Сотрудничество Узбекистана и ЕАЭС в торгово-экономической сфере уже формирует возможность развития и модернизации национальной экономики. Этот тезис трудно оспорить, учитывая направленность экономики на рынок СНГ
За последние три года промышленность и сельское хозяйство страны сделали большой скачок, получили ощутимый импульс развития. И можно говорить, что это был первый этап. Вторым, и ключевым, этапом должен стать выход на рынки бывшего Союза уже в ином качестве – как член международного экономического союза.
В самом начале своего правления президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что его страна будет придерживаться нейтралитета и не будут вступать ни в какие союзы. Однако жизнь показала, что масштабные реформы, задуманные главой государства, могут быть реализованы вполне успешно, но продвижение, рывок в экономике очень сложно будет сделать без более тесного взаимодействия с международными союзами, организациями. То есть, межгосударственные контакты Узбекистана в экономике с основными партнерами развиваются довольно успешно, но результаты были бы более ощутимыми, если бы тот же ЕАЭС стал своей для Узбекистана площадкой, способной реально обеспечить развитие экономики страны.
Нельзя сказать, что Узбекистан стал полностью «нейтральной страной». Он состоит в группе стран в формате С5+1, то есть пять центрально-азиатских стран и плюс США. Но, в отличие от ЕАЭС, это объединение представляет платформу исключительно политических интересов Запада в регионе. В Вашингтоне прекрасно понимают, что контакты стран региона с Россией и Китаем более тесные и не позволят американцам в полной мере воспользоваться данным объединением в своих интересах.
Отдельно стоит упомянуть, что никаких совместных экономических проектов, ни на межгосударственном, ни на региональном уровне, США не предлагают. Их задача совсем иная: «С5+1» ничто иное как новый и нестандартный механизм для осуществления цветных революций в регионе Центральной Азии». Глава российского МИДа Сергей Лавров как-то сказал так по поводу этого неформального объединения: «Мы слышим о желании США несколько злоупотребить этим форматом и продвигать идеи, которые имеют отношение к тому, что еще при прежних администрациях называли проектом Большой Центральной Азии». Повторимся и скажем еще раз – никаких экономических проектов США не предлагают.
...Возвращаясь к теме Узбекистан и ЕАЭС, нужно обязательно упомянуть пример Кыргызстана. Пока что главный плюс, который приобрела страна, вступив в экономический союз – облегченная трудовая миграция в страны ЕАЭС. В отличие от мигрантов из других стран, кыргызстанцы получили облегченный доступ на рынок труда. Им быстрее оформляют документы, прописку, вид на жительство, патенты, им не надо сдавать экзамен по русскому языку. Соответственно, количество случаев незаконной трудовой миграции уменьшилось, поток денежных переводов от мигрантов домой растет, что позволяет существовать их семьям. Естественно, и конкурентоспособность граждан Кыргызстана на рынке труда в той же России выше, чем у мигрантов из других стран, не входящих в ЕАЭС.
В настоящее время Узбекистан испытывает необходимость в форсированной модернизации национальной экономики и развития, прежде всего, промышленности, что можно обеспечить привлечением инвестиций. Ташкент довольно успешно работает с западными крупными инвесторами, например, автомобильными компаниями. Однако это как бы отдельные, хотя и успешные, примеры. Речь о системной модернизации экономики, что могут обеспечить инвестиции из стран ЕАЭС, прежде всего России.
После того, как Ташкент объявил курс на модернизацию экономики, Москва оказывает всемерную помощь через выгодные кредиты и инвестиции. Стоит также отметить, что Узбекистан является все же преимущественно аграрной страной, для которой рынок России главный. При вступлении ЕАЭС страна получит сильные таможенные, пошлинные преференции. И это выгодно Узбекистану, который снизит свои издержки, и российским покупателям, для которых цены станут более приемлемыми.
Узбекскому экономическому блоку необходимо более тесно взаимодействовать с российскими партнерами и другими партнерами по ЕАЭС при выработке конкретных шагов по модернизации экономики и присоединения к евразийской экономике, по выработке соответствующей «дорожной карты». Как сообщает один из экспертных сайтов, «в Казахстане уже работают восемь совместных сборочных производств белорусской техники и оборудования, среди них — «БелАЗ», «Минский тракторный завод», «Гомсельмаш», «МАЗ», «Бобруйскагромаш». Российский капитал успешно осваивается в горнорудной промышленности Кыргызстана, недавно начата добыча золота на месторождении «Джеруй».
Необходимо особо сказать, что Кыргызстан все еще испытывает проблемы в рамках ЕАЭС, несмотря на финансовую помощь России и Казахстана. Достаточно сказать, например, о Кыргызско-российском фонде развития с капиталом в один миллиард долларов, предназначенным на льготные кредиты для промышленников. Однако эти деньги тяжело осваиваются, причины разные. В частности, отсутствие внутри страны промышленного капитала и предпочтение крупного бизнеса вкладывать деньги в торговлю, турбизнес, объекты досуга, а не в производство.
Сравнивая нынешнее состояние экономик Кыргызстана и Узбекистана, видится, что таких проблем у Ташкента не будет. Узбекской экономике очень понадобятся льготные кредиты, которые будут легко освоены. Тем более, что взаимодействие с Россией позволит снизить фактор риска, провести анализ перспектив и алгоритма присоединения к ЕАЭС.
Эгамберды Кабулов
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320