13 апреля в Самарканде состоялось заседание министров иностранных дел стран соседей Афганистана – Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Ирана, Китая, Пакистана, а также России.
На саммит прибыли и представители движения «Талибан»*, в данное время контролирующего территорию Афганистана. По итогам саммита глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул, что талибы – это реальность, с которой стоит считаться.
«Когда «Талибан» взял власть в Афганистане после «бегства» США и ведомой ими коалиции, он обязался расширять свою социальную базу, в т.ч. путём включения других политических сил в состав руководящих структур. Это было их добровольное обязательство, как и обещание искоренять терроризм, наркотрафик. На этом направлении кое-что делается. Но с точки зрения создания инклюзивного правительства (с учётом не только этнических, но и политических аспектов) ещё предстоит проделать большой путь, – отметил С. Лавров. – У нас практически все едины в необходимости поддерживать и развивать контакты с правительством талибов, которое, несмотря на ослабление его позиций по причине нарастания террористической угрозы, сохраняет властные полномочия и контроль над страной. Этот контроль серьёзно поколеблен из-за того, что террористы (не только ИГИЛ*, но и другие организации) поднимают голову. Есть основания полагать, что к «поощрению» террористических действий прилагают руку некоторые наши западные «коллеги».
* * *
Эксперт в сфере безопасности из Бишкека Марс Сариев в интервью «Ритму Евразии» прокомментировал достигнутые соглашения по Афганистану.
– Это была знаковая встреча глав МИД России, Китая, Ирана и Пакистана, – говорит М. Сариев. – Впервые эта «четверка» четко констатировала, что НАТО является источником проблем в Афганистане. Стороны договорились противодействовать натовскому присутствию в любой форме на территории Афганистана.
Таким образом, страны региона единогласно придерживаются тезиса, что развитие и безопасность региона – только «в их руках», а попытки раскачать ситуацию в Афганистане со стороны внешних игроков встретят коллективный отпор. Это решение является качественным скачком в понимании происходящих процессов, в понимании того, что есть внешние акторы, заинтересованные в создании тлеющего очага нестабильности на афганской территории. И есть акторы, заинтересованные в обратном – стабильности и безопасности в Афганистане и сопредельных странах.
– Что сейчас происходит в Афганистане, чем обеспокоены его соседи?
– Американцы пытаются коррумпировать верхушку талибов. На этой почве происходит раскол в движении «Талибан», его разные фракции стали конфликтовать между собой. Соседи Афганистана осознают эту цель американцев, действующих по принципу «разделяй и властвуй». Ведь слабый, раздираемый враждой Афганистан, по мнению заокеанских стратегов, должен превратиться в «серую зону» для удара по России через территорию Центральной Азии.
Также это будет удар по соседнему Китаю через дестабилизацию Синьцзян-Уйгурского автономного района. Международные террористические организации, действующие в Афганистане, такие как ИГИЛ и «Аль-Каида»*, являются главными ударными силами в этих натовских планах.
С помощью оружия талибам удалось взять власть. Но для налаживания нормальной жизни нужны иные средства. И здесь властям ИРА требуется помощь соседей
Я полагаю, что во время встречи в Самарканде её участники ясно дали понять, что в курсе этих намерений американцев и не допустят такого развития событий. Поэтому был выложен свой контрпроект, который полностью исключает присутствие членов НАТО в регионе, считает эксперт.
На следующий день после саммита по Афганистану 14 апреля также в Самарканде прошло заседание Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств с участием делегаций Узбекистана, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Туркмении.
На данном саммите проведена подготовка документов к более высокому мероприятию – заседанию Совета глав правительств стран СНГ, которое пройдёт 8 июня в Сочи. Готовится к подписанию соглашение о свободной торговле услугами на территории стран СНГ, а также о более тесной экономической интеграции.
Культурно-гуманитарное взаимодействие стран постсоветского пространства, по словам Сергея Лаврова, также обсуждалось в Самарканде. Важным итогом было решение о том, что Российский университет дружбы народов получил статус базовой организации по подготовке и переподготовке кадров журналистов как для российских, так и для иностранных представителей средств массовой информации.
Директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» рассказал о перспективах развития СНГ в новых, геополитически нестабильных условиях.
– Саммит глав МИД СНГ показал, что у его участников есть желание продолжать сотрудничать и развивать взаимовыгодные связи, – считает И. Шестаков. – Если в 90-х годах в адрес СНГ звучал шекспировский вопрос – быть или не быть, то сейчас, и это демонстрирует в том числе встреча в Самарканде, очевидно, что у стран Содружества имеются взаимовыгодные интересы. В этом году председательство в организации у Кыргызстана, который имеет своё видение, как должно действовать СНГ с учетом тех геополитических и экономических вызовов, с которыми столкнулся наш мир с прошлого года.
Важный момент – это цифры, которые лучше слов показывают выгоду. За прошлый год товарооборот между странами СНГ вырос до 100 млрд долларов. Цифры, можно сказать, фантастические, с учетом разразившихся по всему миру экономических кризисов.
Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание, это то, что Россия продолжает играть ключевую роль в развитии интеграционных проектов как Содружества, так и Центральной Азии. В рамках саммита министров иностранных дел СНГ состоялась еще и встреча в формате «5+1» (пять стран Центральной Азии + Россия), где, в частности, руководитель МИД Узбекистана как раз подчеркнул важную роль России в развитии региональных связей. Речь, прежде всего, шла об экономике, но и, безусловно, о стабильности и безопасности тоже.
Недавно Кыргызстан и Россия договорились продлить соглашение о совместной ПВО. Правительство РФ представило президенту Владимиру Путину документ для внесения на ратификацию в Госдуму соглашение между Россией и Кыргызстаном о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны (ОРС ПВО).
Мы уже привыкли, что южная граница Центральной Азии называется южной границей стран СНГ, поэтому тема Афганистана также была одной из главных. Фактор российского присутствия в СНГ и в Центральной Азии, в частности, как одного из гарантов обеспечения безопасности, фактически был подтвержден. Поэтому, несмотря на такую гуманитарную повестку, которая доминировала на саммите, политическая и военная составляющая тоже имелись.
Важный момент, на который Сергей Лавров обратил внимание, это контроль за биолабораториями на территории стран СНГ, поскольку американцы постоянно пытаются открыть их в постсоветских странах. Одно из условий, которые США предлагают, это построить лаборатории, финансировать их, но без фактического контроля за ними со стороны местных властей. Не случайно в прошлом году наш центр «Ой Ордо» выступил с инициативой по запрету внеблоковых лабораторий на пространстве стран Евразийского союза, думаю, это касается всех стран СНГ.
– Какое же будущее ждет СНГ в такое непростое время?
– Это непростое время открывает для СНГ новые возможности, прежде всего в сфере логистики. Из-за санкционной войны прежняя логистика, завязанная на Европу, стала неактуальной. Поэтому возросла значимость транспортных путей через страны СНГ. Сейчас на поверхности лежит проект строительства железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Я полагаю, что если эта ж/д будет построена за короткий срок, то она станет ключевой транспортной артерией в торгово-экономическом сотрудничестве между странами СНГ и Китаем.
Транспортно-логистические цепочки в центре Евразии получат новый толчок к развитию. Как мы видим, сейчас полностью переформатируются цепочки поставки товаров. Крупнейшим партнером стран СНГ становится Китай, торговля с которым постоянно растет и, по всем прогнозам, будет увеличиваться.
Надо понимать, что товарную продукцию из стран Содружества в Европе никто не ждет. Я сейчас имею в виду не углеводороды или другое сырье, а именно товары народного потребления. Потому что европейский рынок уже сформирован, оформлен, и конкуренция ему со стороны, допустим, Узбекистана или Азербайджана, просто не нужна. Хотя есть программы для льготного доступа на европейский рынок, например ВСП+, но это капля в море и не решает проблему экономического развития.
Зона свободной торговли СНГ становится более привлекательной, чем ВТО, те санкции, которые Запад наложил на Россию, фактически похоронили ВТО, нарушив все базовые принципы свободной торговли.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320