- Те люди, которые действуют в Кыргызстане в пространстве власти и госуправления, сегодня не имеют никаких целей, требующих экспертизы и управленческой технологии вообще. Чем отличается реальная политика от того, что мы имеем в нашей стране? Реальная политика осуществляется через партии, а у нас в стране нет никаких политических партий, которые бы отвечали данным требованиям. В нашем случае никто не может сказать, чьи интересы и каких социальных групп представляют партии в Кыргызстане. У нас в стране есть только одна партия – партия любителей власти. Она создана с одной целью, чтобы получить и сохранить контроль над ресурсами, чтобы использовать их в собственных целях. Поэтому у таких партий есть потребность только в двух экспертных условиях и только в ответах на вопросы: как попасть во власть? как в ней удержаться? как эффективнее и быстрее использовать свое пребывание во власти, чтобы использовать доходы от нее? Вот такой запрос сегодня на экспертную работу реально существует. Нас не должно обманывать то, что партии в ходе парламентских выборов привлекали экспертов к разработке своих партийных программ. И в этом случае, партии не имеют никакого реального содержания, кроме как механизмов для борьбы за власть. Партии сразу по окончанию предвыборной кампании забывают о своих программных документах. При такой организации власти не может быть государства, в том смысле, что нет никого, кто бы нес ответственность за государственные интересы.
Также в Кыргызстане нет институтов, которые бы занимались выстраиванием государственного управления. Поэтому неудивительно, почему у нашей госмашины нет необходимости ни в экспертизе, ни в технологиях управления. Никого не должны обманывать государственные антикризисные и среднесрочные программы и стратегии. Потому что они не имеют никакого отношения к происходящим в стране экономическим и политическим процессам. Все эти документы либо являются примитивной заявкой на ресурсы, либо формальными документами для того, чтобы правительству иметь плановые мероприятия на каждый случай, типа госпроектов «Экономика и безопасность». Чью основу составляют декларации о намерениях и планы по разработке новых проектов. Если называть вещи своими именами, то все это является управленческим суррогатом. Не имеющим под собой представления о целях и задачах, относящихся к вопросам развития страны.
За все это время в Кыргызстане было предпринято одно системное действие со стороны власти - это изменения формата самой власти. Но лучше бы она этого не делала, поскольку качество этого управленческого действия оказалось настолько низким, что результат оказался прямо противоположный запланированному. Те, кто принимал решения о парламентском изменении Конституции, могут оправдываться сколько угодно, пытаясь находить позитивные стороны происходящего, как это сейчас делается. Однако только премьер - министр честно сказал, что был против таких изменений. А последней иллюстрацией управленческой импотенции является новая структура правительства. Она демонстрирует, что у разработчиков этой структуры нет понимания целей, ради которых существует правительство. В ней не отражены системные функции кабинета министров. Это просто беспомощная перетасовка названий, где нет даже речи о качественном управлении. Понятно, что все эти структурные изменения, которые не имеют никакого отношения к управлению, затевались либо в качестве политического маневра в преддверии выборной кампании, учитывая неустойчивое положение парламентского большинства, либо как повод для очередной кадровой перетряски. И понятно, что разработке новой структуры правительства предшествовала не экспертная оценка, а ее имитация.
Мерой труда эксперта считают рабочее время, а не качество продукта. А государство вообще привыкло бесплатно получать такую работу, оно получало ее за счет доноров. Иначе говоря, само никогда не работало на рынке экспертных услуг.
Наш гражданский сектор также не чувствует потребности в экспертах. Хотя экспертиза в Кыргызстане почему - то позиционируется как часть гражданского общества. Эксперты представлены, как некие гражданские активисты, которые должны работать в силу своей любви к Родине. Но большинству из неправительственного сектора экспертиза не нужна. Основная часть НПО в Кыргызстане работают по внешним проектам и только в одной сфере. В связи с чем, сфера реальной жизни людей охвачена нашими неправительственными организациями в меньшей степени. И если НПО занимаются внешними проектами, то экспертиза в их проекты уже включена спонсорами, а если нет, то на подобные проекты у НПО нет и средств. Они не в состоянии не только заказать экспертизу, но и заплатить себе зарплату. Поэтому гражданское общество в нынешнем состоянии не может нуждаться в экспертизе. Правда, наши гражданские организации сформировали компанию «квазиэкспертов». Эти эксперты является таковыми не потому, что они чего - то не знают, наоборот, благодаря международным проектам, там имеются средства на квалифицированных специалистов. Эти люди привыкли работать на внешние проекты и тем самым они приобрели определенные целевые установки. Причем эти установки касаются не реального положения вещей, а форматов отчетов, которые делаются под заказ. Их не волнует, что происходит в стране, их волнует только составление отчетов.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320