На одной из дорог Бишкека совершено очередное убийство. На пешеходном переходе маршрутка сбила и переехала десятилетнего мальчика. От полученных травм ребенок скончался в карете скорой помощи по дороге в больницу.
По словам очевидцев, мальчик переходил дорогу на пешеходном переходе, когда маршрутка на большой скорости сбила, а потом и переехала его. Как позднее рассказали пассажиры маршрутного такси, водитель остановился лишь, когда они стали кричать, чтобы он затормозил.
- Было такое ощущение, что водитель даже не заметил, что сбил человека. Люди в маршрутке стали кричать и тогда он затормозил, - рассказал один из пассажиров.
Ребенка доставали из-под колес, для чего пришлось приподнять микроавтобус. К приезду скорой помощи мальчик был еще жив, однако по дороге в больницу от полученных травм он скончался. По факту ДТП возбуждено уголовное дело, водитель задержан и доставлен в РОВД.
Водитель заявил, что «он не виноват, пацан сам неожиданно выскочил на дорогу». Весьма сомнительное оправдание, учитывая, что наезд произошел посреди бела дня на зебре под знаками, предупреждающими водителей о пешеходном переходе.
Это говорит лишь об одном, что большинство водителей попросту не обращает внимания на «такие мелочи», как дорожные знаки. Знаков «пешеходный переход» это касается в первую очередь. По статистике, 80 процентов наездов на пешеходов случаются на пешеходных переходах. В Бишкеке «зебру» игнорируют 8 из 10 лиц, управляющих автотранспортными средствами, особенно если они уверены, что их не поймает ГАИ.
Улица им. Тимура Фрунзе, где сегодня под колесами маршрутки погиб десятилетний ребенок, относится к тем улицам, где водители не боятся встретиться с сотрудниками автоинспекции. Видимо, по этой причине за три года на ней погибли несколько десятков человек. Количество ДТП здесь выросло в десятки раз после того, как улицу отремонтировали. Теперь по широкой и ровной магистрали машины носятся день и ночь. Ни светофоров, ни хотя бы лежачих полицейских на трассе не предусмотрено.
- Мы очень радовались, когда нашу улицу решили отремонтировать. Но, как только новенькую дорогу открыли, начались трагедии. В первую же неделю на перекрестках, где стоят знаки и нарисована зебра, сбили четверых человек. Машины здесь носятся, как ненормальные. Видимо, никого не убивая, наши водители могут ездить только по бездорожью, - рассказала одна из свидетелей трагедии.
Сегодня в Кыргызстане дорожно-транспортные происшествия являются самой частой причиной гибели людей. Ежегодно в авариях и под колесами автомобилей погибают больше тысячи кыргызстанцев. Почему так происходит в интервью «Регион.kg» рассказал заслуженный юрист КР Кайрат Осмоналиев. Прежде всего, по мнению эксперта, причина в отсутствии культуры вождения и водительской недисциплинированности, которая в свою очередь спровоцирована коррупцией, либерализацией законодательства и другими факторами.
- Прежде всего, причина в том, что у нас бардак в вопросах получения водительских прав, когда права продаются и покупаются, зачастую в нарушение закона, например, когда права на управление автотранспортными средствами получают люди с физическими или психическими противопоказаниями. При этом автошколы работают, как посредники между продавцами и покупателями, поэтому естественно, что они не дают своим, так называемым, студентам необходимых знаний. В итоге на дорогах полно водителей, которые не знают даже ПДД или состоят на учете в психдиспансере,- рассказал собеседник «Регион.kg».
Вторая проблема, по мнению Кайрата Осмоналиева, в том, что закон не выполняет своей профилактической функции в плане предупреждения правонарушений на дорогах.
- Сегодня в Кыргызстане дорожно-транспортные происшествия, даже если водитель совершил его в состоянии опьянения, классифицируются, как преступления, совершенные по неосторожности или по невнимательности. В итоге водитель не боится, что если он совершит ДТП и кто-то при этом погибнет, он сядет в тюрьму или понесет какое-то серьезное наказание. В погоне за либерализацией мы пришли к тому, что человек может сбить кого-то насмерть, но в итоге бюрократических процедур во время следствия или во время суда «замять» это дело и не получить наказания. Т.е. сейчас нет сдерживающего фактора, каковым раньше был Уголовный Кодекс. Все это ведет к безответственности некоторых водителей, - подчеркнул эксперт
Говоря о факторах риска дорожного движения, Кайрат Осмоналиев также назвал в их числе упразднение процедуры техосмотра. По словам эксперта, плохое состояние транспортных средств тоже может нести угрозу участникам движения.
- Отменив техосмотр, потому что якобы это было чьей-то коррупционной кормушкой, мы получили очень негативный фактор. Сейчас по дорогам ездит много «барахла», которое не проходит никакого технического освидетельствования, и в итоге становится источником повышенной опасности – тормоза отказали, провода загорелись и т.д. Поэтому я думаю, что надо возвращаться к процедуре техосмотра, - добавил эксперт.
По его мнению, нынешняя ситуация в сфере дорожной безопасности – это совокупность множества не решенных проблем, в том числе и преступного бездействия и безответственности отдельных чиновников и целых госструктур.
- Чем занимается вице-премьер по безопасности, чем занимается министр внутренних дел, прямой обязанностью которых является обеспечение дорожной безопасности? Мы содержим целую армию государственных служащих, которые должны заниматься этими вопросами, но по факту никто ничего не делает. Все они сидят штаны протирают, и никто никакой ответственности не несет, - уверен эксперт.
По словам Кайрата Осмоналиева, не нужно «изобретать велосипед». Нужно начать внедрять программу дорожной безопасности, которую разработал погибший секретарь Совета Безопасности КР Темир Жумакадыров.
- В программе разработанной Темиром Жумакадыровым предложена реформа ДПС, которая поможет решить вопрос коррупции в этой структуре. Поэтому надо принять механизмы к программе, и начать ее реализовывать. Над этим МВД должно работать, но они почему-то ничего не делают, - отметил собеседник редакции.
Между тем, сам эксперт склоняется в сторону ужесточения наказаний для нарушителей правил дорожного движения.
- Нужно вводить практику, чтобы суды решали вопрос лишения водительских прав. Нужно, чтобы реально работала система эвакуаторов и штрафных стоянок. Нужно запускать цифровой проект «Безопасный город» - ставить камеры хотя бы на самых опасных участках дороги. Нужно ужесточить меры, начиная с уголовного кодекса, чтобы за причинение вреда здоровью или смерти на дороге рассматривалось, как преступление и предусматривало реальное наказание. Нужно создать прецеденты, чтобы показать недисциплинированным водителям, что закон есть, и он работает. И только тогда может быть ситуация начнет меняться, - подытожил Кайрат Осмоналиев.
Ну а пока государство ситуацию не изменит, в Кыргызстане по-прежнему на дорогах будут орудовать убийцы, безнаказанно лишая жизни людей.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320