должны строиться на справедливой разумной основе, и у нас есть основания инициировать их пересмотр. Их дает нам в том числе международное право, но для этого нам необходима единая государственная позиция по водным вопросам, - добавила Г. Жунушова.

Отчасти поддержал эту мысль системный аналитик Бактыбек Саипбаев, подчеркнув, что «в Кыргызстане происходят совершенно парадоксальные вещи».

- Кыргызстан, как и Таджикистан, находится в верховье, т.е. обладает очень значительными водными ресурсами – две наши страны формируют примерно 70-75 % всех гидроресурсов Центральной Азии. Однако мы испытываем дефицит и питьевой, и поливной воды. Годовой сбор воды на территории нашей страны составляет примерно 47-50 млрд кубометров, из них мы используем не больше 20-25%, остальное течет в Казахстан и Узбекистан. Реку Нарын мы используем не больше чем на 2% – река  течет, а наши фермеры и хозяйства не пользуются ею, потому что для этого нужна специальная система ирригации. А вот Сырдарья на все 98% используется узбеками – и для питья, и для полива, в результате ее вода не доходит до Арала, - поделился информацией эксперт.

Он подчеркнул, что Кыргызстан до сих пор отдает воду бесплатно, потому что вода, как считают соседи, это «божий дар».

- Наши соседи ссылаются на «священную» конвенцию о трансграничных реках, хотя мы не подписывали никаких документов в этой сфере и не брали на себя никакие обязательства. При этом, когда нам нужен газ, его нам продают, как и удобрения, и нефть. Разве газ – это не дар божий? Поэтому нам нужно поднимать вопросы о справедливом распределении расходов и компенсациях, а также о сотрудничестве. Например, у нас огромный потенциал в строительстве малых ГЭС. Они не требуют платин, не надо создавать водохранилище, просто за счет кинетической энергии бурных рек можно снабжать электроэнергией целые села. Наши соседи вполне могли бы в этом участвовать, это была бы какая-то компенсация за то, что мы им бесплатно даем воду, - подчеркнул спикер.

Перспективы сотрудничества есть и  с точки зрения экологии, например, соседние государства, пользующиеся водой, которая формируется на территории Кыргызстана, могли бы участвовать в высадке лесов вокруг ледников.

- На склонны гор надо высаживать миллионы и миллионы деревьев. Если бы они взялись за помощь нам в этом деле, то тогда мы бы смогли остановить деградацию ледников. Дело в том, что гидроресурсы в нашем регионе формируются практически только из ледников, т.е. от их состояния зависит наше водоснабжение, сельское хозяйство, наша питьевая вода и т.д. Они питают реку Нарын – ее протяженность более 800 км, которая далее соединяется и питает реку Сырдарья – около 200 тыс. км. Почему деградируют ледники? Раньше, согласно розе ветров, на ледники оседали только пески с пустынь СУАР, принесенные песчаными бурями. Однако с тех пор, как высох Арал, с его дна начали подниматься пылевые бури, причём в их составе было все, что в Арал попадало благодаря сельскохозяйственной деятельности людей – это сульфаты, хлориды, соли тяжёлых металлов, пестициды. Сейчас вся эта ядовитая смесь вперемешку с песком оседает на ледниках Центральной Азии, что и усиливает их деградацию, - пояснил эксперт.

За последние годы деградировали примерно 30% ледников, и если ситуация не изменится, то к середине нынешнего века, могут стаять 50% ледников, а к началу следующего столетия они могут и вовсе исчезнуть.

- И тогда наш регион станет непригодным для жизни людей, потому что Центральная Азия превратится в пустыню. Поэтому вопрос воды и рационального водопользования, на мой взгляд, является проблемой номер один для нашего региона. Сейчас страны пытаются как-то восстановить Арал, но вряд ли это получится. Ученые посчитали, что даже если прекратить хозяйственную деятельность человека, т.е. создать условия, при которых Сырдарья и Амударья снова начнут питать Аральское море, на его наполнение потребуется не меньше 100-150 лет, т.е. аральская экологическая  катастрофа – это уже, видимо, необратимый факт, - добавил Б. Саипбаев.

По оценкам ряда экспертов, сегодня  наиболее походящей площадкой для сближения стран «верховья», трансграничных рек и нижнего течения является Международный фонд спасения Арала. На середину сентября нынешнего года запланирована встреча глав государств-учредителей МСФА, где будет определена следующая страна-председатель. В порядке очередности ею станет Казахстан. Далее на эту роль может претендовать Кыргызстан, при условии, что республика разморозит свое  членство в Фонде.

Как отметил директор Регионального горного центра ЦА Исмаил Даиров, выход Кыргызстана из Аральского фонда был большой ошибкой.

- Как известно, решение о «заморозке» участия Кыргызстана в деятельности МФСА было принято в 2016 году с легкой руки тогдашнего президента и «обоснованное» руководством и чиновниками нашего внешнеполитического ведомства. Этот шаг нанес вред не только имиджу страны, но и эколого-экономической ситуации в республике. Поэтому все эти 7 лет я критикую данное решение, как глубоко ошибочное, недальновидное, некомпетентное и не отвечающее интересам нашей страны. На мой взгляд, в условиях климатических изменений актуально поднимать вопрос об участии нашей страны в предстоящем саммите «Международный Фонд спасения Арала», которое состоится в сентябре в Душанбе, - поделился мнением спикер.

Сейчас, по его словам, внешнеполитические ведомства стран Центральной Азии ведут подготовительную работу к саммиту, где самыми главными вопросами должны стать вопросы стратегических направлений будущей деятельности МФСА под новым председательством, которое должно перейти от президента Таджикистана президенту одного из государств нашего региона.

- А в каком качестве будет принимать участие в предстоящем саммите президент Кыргызстана? В качестве наблюдателя – «замороженного» участника, как это было в 2018 году в Туркменистане, или же в качестве полноправного члена-учредителя МФСА? Если в первом качестве, то ничего делать не нужно, можно ограничиться подготовкой общего, дежурного заявления. Если же в качестве полноправного члена организации, то за оставшиеся два с небольшим месяца до начала работы саммита, нужно принять решение о «разморозке» членства. Нужно официально уведомить о таком решении страны Центральной Азии и международное сообщество. В этом случае нужно активно включаться в подготовительную работу к саммиту по согласованию проекта итогового документа. С целью продвижения своих интересов в рамках Аральского фонда, - добавил И. Даиров.

Очевидно, что сегодня для купирования имеющихся разногласий между странами ЦА необходимо выработать единую стратегию водопользования в регионе, для чего необходимо создать единый координирующий орган. А учитывая, что Россия готова оказать поддержку странам ЦА по самостоятельному решению проблем, связанных с управлением и рациональным использованием водных ресурсов, она могла бы сыграть посредническую роль в переговорах об активизации управления водными ресурсами в рамках ЕАЭС и ШОС.

Между тем, ряд экспертов не видят перспектив в деятельности Международного фонда спасения Арала, если организация не будет реформирована.

-  Во-первых, география водных проблем центральноазиатского региона намного шире, чем бассейн Аральского моря. Во-вторых, хоть МФСА и считается организацией, которая должна решать какие-то экологические вопросы, на самом деле, это бизнес проект по производству хлопка, который лишь выдается за экологический проект. Результат на лицо – за 30 лет существования Фонда Арал распался на 2 части, и экология никак не улучшилась: как поливали напуском, так и поливают, как сбрасывалась вода и не доходила до Аральского моря, так и сбрасывается.  Поэтому я хочу сказать, что Фонд свою миссию не выполняет, - отметил эксперт по вопросам геополитики Мурат Суюнбаев.

В свою очередь председатель ОФ «Green Energy» Анара Султангазиева отметила, что в период президентства Алмаза Атамбаева Кыргызстан приостановил членство в МФСА, поскольку как таковых интересов у республики в организации не было: «Там одеяло на себя тянут Узбекистан, Таджикистан, но не мы, поэтому мы и заморозили свое участие».

Стоит отметить, что «разморозка» членства Кыргызстана в МФСА способствовала бы не только решению ряда актуальных для республики задач, в том числе по достижению договоренностей о взаимной поддержке региональных инициатив в сфере водопользования, но и реформированию самого Аральского фонда, учитывая готовность Москвы оказать странам региона поддержку в данном направлении. И первым шагом здесь могло бы стать, например, внесение вопроса о получении РФ статуса наблюдателя в МФСА в повестку саммита глав государств в формате «Центральная Азия – Россия».

***

Напомним, круглый стол: «Реалии и перспективы решения водных проблем  Кыргызстана в контексте межгосударственного сотрудничества Центральной Азии» был организован Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при Спикере ЖК КР.

- Наш Совет был создан в конце января этого года, учитывая важность достижения цели устойчивостей экологических проблем, с которыми сейчас сталкивается не только Кыргызстан, но и весь мир. Поэтому на уровне спикера Жогорку Кенеша было принято решение создать такую площадку, где мы могли бы в рамках мандата парламента оказывать помощь кабинету министров и вместе с общественными организациями принимать какие-то решения, которые были бы полезны именно в решении экологических проблем. Членами совета являются представители кабинета министров, а также представители некоммерческих организаций. Его председателем является спикер ЖК КР, и еще у него есть два заместителя из числа депутатов, - рассказала руководитель секретариата Совета  по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Кулира Кубатова.

Она также выразила благодарность Центру экспертных инициатив «Ой Ордо» за организацию и проведение дискуссии на актуальную для Кыргызстана и всей ЦА тематику.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320