Политика
27.05.2022

Турция в Центральной Азии – сможет ли Анкара стать лидером в регионе?

Как складываются взаимодействие между Кыргызстаном и Турцией, каковы перспективы наших взаимоотношений?

Для Кыргызстана отношения с Турцией одни из самых заметных. Турецкое влияние в стране сложно не заметить – лицеи, вузы, торговые центры, клиники. Каким будет будущее взаимоотношений, усилятся ли связи между двумя тюркскими странами или ослабнут – неясно.

С одной стороны, мы слышим регулярные заявления о планах развития «Тюркского мира», создания единой армии, реализации в Кыргызстане миллиардных проектов, с другой – поступают тревожные сообщения о серьезных проблемах в экономике самой Турции (с марта лира обесценилась почти в 2,5 раза), об ухудшении отношений Турции с США и ЕС, а также о том, что купленные Кыргызстаном турецкие беспилотники оказались не так хороши, как изначально рекламировалось.

Эксперты дали оценку политическому, культурному и военному направлениям сотрудничества Киргизии с Турцией

Игорь Шестаков, политолог, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо»

«Турция в Центральной Азии в целом и в Кыргызстане в частности представлена несколькими сферами деятельности – образование и проекты по продвижению «мягкой силы». Турция системно и эффективно работала над своим имиджем в Кыргызстане.

Турецкое образование представлено на уровне дошкольных, школьных учебных заведений и университетов. Системный характер работы Анкары заключается в том, что она обучала детей с детского сада и вела до окончания высших учебных заведений. В Кыргызстане существует множество проектов поддержки выпускников турецких университетов и школ. После завершения обучения выпускники создают свои организации и ассоциации и продолжают работать над продвижением турецких интересов в странах Центральной Азии.

Первая негативная реакция в отношении Турции со стороны кыргызстанцев была зафиксирована после того, как Таджикистан решил закупить БПЛА «Байрактар», турецкого производства.

Экспертное сообщество Кыргызстана на мероприятии Центра «Ой Ордо» обсуждало роль Турции во внешней политике страны. Выводы по итогам мероприятия заключались в том, что Турция не может выступать гарантом безопасности Центральной Азии, которым сейчас выступает ОДКБ и ШОС.

Эксперты по безопасности отмечали, что Анкара пока не готова к этой роли из-за отсутствия необходимых ресурсов. Чтобы там не говорили пиарщики проекта «Туран». По факту военная составляющая проекта «Туран» не может конкурировать с нынешними Россией и с Китаем.

Причин несколько. Первая – сложная экономическая ситуация в самой Турции. Вторая – отсутствие прецедентов, когда Турция выступала бы гарантом безопасности соседних регионов.

Нынешнее обострение отношений по линии коллективный Запад - Россия выдвигает на первый план еще одно обстоятельство, про которое многие умалчивают. Турция является членом НАТО. И если Анкара в 90-х годах была проводником интересов НАТО в Центральной Азии, то сейчас мы видим очевидные трения между членами этой организации. Кроме того, Турция в своем стремлении стать лидирующей силой в Центральной Азии не является самостоятельным игроком. Анкару в ее политической деятельности в регионе связывают с Лондоном и Вашингтоном.

Одним из реальных показателей военного сотрудничества стран Центральной Азии остаются январские события в Казахстане. Президент Касым-Жомарт Токаев обратился за помощью к ОДКБ, а не к Турции».

Александр Хроленко, военный эксперт

«Эффективность применения турецких беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Байрактар» во многом зависит от региона и условий его применения. Для борьбы с незаконными вооруженными формированиями в Центральной Азии или на Ближнем Востоке это оружие может принести пользу.

Например, страны Центральной Азии могут задействовать «Байрактары» в борьбе с наркоторговцами и боевиками ИГИЛ* (террористическая организация, запрещенная в Центральной Азии). Особенность вышеперечисленных формирований – использование легкого вооружения и устаревших системам ПВО или отсутствие таковых.

Если рассматривать применение этой техники с привязкой к высокотехнологичным условиям, как это сейчас происходит на Украине, эффективность этих БПЛА сомнительна.

Например, 7-8 мая 2022 года в районе острова Змеиный было сбито 30 беспилотников турецкого производства, и девять из них – ударные «Байрактар-ТБ2» (в следующие два дня – еще по одному «Байрактар-ТБ2»). Для российских «Панцирей» и «Буков» «Байрактары» - очень легкая цель. У этих БПЛА есть система оповещения, но она «глуховата» и «подслеповата» против российской техники ПВО.

Еще одним недостатком турецких беспилотников является его малая грузоподъемность – менее 100 кг. Боеприпасы для «Байракторов» простые и маломощные. Для их применения БПЛА нужно снизиться до 2500 м, что делает его уязвимым даже для переносных зенитно-ракетных комплексов.

Учитывая, что стоимости «Байрактара» составляет около 5 млн долларов за сам аппарат, без станции управления, его беспомощности перед современными ПВО, которые сшибают его одной ракетой на подлете, эффективность данного беспилотника весьма сомнительна.

В Карабахе мы видели применение беспилотников вне развитой системы ПВО, тогда «Байрактары» поражали палатки, отдельно стоящие группы солдат, бронетехнику и так далее. На Украине мы ничего подобного не наблюдаем. БПЛА не успевают выполнить свои задачи - на переднем краю слишком плотная система ПВО России.

Ударные «Байрактары» можно считать «условно высокоточными» и «условно эффективными» (когда нет ПВО). Как только появляется ПВО, БПЛА бесполезны. В общих чертах «Байрактары» можно описать как тихоходные, хорошо заметные мишени для современных средств ПВО.

Турецкие «Байрактары» привлекательны не столько своими техническими характеристиками, сколько стоимостью. Они дешевы.

Говоря о технологическом уровне турецких «Байрактаров» нужно понимать, что они управляются оператором. Наиболее продвинутые современные беспилотники самостоятельны, они управляются через спутники или искусственным интеллектом, то есть фактически имеют неограниченную дальность. «Байрактар» привязан к станции и к своему оператору – его дальность 100, максимум 120 км. Учитывая площади стран Центральной Азии, нужно понимать, что станции с операторами нужно разворачивать в непосредственной близости к границе, чтобы они следили за порядком, либо устраивать системы ретрансляции. Последний вариант сложный и неэффективный.

У «Байракторов» есть ограничения по всем направлениям - в скорости, боевой эффективности, дальности. Единственное достоинство этого БПЛА – низкая цена.

Андрей Барышев

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320