В центре внимания
15.04.2022

Умутхан Тыналиева: введение 12-летнего обучения усилит стресс, в котором и без того находится система школьного образования

В Кыргызстане заявили об очередной реформе системы образования – школьникам накинули год, отныне в школе дети будут учиться не 11, а 12 лет – с шести лет. Мнение общественности на этот счет чиновники почему-то решили не учитывать – общественного обсуждения проект не проходил. Понятно, что новость вызвала широкий резонанс, «ошарашив» и родителей, и учителей. На что чиновники ответили, что данная инициатива обсуждается в стране почти 20 лет. Вместе с тем упрямые факты говорят о том, что каждая новая реформа в КР лишь понижает уровень образования. Возможно, это происходит потому, что внедряются изменения на гранты зарубежных доноров и ими же инициируются. Своим мнением о том, куда приведут образование республики ее чиновники, стремящиеся «соответствовать международным стандартам» и о многом другом в беседе с «Регионом.kg» поделилась эксперт по гуманитарным вопросам, экс-замминистра образования КР Умутхан Тыналиева.

«Регион.kg»: Решение правительства по увеличению срока школьного обучения до 12 лет вызвало волну негодования среди общественности. Что вы об этом думаете? Насколько убедительны доводы чиновников в пользу принятия такого решения?

- Сторонники введения 12 летнего обучения выделяют следующие основные положительные моменты:

-Увеличение времени на изучение существующей школьной программы. Не секрет, что зачастую учащимся и учителю не хватает времени на полноценное усвоение всех тем предмета, это увеличивает нагрузку домашней работы, вынуждает родителей прибегать к помощи платных репетиторов. И здесь грамотная часовая разгрузка расширит образовательные возможности детей, а также будет способствовать сохранению здоровья ученика.

-Снижение физической и психической нагрузки на учеников и родителей. Объемные домашние задания и высокие школьные требования ограничивают полноценную внешкольную жизнь детей (спорт, художественное и музыкальное творчество), в результате снижается интерес ребенка к учебе, пропадает мотивация. Добавление дополнительного года к школе позволит разгрузить ученика, расширит возможности внешкольного досуга, минимизирует стрессовые нагрузки.

-Ресурсные возможности в виде учебных часов. Пандемия показала, что у нашей 11 летней системы образования нет «подушки безопасности» в виде дополнительных учебных часов, которые можно было потратить на изучение пропущенного материала. Результатом этого стало то, что ученик, условно говоря, 9 класса 2021 года по объему знаний сейчас, после года дистантного обучения уступает по уровню знаний ученику 9 класса 2019 года.

За последнюю неделю в республике вопрос введения 12 летнего образования обсуждается очень бурно, причем большая часть общественности относится к этому нововведению крайне отрицательно. На мой взгляд, определенную роль в этом сыграла некорректная подача информации со стороны министерства образования – не как предполагаемой и требующей предварительного обсуждения реформе, а как, уже принятого решения. Успешность любого проекта зависит от позитивно сформированного общественного мнения, а у министерства были возможности предварительно обсудить вопрос с директорами школ, родительской общественностью, экспертами. На сегодня есть сдерживающие факторы по целесообразности введения 12 летнего обучения:

Во-первых, у нас уже устоялась система 11 летнего образования, при всех своих несовершенствах она успешно функционирует. Во-вторых, переход на 12 летнее образование потребует огромных временных, организационных и финансовых ресурсов, в особенности возможностей материальной базы, это здания, учебники и т.д.

В-третьих, самой большой проблемой станет дефицит подготовленных кадров для начальной школы, именно с этого звена предполагается начать реформу. По факту, даже статусные школы Бишкека страдают от нехватки учителей, что говорить о массовых школах, где нет возможности доплачивать учителям. Для перехода на 12 летнее обучение потребуется перестроить всю систему переподготовки и повышения квалификации учителей.

«Регион.kg»: По аналогии с какой системой образования введены эти новшества? И насколько сейчас необходим выход на «международный уровень»?

- Мировой опыт организации школьного образования предусматривает 12-13 летнее обучение. Именно столько проводят за партой ученики многих стран мира, это страны Центральной и Восточной Европы, Балтии, из стран СНГ добавились Узбекистан, Казахстан и другие. В большинстве дополнительный год прибавляется в этих странах к средней школе, и она заканчивается не в 9 классе, а в 10-м классе, в некоторых странах на лишний год растягивается начальная школа, дети идут в школу с 6 лет. Среднее образование является важнейшей составляющей академической системы любой страны. Кроме того, именно по уровню среднего образования часто можно судить в целом о качестве образования в стране. Ежегодно World Economic Forum выпускает отчет с анализом данных разных стран мира, включая качество среднего образования. В десятку лидеров рейтинга практически ежегодно попадают страны, где система школьного образования рассчитана на 12 летний период обучения.

«Регион.kg»: Существует ли связь между недавно полученным от ЕС грантом и очередной реформой образования?

- Есть мнение определенных лиц, что идея введения 12 летнего школьного обучения напрямую связана с последними инвестициями ЕС в сектор образования республики. На мой взгляд, это маловероятно, основная расходная часть бюджета финансируется государством, а средства ЕС это всего лишь частичная разгрузка бюджета. Каждое государство вправе выбирать свою модель обучения, наша система школьного образования пока базируется на останках советской системы, из которой лучшее надо сохранить, новое должно соответствовать требованиям информационного общества.

«Регион.kg»: Какие реформы в системе образования были приняты за 30 лет? И каков их сегодняшний результат?

- Цель любой реформы в системе образования – это повышение качества содержания образования, молодежь с хорошим образованием является важнейшим ресурсом любой страны как производительный фактор. Согласно статистическим данным, от всех расходов на образование 60% средств приходится на школьный сектор.

Система школьного образования за 30 лет пережила череду реформ, к которым всем участникам образовательного процесса до сих пор трудно адаптироваться. Это и реформы финансирования образовательных учреждений, реорганизация сети внешкольных и социальных учреждений, появление различных промежуточных итоговых аттестаций. Проблема перезагруженности школьников, безусловно, имеет место быть, но сейчас кардинально реформировать систему школьного образования, вряд ли правильно, с той точки зрения, что риски и издержки превышают возможные выгоды.

Введение дополнительного года будет означать перестройку всех образовательных программ во всех классах, и это только усилит стресс, в котором, и так находится система школьного образования. Более логично, обсудить с экспертами план по поэтапному внедрению 12 летнего образования, просчитать возможные риски на будущее, потому что вопрос о переходе на 12 летнее образование актуальность не потеряет, это лишь вопрос времени. По факту, дети сейчас такие слабые, что школьную программу не могут освоить, я лично сторонник перехода на 12 летнее образование в будущем.

Бояться перегруженности школ не стоит, если министерство образования сможет обеспечить полноценное нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, то самим школам будет выгодно иметь, как можно больше учеников – от этого будет зависеть заработная плата педагогов, проблему с так называемыми «карликовыми школами» можно решить в пределах фиксированного бюджета.

«Регион.kg»: Как вы оцениваете эффективность существующей системы образования в КР?

- За 30 лет были осуществлены немалые инвестиции за счет средств АБР, Всемирного банка, ЕБР и других инвесторов. Однако, по мнению экспертов впечатляющий рост финансирования не приводит к росту качества образования, это больше вопрос поддержки, а не развития системы.

В 2025 году Кыргызстану предстоит участвовать в исследованиях PISA, оценивающего достижения 15 летних учащихся в навыках чтения текста, в математике и естественных науках. Наши учащиеся уже принимали участие в этих международных исследованиях в 2006 и 2009 годах. По результатам тестирования Кыргызстан в обоих случаях занял последнее место среди стран участниц, на фоне постоянно растущей расходной части бюджета, а также значительных внешних инвестиций эти итоги вызвали бурный общественный резонанс. Насколько изменилась ситуация, в худшую или лучшую сторону, покажут результаты предстоящего тестирования. На мой взгляд, результаты исследований PISA не должны быть уровнем рейтинга страны, скорее это полезная исследовательская база данных для выработки системных реформ для развития образования.

Результаты PISA показали, что качество образования определяют не только объемы финансовых вливаний, но и уровень учебной нагрузки на учащегося. Возможно, именно введение 12 летнего школьного обучения, необходимость в связи с этим изменения базисного учебного плана и снижения нагрузки на ученика будет способствовать повышению качества образования в целом.

Современное общество ступило на совершенно иную ступень развития, требующую от человека владения не только элементарными навыками в области общеобразовательных дисциплин. Выпускник школы сегодня должен быть готов вступить в сложную социально-ролевую структуру современного общества, освоить те социальные позиции, которые востребованы самой жизнью. Поэтому реформирование системы школьного образования, в том числе, ее приведение в соответствии с мировыми стандартами, является неотвратимым шагом и для нашего государства.

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320