Ой Ордо
30.12.2023

Важные события  года с ЦЭИ «Ой Ордо»

В течении 2023 года Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» проводил экспертные мероприятия на наиболее значимые для Кыргызстана темы, связанные с региональной безопасностью,  внешнеполитическими, торгово-экономическими, общественно-политическими направлениями. Предлагаем вашему вниманию подборку наиболее значимых тем и высказываний спикеров с прошедших круглых столов.

«Центрально-Азиатская пятерка в центре внимания геополитических тяжеловесов: какую экономическую выгоду это принесет странам региона»

Последний год стал рекордным по количеству саммитов с участием лидеров центральноазиатских республик, в рамках которых региону было уделено беспрецедентное внимание со стороны крупных геополитических игроков.

Как отметил директор Центра, политолог Игорь Шестаков в 2023 году к странам ЦА мировые державы проявляют повышенное внимание, и если раньше диалог в формате «С5+1» проходил на уровне министров иностранных дел, то сейчас он вышел на уровень глав государств.

- Однако по итогам встречи с Байденом многие зарубежные эксперты отмечали, что во внешнеполитической повестке Вашингтона наш регион всегда занимал второстепенное место. На протяжении длительного периода американская сторона была сосредоточена на продвижении в Центральной Азии демократии и афганской повестки. Однако последние два года Штаты открыто выражают намерение ограничить влияние России в ЦА, требуя от стран региона поддержать антироссийские санкции, максимально дистанцироваться от Москвы в экономическом плане и в вопросах безопасности, - отметил эксперт.

Вместе с тем он подчеркнул, что реальные цифры товарооборота стран ЦА с российскими регионами, достигшие рекордных значений в 2022-2023 годах, свидетельствуют о том, что товарная блокада России со стороны Запада дала наверняка неожиданный, прежде всего, для США эффект, поскольку торгово-экономические показатели  превысили более 40 млрд. долларов.

- Можно прогнозировать, что и по итогам текущего года торгово-экономические показатели между Россией и Центральной Азией вновь будут рекордно высокими. Также антироссийские санкции не сказались существенным образом на динамике сотрудничества стран ЦА с ЕАЭС. Так, в случае Кыргызстана ВВП увеличился на 7,2%. На фоне устойчивости и быстрой адаптации российской экономики к новым реалиям подобная  динамика подтверждает перспективность союза, а также открывает новые возможности перед участниками евразийской интеграции. В том числе, благодаря расширению списка потенциальных партнеров Евразийского экономического союза за счет стран АСЕАН и Африки, с которыми были  подписаны соответствующие соглашения о зонах свободной торговли, - поделился мнением спикер.

Он обратил внимание и на тот факт, что пространство ЕАЭС представляет интерес не только с точки зрения рынка сбыта, но и как транзитный маршрут для транспортировки товаров из государств Юго-Восточной Азии и Китая в страны СНГ и Европу.

- Только за первый квартал текущего года грузопоток по МТК «Север-Юг» вырос в два раза, достигнув 2,3 млн тонн. Данный маршрут зарекомендовал себя как перспективный коридор для ЕАЭС и его зарубежных партнеров. Активизация участия стран ЦА в данном проекте, прежде всего, в рамках совершенствования его инфраструктурной составляющей, позволит существенно нарастить прибыль в условиях санкционного давления Запада. Сам же Запад, как показали заседания в Нью-Йорке и Берлине, пока ничего существенного в экономическом плане предложить региону не может. Особенно на фоне договоренностей, достигнутых на майском саммите в Сиане, где китайская сторона выразила готовность реализовывать со странами ЦА реальные инвестиционные проекты, - добавил И. Шестаков.

Законопроект о биологической безопасности

Прошло обсуждение первого в истории независимого Кыргызстана  проекта Закона «О биологической безопасности в Кыргызской Республике», инициированный депутатом ЖК КР Динарой Ашимовой.

Как отметила депутат ЖК КР Камила Талиева, в сегодняшних реалиях вопросы биологической безопасности являются неотъемлемой частью системы обеспечения национальной безопасности Кыргызстана. События, связанные с пандемией, вызванной COVID-19, показали, что очень важно управлять рисками и оперативно реагировать на биологические угрозы.

По ее словам, решая вопросы биологической безопасности внутри страны, важно уделять внимание сотрудничеству с другими странами, учитывая, что микроорганизмы и вирусы не знают границ.

- Кыргызская Республика является членом Координационного совета государств-членов ОДКБ по вопросам биологической безопасности. Цель Совета – обеспечение сотрудничества в сфере предотвращения и противодействия биологическим угрозам, а также создание надежной системы обеспечения биобезопасности на пространстве Организации. Еще в 1996 г. наша страна ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии, а в 2005 г. – Картахенсткий протокол, который регулирует вопросы обеспечения биологической безопасности. В соответствии с данным документом Кыргызстан взял на себя обязательства по созданию на национальном уровне соответствующей нормативно-правовой базы, - напомнила К. Талиева.

Она подчеркнула, что основной целью обсуждаемого законопроекта является создание правовых норм в области обеспечения биологической безопасности в КР и закрепление гарантий государства по надлежащему уровню защиты населения и окружающей среды от возможных неблагоприятных последствий воздействия биологических агентов и использования продуктов биотехнологии. При этом закон призван восполнить существующий правовой пробел по обеспечению биологической безопасности и выполнению обязательств Кыргызстана в рамках международных договоров.

В свою очередь директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков обратил внимание, что экспертные оценки, звучавшие на круглых столах, которые проводились Центром показали, что разработка законодательной базы по обеспечению биологической безопасности в Кыргызстане сильно затянулась.

- Этот вопрос поднимался еще в начале 2000-х годов, первый вариант проекта закона был подготовлен в 2006 году, но он охватывал только одно направление – генетически модифицированные организмы, поэтому его отправили на доработку. Многие из направлений биобезопасности отражены в концепциях национальной, экологической безопасности, в законе об общественном здравоохранении и т.д. Но единого закона, который обеспечивал бы правовое регулирование внутри государства, определял бы деятельность госорганов и других заинтересованных сторон в обеспечении биобезопасности, у нас до сих пор нет, - напомнил эксперт.

В этой связи, он подчеркнул, что первый законопроект по биобезопасности КР должен стать тем инструментом, который создаст надежные правовые механизмы по защите здоровья граждан от возрастающих угроз в этой сфере.

- Для Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» тема биобезопасности является одной из ключевых, поскольку в последнее время, прежде всего, из-за пандемии коронавируса, биологическая безопасность Кыргызстана стала одним из приоритетных вопросов, как в общественной повестке, так и с точки зрения национальной безопасности. Как показали проведенные нашим центром мероприятия, COVID-19 воспринимается многими экспертами стран Центральной Азии и СНГ не как обычный вирус, а как биологическое оружие, - рассказал спикер.

По данным ВОЗ, за июль-август текущего года поступили сообщения о более чем 1,4 млн новых случаев заболевания COVID-19 и более чем 1,8 тыс. случаев смерти от данного вируса. При этом в некоторых регионах, в частности в Азии, смертность растет.

Стоит отметить, что вопросы биобезопасности неоднократно обсуждались на площадке ЦЭИ «Ой Ордо», в том числе, на круглом столе: «Национальное законодательство КР, как фактор защиты от биологических угроз в условиях глобальных вызовов», ставшего тем самым мероприятием, после которого и появился законопроект по биологической безопасности.

- Разработка законодательной базы по обеспечению биологической безопасности в нашей стране затянулась. Этот вопрос поднимался еще в начале 2000-х годов, первый вариант проекта закона был подготовлен в 2006 году, но он охватывал только одну сторону – генетически модифицированные организмы, поэтому его не приняли и отправили на доработку. Многие из направлений биобезопасности отражены в концепции национальной безопасности, в концепции экологической безопасности, в законе об общественном здравоохранении и т.д. Но единого закона, который помогал бы обеспечивать правовое регулирование внутри государства, определял бы деятельность госорганов и других заинтересованных сторон в обеспечении биобезопасности, у нас до сих пор нет, - констатировал заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций Нурболот Усенбаев.

- Сейчас такой закон есть в России – там он работает уже второй год. В ноябре прошлого года вступил в силу закон о биобезопасности в Казахстане. Чуть раньше аналогичный закон начал работать в Таджикистане. Первыми этот закон мы разработали, причем самостоятельно, но затянулся процесс согласования, и наши соседи приняли такие законы раньше, ориентируясь, в том числе, и на наши наработки. Мы же сейчас стараемся учесть все факторы, включая рекомендации ОДКБ по обеспечению биобезопасности. Вопросы биобезопасности не может рассматриваться исключительно внутри одной страны, есть единые международные подходы к этому вопросу, - подчеркнул спикер.

Отвечая на вопрос модератора, предусматривает ли этот законопроект появление в Кыргызстане зарубежных биолабораторий, Н. Усенбаев пояснил, что в закон будут вводиться механизмы регулирования, которые касаются разных аспектов, связанных с биологическими рисками. При этом он подчеркнул, что в республике нет доктрины экспериментальных биотехнологий.

- Вопрос может коснуться строительства современных лабораторий, но не экспериментального типа. Речь идет об усилении существующего потенциала, направленного на диагностическую часть. Мы не должны отставать в этом плане, мы должны иметь возможности распознавать и выявлять различные вирусы и патогены. Сейчас встают глобальные задачи не только перед нами, но и перед всем миром. Например, в течение 24 часов установить причину возбудителя какого-заболевания, а в течение 4 дней уже запустить тест-системы. Т.е. если возникнут какие-то несвойственные и нетипичные вспышки, мы должны иметь возможность своевременно их выявить, распознавать и начать противодействовать. Закон будет способствовать формированию в нашей стране соответствующего этим задачам потенциала. Закон касается обычных диагностических микробиологических лабораторий. Биологические лаборатории – это отдельная доктрина, и будут ли они у нас или нет, зависит от политических решений наших властей, - добавил Н. Усенбаев.

Кроме того в рамках круглого стола было отмечено, что в условиях нарастающего противостояния Вашингтона с Москвой и Пекином Кыргызстан, как и другие страны СНГ, является объектом повышенного интереса Пентагона, целью которого является использовать территории постсоветских республик для реализации своих биологических программ двойного назначения.

Об этом в частности может свидетельствовать принятая в октябре прошлого года Стратегия США по биобезопасности. В американском военном ведомстве исходят из того, что в будущих конфликтах роль биологического и токсинного оружия будет возрастать. С целью реализации планов по расширению своей сети биолабораторий на территории СНГ руководство DTRA (агентство минобороны США по снижению угроз) интенсифицировало свои контакты с властями ряда постсоветских государств.

«Новая налоговая политика КР: позиция бизнеса и власти»

В Бишкеке обсудили вопросы, связанные с реализацией новой налоговой политики в КР.

Между участниками круглого стола состоялся конструктивный диалог и выработка предложений по оптимизации внедрения новой налоговой политики Кыргызстана. В дискуссии, организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо», приняли участие министр экономики и коммерции, руководство государственных налоговой и таможенной служб, представители бизнес ассоциаций и предприниматели, а также независимые эксперты.

- Целью вновь принятого кодекса является адаптация налогового законодательства Кыргызской Республики к современным экономическим условиям, дальнейшее совершенствование цифровизации налоговых процедур, создание равных условий ведения предпринимательской деятельности и сокращение теневой составляющей экономики, - пояснил министр экономики и коммерции КР Данияр Амангельдиев.

Вместе с тем, подчеркнул чиновник, государству необходимо предпринимать дальнейшие меры по созданию и совершенствованию механизмов воздействия, как на официальную систему экономики страны, так и на теневую ее часть с целью постоянной трансформации теневого сектора в легальную составляющую рыночной экономики. Он напомнил, что 3 апреля текущего года президентом страны подписан законопроект, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс КР.

- Социально-значимым инструментом успешной реализации налоговой политики является Налоговый кодекс, он же выступает и гарантом правового взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами, - добавил Д. Амангельдиев.

«Реалии и перспективы решения водных проблем  Кыргызстана в контексте межгосударственного сотрудничества Центральной Азии»

Вода в странах Центральной Азии стала одной из самых «горячих» тем нынешнего лета. Перебои с водоснабжением населения Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана вывели данные вопросы на межгосударственный региональный уровень.

Председатель Института изучения водных проблем и гидроэнергетических ресурсов в ЦА Эрнест Карыбеков отметил, что западные страны вряд ли могут предложить эффективные программы для решения водных проблем в регионе, учитывая отсутствие с их стороны реальной заинтересованности в данном процессе.

- Это факт, что западная Бреттон-Вудская экономическая модель, в принципе, за годы независимости всю нашу экономику разрушила: это приватизация и продажа государственных объектов, заводов,  фабрик и т.д. Потом и за энергетику взялись. В итоге множества реформ, рекомендованных нам западными партнерами, водой в Кыргызстане сейчас занимаются очень многие госструктуры, но ответственности по факту никто из них не несёт, в связи с чем, я думаю, так легко и продвигается «зеленая» идеология, - отметил спикер.

По факту зеленая энергетика – это компонент разрушения нашей экономики и нашей государственности, уверен эксперт, поскольку она не дает реального эффекта.

- Во-первых это мусор, стеклопластик ветреных лопастей или солнечные коллекторы не утилизируются – это химические отходы, и их надо куда-то девать. Во-вторых, это дорогостоящая игрушка, которая не может дать возможности для аккумулирования воды, таким образом, чтобы ее хватало и для экономического, и для социального потребления всего центральноазиатского региона. Поэтому, продвигая «зеленую» повестку,  Запад продолжает разрушать и нашу экономику, и нашу энергетику. Они говорят, чтобы мы не строили традиционные тепловые станции, мол, это негативно влияет на климат. И все верят в эту сказку, тогда как транснациональные финансовые корпорации зарабатывают на этом колоссальные деньги. Нам можно было бы об этом думать, если бы у нас не было своих энергоресурсов, а у нас есть уголь и вода, которые надо эффективно использовать, - подчеркнул Э. Карыбеков.

Он подчеркнул, что с каждым годом водные проблемы только усугубляются, поскольку, обретя независимость, каждая республика стала вести свою экономическую политику с учетом собственных национальных интересов.

Между тем он подчеркнул, что водная проблематика лежит не только в социально-экономической плоскости, она касается и политической сферы, поскольку в ближайшее время управлять всем центральноазиатским регионом будет тот, кто будет управлять водными вопросами.

- Например, ЮСАИД и Всемирный Банк в Душанбе и Бишкеке всегда говорят одно по водно-энергетической проблематике: вы же у истоков стоите, вы должны иметь оплату и т.д. А когда они проводят встречи в Астане или Ташкенте, то говорят, что вода для Казахстана или Узбекистана должна быть бесплатной, т.е. создают конфликт. Тот же проект CASA-1000, я изначально говорил, что он ведет к конфликту между центральноазиатскими государствами. Это проект, который специально создан для генерирования конфликтных условий. По соглашению, мы должны выдавать определенные объемы электроэнергии, но если мы сбросим воду не в тот период, в вегетационный период соседним государствам не будет хватать воды. Есть и другие аналогичные проекты с изначально заложенным в них конфликтным потенциалом, - поделился мнением Э. Карыбеков.

В этой связи он подчеркнул необходимость поддерживать мир, поскольку ключом к решению проблемы являются именно добрососедские отношения: «В целях купирования имеющихся разногласий между странами ЦА необходимо выработать единую стратегию водопользования в регионе, а для этого нужно максимально интегрироваться, но самостоятельно сделать это очень сложно, как показали последние 30 лет. Посредником здесь могла бы стать Россия».

«К итогам саммита С5+1 в Сиане: новые перспективы Сообщества единой судьбы Китая и ЦА»

- Встреча в Сиане прошла в ознаменование 10-летия объявления Си Цзиньпином на форуме в Астане инициативы об экономическом Шелковом пути, которая впоследствии трансформировалась в концепцию «Один пояс – один путь». До событий на Украине эта концепция активно развивалась, более 130 государств и международных организаций заявили о том, что они входят в эту инициативу. Сейчас, с учетом осложнившейся геополитической обстановки, стали появляться сообщения, что некоторые страны, например, Италия, хотят выходить из этого проекта. Но как говорится, поживем – увидим, как проект будет развиваться. Но генеральная линия, которая провозглашения «Одним поясом», проводится Китаем очень последовательно, настойчиво и активно, - рассказал завотделом внешней политики администрации президента КР Муратбек Азымбакиев.

Он напомнил, что Сианьская декларация включает такие блоки, как политическое взаимодействие, вопросы международной и региональной безопасности, торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество.

- Естественно, для Китайской Народной Республики было очень важно, чтобы участники саммита подтвердили однозначное отношение к таким базовым вопросам, как «Один Китай – две системы», к проблеме Гонконга и Тайваня, а также СУАР. Эти базовые вещи Китай считает сферами своих жизненных интересов, и они воспринимаются китайской стороной, как фундамент сотрудничества, позволяющий на этой основе развивать отношения. И страны ЦА их еще раз подтвердили. Надо отметить, что кроме политических деклараций для китайской стороны важным является вопрос финансового обеспечения проектов в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Для финансирования мега проектов в странах, которые будут вовлечены в ее реализацию, был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Если вы помните, когда приезжал Блинкен, чтобы провести министерскую встречу с участием пяти стран ЦА, он пообещал нам $25 млн, и чуть меньше $4 млрд – это только гранты, которые выделил Китай на самые различные проекты. Причем, эти проекты могут носить самый разный характер для каждой отдельной страны. Так что, как говорится, почувствуйте разницу, - отметил М. Азымбакиев.

Он в целом обратил внимание на мощную экономическую составляющую в сотрудничестве стран Центральной Азии с Китаем.

- Еще 20 лет западные страны прогнозировали, что к 2020 г. Китай станет экономикой №1 в мире. Сегодня это так и есть, но китайцы стараются лишний раз об этом не говорить. Формально – это экономика №2 после США, но если смотреть по факту, сопоставляя базовые вещи, Китай давно стал номером один, и он готов работать со всеми, у страны огромные ресурсы, которыми она охотно делится, - поделился выводами чиновник.

По его словам, Китай придерживается четкой позиции, что нужно избегать раскачивания ситуации в каждой отдельной стране, нужно сохранять стабильность. Нужно внимательно следить за информационными вбросами извне и создавать условия, чтобы они и населением, и руководством стран воспринимались адекватно. В этой связи он подчеркнул, что на данный момент Запад зачистил Россию из информационного пространства, потому что все глобальные социальные сети и информационные ресурсы находятся в руках западных стран. Они же создают сейчас все нарративы, и зачастую сами оказываются в плену тех вещей, которые они же сами и провозгласили.

«Центральная Азия: вызовы международного терроризма и экстремизма в условиях формирования нового миропорядка и конституционные основы противодействия»

- На сегодняшний день в Кыргызстане действуют 3854 религиозные организации, из них более 85% – относятся к мусульманской конфессии. В стране религиозно-образовательные учреждения ислама, мусульманские джамааты координирует и контролирует Духовное управление мусульман Кыргызстана (Муфтият). Кроме Муфтията в нашей стране осуществляют свою деятельность и другие джамааты. Отметим, что с 2003 по 2017 годы в республике судами разных инстанций были признаны экстремистскими и террористическими 21 организация. Из них у двух «Жайшуль-Махди» и «Якын Инкар» корни находятся в Кыргызстане. И об этом нам тоже надо задуматься, - рассказал эксперт в сфере религии Канатбек Мурзахалилов.

Анализируя процесс институционализации мусульманской общины в современном Кыргызстане с 1991 г. по нынешнее время, он пришел к выводу, что в республике действуют универсальные и не универсальные движения. Идеология первых направлена на оказание влияния в политической, финансовой, социальной, образовательной и других сферах. Деятельность не универсальных движений направлена лишь на религиозную сферу.

К универсальным течениям относятся такие сообщества, как «Нурджулар» – они в основном дополнительно обучают студентов в арендованных ими квартирах азам ислама в интерпретации основателя движения Саида Нурси. Также действует турецкое движение «Сулейманджилар» – у них по республике есть около 20 пансионов, женских медресе, различные образовательные учреждения, социальное движение «Хизмет», основанное известным богословом Фетхуллах Гюленом, есть сторонники движения «Братьев-мусульман» – это Египет, но они аффилированы со всемирно известной организацией Всемирная ассамблея мусульманской молодежи (ВАММ), которые строят мечети, медресе, отправляет наших чиновников в хадж, они же построили намазкану в Жогорку Кенеше.

Еще есть шииты-исмаилиты, которые аффилированы через Фонд Ага Хана КР – это банк KICB, образовательный центр «Устат Шакирт», «Первая микрокредитная компания» и т.д. Также действуют салафитские движения тахфиритского направления, с которыми аффилированы некоторые запрещенные в стране организации. Сейчас наметилась тенденция увеличения числа сторонников и последователей салафизма. В основном это уйгурская молодежь и русскоязычные кыргызы. В основном они действуют в г. Бишкек и в Чуйской области. Еще одно из универсальных течений религиозно-экстремистская партия «Хизб ут-Тахрир». К не универсальным течениям относятся движение «Таблиги Джамаат», Община Ахадийская мусульманской общины и «Якын Инкар».

- Примеры деятельности универсальных и не универсальных исламских течений в Кыргызстане показывают, что мусульманская община страны встречает различные барьеры и трудности. В этом контексте, прежде всего, идет идеологическое соперничество между разными формами религиозного сознания и деятельности джааматов, порой деструктивного характера. Кроме этого, лидеры и духовные служители ислама страны в борьбе за влияние, за владение массовым сознанием населения по отдельным показателям и категориям проигрывают вышеуказанным течениям. Учитывая это, государственные структуры, а именно Совет безопасности и уполномоченный орган по делам религии должны системно работать в этом направлении, - поделился мнением эксперт.

Он напомнил, что в 2014-2015 гг. под эгидой Совета обороны было проведено три заседания, посвященных именно религиозным вопросам, до этого в 2007 г. Советом безопасности впервые в истории Кыргызстана прошла встреча, куда были приглашены муфтии и казы всех областей. Тогда, по словам спикера, были приняты фундаментальные решения.

- Сегодня Совбез тоже должен взять себе как координирующий роль в этом направлении, обеспечив религиозную безопасность в стране. Кроме того надо уделять особое внимание социальным сетям. Вся информация, всплеск эмоций происходят именно там. До населения нужно донести правильную, не искаженную информацию по религии именно через официальные страницы наших богословов. Посмотрите на их страницы в любой из платформ соцсетей – у них подписчиков более миллиона. Государству надо взять в свои руки формирование информационной повестки дня в религиозной сфере тоже, необходимо создавать больше позитивных инфоповодов о деятельности официального духовенства, с тем чтобы минимизировать влияние деструктивных религиозных течений, нужно воспользоваться элементами системы SERM – управление репутацией в интернете, - добавил Мурзахалилов.

«Новые векторы в геополитике ЦА: чья «мягкая сила» эффективней»

За последние 30 лет понятие «мягкая сила» прочно вошло в геополитическую терминологию. За эти годы она нарастила свой боевой арсенал и стала чуть ли не самым популярным инструментом воздействия геополитических игроков на отдельные государства и целые регионы с целью вовлечения их в сферу своего влияния.

При этом нередко происходит противодействие двух или нескольких векторов такой силы, столкнувшихся в одной точке. Одним из эпицентров их жесткого столкновения стала Центральная Азия. Сегодня за умы и симпатии «азиатов» развернулась серьезная борьба.

- В Кыргызстане, как правило, выделяют две основные «мягкие силы» – со стороны стран Запада и со стороны России. К западной силе относят, прежде всего, неправительственные и некоммерческие организации и международные финансовые институты, такие как Всемирный банк и МВФ, к российской – функционирование русского языка, средства массовой информации, военный и экономический союзы – ОДКБ и ЕАЭС,- пояснил эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев.

При этом спикер подчеркнул, что у «мягкой силы» иностранных государств есть не только негативная, но и позитивная сторона.

- С Россией нас связывает многолетняя история пребывания в едином государстве СССР, где основным языком межнационального общения являлся русский язык. Поэтому после распада Союза, русский язык остался языком межнационального общения в Кыргызстане, закрепленный в последнем варианте Конституции страны в 2021 году, как официальный. Русский язык является одним из 6 языков ООН, на котором говорят и думают более 500 млн человек. Учитывая это, кыргызстанцы могут, не изучая иностранные языки, свободно общаться, получать образование и информацию, вести сотрудничество с таким большим количеством людей, - отметил эксперт.

Он обратил внимание, что Россия списала Кыргызстану долг в размере более 500 миллионов долларов. Российская сторона выделила 500 млн долларов в КРФР для кредитования экономики КР, и еще 200 млн – на укрепление государственных границ. Товарооборот за 2021 год составил больше 2,5 млрд долларов или более 70% от общего объема товарооборота республики.

Российская Федерация освободила от таможенных пошлин нефтепродукты, поставляемы в нашу страну, что существенно повлияло на удержание инфляции и цен на продукты питания во время экономических кризисов и пандемии COVID-19. Кроме того, Россия предоставляет возможность зарабатывать на своей территории почти одному миллиону граждан Кыргызстана.

- Учитывая вышеизложенное, Кыргызстан не должен стремиться сокращать «мягкую силу» России на своей территории – в частности принимая конституционный закон о государственном языке, где, по мнению гражданского общества КР, сужается использование официального языка, а способствовать ее развитию в рамках национальных интересов, - поделился мнением Б. Курамаев.

Он отметил, что не во всех бедах Кыргызстана виноват Запад, но вместе с тем  обозначил моменты, которые не способствуют развитию страны – это создание условий для цветных революций, навязываемые кредиты с условиями, которые Кыргызстан не вправе изменять.

- Также есть вопросы по навязыванию традиций и ценностей, присущих западному образу жизни, что не соответствует образу жизни и национальным традициям Кыргызстана. В частности это касается вероисповедания, традиционности полов, основ семейных уз и т.п., - подчеркнул эксперт.

Отдельно он отметил «мягкую силу» Китая, которая опирается на мощную финансовую составляющую, прежде всего, в части представления кредитов и грантов Кыргызской Республике. Не менее влиятельной эксперт назвал силу, исходящую от нетрадиционных радикальных исламских движений. При этом в информационном пространстве практически не освещается политика государства и Духовного управления мусульман в этой сфере.

- Радикальные исламские течения проникают на нашу территорию и несут в массы свои идеи, вербуя граждан в зоны военных конфликтов на территории Сирии и Ирака, что, несомненно, может изменить повестку дня в светском кыргызстанском обществе и создать взрывоопасную обстановку. Прецедентом можно считать события в Казахстане, произошедшие в январе прошлого года, где для захвата полицейских зданий и арсеналов с оружием, а также для подготовки к государственному перевороту, по официальной версии, были задействованы ячейки исламских боевиков, - поделился мнением спикер.

«Роль русского языка в продвижении интеграционных образовательных процессов в СНГ на примере Кыргызстан»

Принимая эстафету председательства в СНГ, президент КР Садыр Жапаров заверил, что кыргызская сторона в ходе своего председательства неизменно будет уделять большое внимание укреплению основанных на уважении интересов друг друга добрососедских и доверительных отношений между странами Содружества.

Текущий год страны Содружества посвятят развитию русского языка, как языка межнационального общения. В частности, планируется провести ряд мероприятий, а также продолжить работу по созданию Организации по поддержке и продвижению русского языка, инициированная президентом Казахстана Касым-Жомарту Токаеву.

В Азербайджане, Узбекистане и Армении русский язык имеет лишь общественный статус наравне с другими иностранными языками. В Таджикистане и Казахстане это язык межнационального общения, в Белоруссии – один из двух государственных языков. В Кыргызстане он имеет конституционный статус официального языка, который, однако, уже не гарантирует возможностей его полноценного использования в республике.

Год председательства Кыргызстана в СНГ, который должен быть посвящен развитию русского языка на пространстве Содружества, начался в республике с принятия депутатами Жогорку Кенеша КР новой редакции конституционного Закона «О государственном языке». (Его в первом чтении поддержали 75 из 90 парламентариев). По оценкам ряда экспертов, документ сводит практически на нет возможности использования в стране официального языка.

- В нем итак заложено много репрессивно-регулятивных мер, а если учесть, что закон является конституционным, то это значит, что будут приниматься подзаконные акты, которые будут еще больше сужать сферу применения русского языка. Кыргызстан уже 30 лет является суверенным государством, и вполне логично, что у нас должна быть своя политика по государственному языку, но она не должна проводиться в ущерб другим языкам, и самое главное в ущерб гражданам страны, - отметил в своем выступлении директор Института русского языка КРСУ, профессор Мамед Тагаев.

По его словам, сегодня каждый третий школьник Кыргызстана учится в школе с русским языком обучения, т.е. в русскоязычных школах обучаются более 400 тыс. из примерно 1,4 млн школьников.

- Почему сейчас русские школы пользуются огромной популярностью? Потому что они дают качественное образование, открывают детям окно в большой мир. Мы проводили социологические исследования на тему русскоязычного образования, спрашивали, как люди относится к русскому языку и прочее. Опросив более 3 тыс. человек и получив свыше 62 тыс. ответов, мы выяснили, что 98% населения регионов и малых городов решительно за русский язык, и только 2% жителей выступили против него. Эти данные красноречиво говорят о том, какая в Кыргызстане языковая ситуация, и как граждане нашей страны к ней относятся. И языковая политика обязана учитывать мнение народа, - подчеркнул спикер.

Он заострил внимание, что граждане республики не против кыргызского языка и его развития, однако необходимо гармонизировать ситуацию с государственным и официальным языками.

- Я считаю, что люди, которые ратуют за гармонизацию языков, являются настоящими патриотами нашей страны, потому что в современном мире в той же Европе, например, билингвизм или знание нескольких языков является не исключением, а нормой. Почему это не может быть нормой у нас? Я думаю, что острием языковой политики должно быть многоязычие и билингвизм. А такими репрессивными мерами невозможно продвинуть кыргызский язык, потому что никакой язык не подчиняется регулятивным мерам. Чтобы кыргызский язык развивался, кыргызские школы должны давать качественное образование, а для этого нужно укреплять материально-техническую базу, а не просто спускать сверху такие законы. Однобокость и национальная ограниченность ни к чему хорошему не приведет, - поделился мнением профессор.

В современном мире, по словам спикера, многие общественно-политические потрясения начинаются, как правило, с языкового вопроса.

- Поэтому принимая такой закон, мы закладываем мину под будущее нашей страны. Языковой вопрос очень чувствительный, и к нему нужно относиться очень внимательно и с большой осторожностью, учитывая интересы, как государства, так и его граждан, - уверен М. Тагаев.

Он пояснил, что языковая сфера – это та сфера, которую очень легко политизировать, поскольку она тесно связана с эмоциональным восприятием мира каждым человеком. Например, сейчас большинство учебников создаются с ориентацией, что русский язык – иностранный.

- Одно дело – русский как не родной язык, и совсем другое – иностранный. Методисты даже не задумываются об этом, но само это слово как бы выбивает нас из постсоветского пространства, хотя мы все время говорим об интеграции и взаимодействии. Русский язык в Кыргызстане не иностранный, это наш второй языковой код, - добавил профессор.

«Какие финансово-расчетные инструменты гарантируют экономическую устойчивость Кыргызстана и стран ЦА в современных условиях»

Сегодня в мире происходят необратимые фундаментальные изменения в функционировании глобальной денежно-кредитной системы, о чем свидетельствует постепенный распад доллароцентричной модели, построенной на доминировании западной финансовой инфраструктуры в рамках Бреттон-Вудских соглашений.

По оценкам экспертов, объективной причиной данного процесса является возрастание экономической мощи и роли в мировой экономике не западных государств, а его катализатором стали злоупотребления со стороны Вашингтона и Брюсселя своим положением в глобальных финансах для оказания давления на геополитических противников и экономических конкурентов.

Одновременно с деградацией доллароцентричной модели ускорился процесс создания альтернативной международной финансово-экономической инфраструктуры, к которому активно подключаются ведущие страны Азии, Африки и Латинской Америки, благодаря чему доминирование Запада в глобальных финансах уменьшается.

Странам Центральной Азии важно не упустить шанс «встать у истоков» новой финансово-расчетной инфраструктуры, получая от этого максимальные выгоды.

Долгие годы мировой финансовый порядок базировался и пока еще базируется на Бреттон-Вудской системе. Однако сегодня мы видим, что начался процесс разрушения данной финансовой инфраструктуры, - отметил экс-директор Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества, экономист Кубат Умурзаков.

По его словам, упадок мирового финансового порядка объективен и обоснован сложившейся в мировой экономике ситуацией. Процесс глобализации, целью которой было формирование единой глобальной финансово-экономической системы, достигнув своего пика в 2008-2009 годах, дал обратный результат – запустил процесс интенсивной фрагментации экономического пространства и созданию отдельных блоков, формирующихся, прежде всего, по геополитическим причинам.

- Страны третьего мира – Азия, Африка, Латинская Америка, долгое время считавшиеся «придатком» глобального Запада, начали формировать свой блок, противопоставляющий себя ранее сформировавшейся западной коалиции, которая долгое время диктовала всему миру свою политику, определяя условия торговли, использования валюты и так далее, - рассказал эксперт.

При этом он подчеркнул, что США сами запустили процесс дедолларизации, когда конфисковали золотовалютные резервы Центробанка России. Для большинства стран в мире это стало сигналом, что в отношении них могут быть приняты такие же действия.

- Соответственно начался процесс снижения роли доллара в платежных системах и межгосударственных взаиморасчетах, а также при формировании золотовалютных резервов. Например, Китай держал значительную долю своих резервов в облигациях США. Сегодня же КНР, как и многие другие страны мира, стала понижать свою долю резервов в американских ценных бумагах, потому что сейчас они уже не считаются такими же надежными, как раньше, - пояснил эксперт.

«Роль ЦА в процессах урегулирования ситуации в Афганистане»

Центральноазиатские государства крайне заинтересованы в скорейшем урегулировании общественно-политической и социально-экономической обстановки в Афганистане и его дальнейшем развитии, поскольку только при таких условиях он перестанет быть ключевым сосредоточием угроз для стран региона.

Однако, некоторым глобальным силам выгодна напряженность на рубежах Центральной Азии, как региона граничащего с Россией и Китаем,  поэтому они не просто препятствуют стабилизации, но и всячески стимулируют накаливание ситуации в Исламском эмирате Афганистан.

- Тема Афганистана уже три десятка лет остается актуальной, как для региона, так и в целом для мировой геополитики. И это свидетельствует о том, что Афганистан всегда будет оставаться территорией, которая будет представлять геополитический интерес для соперничающих между собой государств. Центральная Азия, как регион, включающий Афганистан, является территорией, граничащей с Китаем и с Россией. Соответственно, заинтересанты дестабилизации этого региона будут рассматривать его как некое поле битвы. Со своей стороны мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы не допустить на наших территориях каких-то авантюр против России или Китая. И, соответственно, главной задачей и приоритетным элементом системы безопасности наших государств является мир в Афганистане, - отметил директор Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ Аман Салиев, спикер.

В этой связи он подчеркнул значимость московской переговорной площадки с талибами, назвав ее самым успешным проектом за последние десятилетия, который, должен продолжать работать и принести ожидаемые плоды.

- Мир в Афганистане достижим не только военным путем. Это не выход, потому что такой подход достаточно успешно обкатывался в странах Ближнего Востока, но привел к катастрофическим последствиям. Ничего хорошего из этого не вышло. Войны продолжаются и несут прямую угрозу, как странам регионов, так и экономическим интересам других государств. Талибан на данный момент – это единственная сила, которая в состоянии контролировать ситуацию в стране. И показателем этого является сам приход к власти талибов, причем, без единого выстрела, - пояснил эксперт.

Вместе с тем он выразил уверенность, что развитие ситуации в Афганистане во многом будет зависеть от обстановки в таких приграничных государствах.

Наталья Лобанова

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320