Экономика
16.09.2011

В строительстве железной дороги с Китаем необходимо учитывать мнения России и Казахстана

В ходе визита в Пекин Алмазбек Атамбаев достиг договоренности с китайским руководством о реализации проекта по строительству международной железной дороги через территорию Кыргызстана. Эта идея была впервые озвучена еще 10 лет назад и находилась на рассмотрении, как Акаева, так и Бакиева. Затем начались затяжные кыргызско – китайские переговоры о реализации данного проекта. Стороны никак не могли придти к консенсусу по основным экономическим условиям. Свою точку зрения на этот проект изложил «Региону.kg» депутат парламента Нариман Тюлеев.

- В бытность, когда я был генеральным директором Национальной компании «Кыргыз Темир Жолу», велись серьезные переговоры по строительству данной магистрали. Причем не только с китайской, но и российской стороной. С российскими инвесторами прорабатывался вариант по созданию совместного предприятия, которое бы позволяло нашей республике не закладывать за привлечение инвестиций сырьевые месторождения. Проговаривались выгодные для нашей страны условия. Однако наша идея тогда не прошла, и появился китайский вариант реализации железнодорожного проекта. Согласно которому республика не только лишалась стратегически важных месторождений, но и в результате получала узкоколейную магистраль. Я считаю, что этот вариант был для нашей страны неприемлем, поскольку узкоколейка фактически означает китайское влияние . Можно считать, что в случае ее строительства мы передвигаем границу Кыргызстана в пользу Китая, на сотни километров, вглубь нашей территории.

Что касается двух месторождений, которые должны были быть отданы за инвестиции в железную дорогу: реальная стоимость их стратегических сырьевых запасов оценивается в десятки, если не в сотни миллиардов долларов. В то же время, железная дорога должна обойтись инвесторам всего в 2 миллиарда, поэтому китайская сторона была так заинтересована получить эти месторождения в обмен на кредиты. Можно легко себе представить, сколько наша страна может от этого потерять. Вообще с месторождениями в республике творится полное безобразие. Прежде чем выдавать лицензии, госструктурам необходимо детально разобраться, чем собираются заниматься получившие лицензии китайские и другие зарубежные компании. К сожалению, практика показывает, что для этих компаний главное вывести из страны сырье. Они вовсе не собирались ни строить предприятия, ни наращивать производство, увеличивать количество рабочих мест работать для граждан нашей страны и в целом работать на благо экономики Кыргызстана. У нового правительства есть прекрасная возможность провести ревизию всех лицензий на месторождения, посмотреть, кто участвовал из них в тендерах за рубежом, что эти компании вообще из себя представляют.

В отношении железной дороги я хотел бы отметить, что планы по ее строительству должны быть обязательно согласованы с Россией и Казахстаном. Все грузовые перевозки по ней все равно будут проходить через территории этих стран. Они могут ввести для нас такие пошлины, что осуществлять по этой дороге транзит станет невыгодно. Ведь планируется, что эта магистраль должна соединить Европу с Азией, но если мы не сможем договориться со своими главными стратегическими партнерами, то мы потеряем не только наши месторождения, но и в результате международный транзит. И этой магистралью, в лучшем случае, будут пользоваться наши челноки.

Что касается в целом внешней политики нашего государства, мы должны поддерживать хорошие отношения с Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Америкой и Китаем. Но при этом мы должны придерживаться главного принципа: «Свою внутреннюю и внешнюю политику должны определять сами». Пока мы сами на ноги не встанем, ничего у нас не будет. Сколько можно смотреть на Запад или Россию и не принимать самостоятельных решений? К примеру, позиция Китая заключается в том, что они готовы договориться с любой властью. Они не ставят условий по политическим преобразованиям или не требуют, чтобы были дислоцированы их военные объекты, действуя согласно китайской философии: «сделаем один шаг назад, а затем два вперед». Их главный козырь - это мощное экономическое присутствие. Если сейчас посмотреть, кто является владельцем большинства наших месторождений, то мы увидим, что как минимум, процентов на 60, это китайские компании. Однако возникают закономерные вопросы, а как их деятельность сказывается на бюджете страны, каким образом это влияет на улучшение социально – экономической ситуации в тех регионах, где работают эти компании. Что происходит с трудоустройством местных жителей и т.д. Но, судя по экономической и социальной ситуации, в стране прогресса не наблюдается. А ведь у нашей страны столько сырьевых ресурсов, что мы вполне можем быть экономически самодостаточным государством и могли бы не зависеть от зарубежной финансовой помощи, что означает и политическую независимость. Вполне возможно, что некоторые государства попробуют на нас оказывать давление. Но если грамотно работать на развитие страны, через пять лет ситуация изменится в лучшую сторону. А вот если мы будем по–прежнему крутить головой и прислушиваться, что нам скажут более сильные государства, никаких изменений не будет. Мы будем по-прежнему слабы и бедны. Надо понять, что в успешном развитии Кыргызстана, никто не заинтересован, кроме нас самих.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320