На неформальном саммите ЕС в португальском Порту 8 мая 2021 г. глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о том, что уже в июне в Евросоюзе может заработать система сертификатов о вакцинации от коронавируса: Европа стремится вернуть свободу перемещения своим гражданам – по политическим, социальным и экономическим соображениям. Глобализированная экономика требует эффективно и безопасно восстановить мобильность трудовых ресурсов, трудовой миграции – одного из драйверов мировой экономики. Поэтому концепции выпуска и функционирования ковидных документов хотя и обсуждаются широко, воспринимаются неоднозначно и, по существу, представляют собой лишь фрагмент постковидного пазла.
В частности, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко считает идею ковидных сертификатов или паспортов дискриминационной. А замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Качанов заявил в апреле 2021 г., что российский сертификат о вакцинации будет формироваться на портале госуслуг:
«Сертификат создается после второго этапа вакцинации в формате QR-кода, который при необходимости можно будет предъявить прямо с мобильного устройства. Он будет сформирован с указанием сведений загранпаспорта в том случае, если данные этого документа указаны пользователем в его личном кабинете на портале госуслуг».
30 апреля 2021 г. о запуске приложения «Паспорт вакцинации» заявили власти Казахстана. Глава Минздрава республики рассказал, что электронный документ на трех языках – казахском, русском и английском – выдается после второго этапа прививки и содержит данные о препаратах, которые получил гражданин – в каких дозах и в какие даты. Сервис генерирует QR-код, который можно продемонстрировать по месту требования.
В Таджикистане ни в чем подобном острой необходимости пока не видят. «В Таджикистане этот вопрос обсуждается пока только среди общественности, на официальном уровне он пока не поднимается, – рассказал в интервью MEDIA-MIG таджикский эксперт Парвиз Муллоджанов. – Я полагаю, что наши власти будут смотреть, какую политику в этом направлении будет проводить Россия, как она будет формулировать свои требования в отношении трудовых мигрантов».
Кроме того, в Таджикистане нет достаточного количества вакцины, чтобы привить всех граждан республики, поэтому приоритет пока отдается медикам, сотрудникам правоохранительных органов, учителям и пожилым людям.
Потенциальные мигранты не входят в эти категории, не смогут получить прививку и, соответственно, паспорт вакцинации, а специальной программы для них не предусмотрено.
«Если будет требование со стороны России, чтобы приезжали только вакцинированные мигранты, тогда, возможно, работа в этом направлении будет проведена: будет пересмотрена политика, и упор сделают именно на мигрантов, сейчас же они выезжают на основании результатов ПЦР-теста. Тем более что сейчас количество выезжающих таджикистанцев очень незначительное, потому что очень мало рейсов в Россию», – добавил Парвиз Муллоджанов.
В Узбекистане запускают сервис сертификации, но программы по вакцинированию трудовых мигрантов нет и здесь.
«В рамках отправки граждан Узбекистана в Россию на организованную работу от них не требуется вакцинация, требуется только за 72 часа до вылета пройти ПЦР-тест», – такой комментарий получило издание MEDIA-MIG от Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан».
В ведомстве также сообщили, что вакцинация против COVID-19 в Узбекистане началась с 1 апреля этого года.
В декабре 2020 г. посол РФ в Ташкенте Владимир Тюрденев сообщал журналистам, что «подписано соглашение о поставках 1 млн доз препарата для вакцинирования выезжающих на заработки в Россию трудовых мигрантов». Первую партию российского препарата в Узбекистан доставили в конце апреля, с мая началась вакцинация, однако «Спутник V» на первом этапе доступен для граждан старше 65 лет и медперсонала. «Я полагаю, что среди людей старше 65 лет вряд ли найдется много трудовых мигрантов, поэтому могу предположить, что для граждан, которые планируют выезжать на работу за границу, например, в Россию, эта вакцина недоступна, – отметил в интервью MEDIA-MIG директор Центра исследовательских инициатив "Ma'no" (Ташкент) Бахтиёр Эргашев. – Они могут привиться либо препаратом AstraZeneca индийского производства, либо узбекско-китайской вакциной, и через единый портал интерактивных госуслуг Узбекистана получить электронный документ о вакцинировании». По словам эксперта, в Узбекистане вакцинирование проводится на добровольной основе, исключение составляют только госслужащие, медики, сотрудники милиции и военнослужащие – они прививаются в обязательном порядке. «По последним данным Республиканской комиссии по борьбе с COVID-19, в Узбекистане вакцинировано более полумиллиона граждан», – сообщил Бахтиёр Эргашев.
По данным медиацентра Министерства здравоохранения Казахстана, на 3 мая 2021 г. в РК от коронавируса вакцинировались более 1,3 млн человек.
В отличие от соседей, Узбекистана и Казахстана, в Киргизии масштабы вакцинации в десятки раз меньше: пока прививки получили всего около 30 тыс. граждан КР. Как сообщил журналистам руководитель Научно-практического центра по контролю вирусных инфекций КР Зуридин Нурматов, имеющейся в республике на данный момент вакцины хватит на 85 тыс. человек.
Вакцинация стартовала в конце марта 2021 г., когда республика получила на безвозмездной основе 150 тыс. доз (на 75 тыс. человек) китайской вакцины Sinopharm. В конце апреля в Бишкек доставили первую партию российского препарата «Спутник V». Россия в качестве гуманитарной помощи выделила Киргизии 500 тыс. доз препарата, которых хватит на 250 тыс. человек. Еще полмиллиона доз власти республики заказали у российской стороны за свой счет – средства изыскали в госбюджете. Однако такого количества препарата для страны недостаточно. В этой связи киргизские власти решили приобрести вакцину «Спутник V» на деньги киргизских граждан, работающих в РФ. Министр здравоохранения и социального развития КР Алымкадыр Бейшеналиев заявил, что эта инициатива исходит от соотечественников в России. По этому поводу MEDIA-MIG обратился за комментарием к руководителю московского отделения Общероссийского Кыргызского Конгресса Марселю Салахунову, который сообщил:
«Этот вопрос среди диаспоральных организаций не обсуждался. О том, что высокопоставленные чиновники из Министерства здравоохранения КР доложили премьер-министру Киргизии о такой возможности, мы узнали из СМИ.
Мы, в принципе, положительно смотрим на такую идею, но она требует не только серьезного обсуждения в мигрантской среде, но и решения целого перечня организационных, финансовых и логистических вопросов».
Российские власти пока не требуют от стран исхода трудовых мигрантов обязательных прививок. Ранее в статье «Кто привьет мигранта?» MEDIA-MIG писал о том, что российские власти рассматривают возможность вакцинировать только иностранцев, официально работающих в службах такси и курьерских доставок. В итоге мигранты как многочисленная и очень мобильная группа трудовых ресурсов на постсоветском пространстве оказываются вне рамок национальных программ по вакцинации и выдачи сертификатов и не имеют права на прививку в России, не будучи ее гражданами. Очевидно, что решение вопроса необходимо в максимально сжатые сроки, объединенными усилиями и в рамках трансгосударственных программ. Пример ЕС в этом отношении может оказаться небесполезен.
https://media-mig.ru/problems/vakcinacija-trudovyh-migrantov-vopros-dlja-mezhgosudarstvennyh-reshenij/
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320