Туркменистан намерен вступить в Совет содружества тюркских государств. Пока – в качестве наблюдателя.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев на правах нынешнего председателя Тюркского совета приветствовал решение Ашхабада и пригласил Гурбангулы Бердымухамедова принять участие в саммите глав государств совета, который состоится 12 ноября в Стамбуле.
В марте этого года туркменский лидер уже участвовал в неформальном онлайн саммите глав государств Тюркского совета, где президент Турции Реджеп Эрдоган во второй раз настоятельно призвал Туркменистан присоединиться к объединению.
Ашхабад пока не готов стать полноценным членом турецкой инициативы, однако скоро туркменскому руководству придется сделать выбор – сохранить нейтралитет или же делегировать часть своего суверенитета организации в обмен на определённые гарантии безопасности и эконмические проекты. Дело в том, что в рамках намеченной на 12 ноября встречи, по инициативе турецкого лидера, будет решаться вопрос о переформатировании Совета содружества тюркских государств в Организацию тюркоязычных государств, что повлечет расширение не только сфер сотрудничества между ее членами, но и их обязательств. И тогда Туркменистану вряд ли удастся сохранить свой статус наблюдателя.
По мнению экспертов, переформатирование Тюркского совета будет направлено на усиление влияния Турции в Центральной Азии, которая рассматривается Анкарой, как плацдарм для реализации ее амбициозного плана – стать новым центром силы, как в регионе, так и на международном уровне. Кроме того, за счет экспансии на постсоветские республики турки надеются обеспечить рынки сбыта своей промышленности, а также получить дополнительные источники ресурсов и технологий, чтобы улучшить ситуацию в национальной экономике.
- Для достижения своих целей турецкие власти на протяжении, как минимум, последнего десятилетия сконцентрировались на формировании протурецких элит и неформальных этнокультурных связей в центральноазиатских государствах. Это позволяет Анкаре формировать благоприятную среду для лоббирования своих неоосманских устремлений, а также создает предпосылки для ослабления связей стран ЦА с традиционными партнерами, прежде всего, с Россией, - отметил в интервью «Регион.kg» политолог Кубатбек Асанов.
По его словам, Анкара пытается сформировать у местных политических элит иллюзию многовекторности их внешней политики с целью побудить рассматривать Турцию в качестве посредника для сближения с Западом.
- Характерной особенностью политики Турции является использование националистических и автономистских амбиций постсоветских республик, добиваясь ослабления их связей с Москвой и отказа от выполнения союзнических обязательств в рамках таких проектов, как ЕАЭС и ОДКБ. При этом в качестве успешного примера турки демонстрируют выход на новый уровень турецко-азербайджанского сотрудничества. Однако, не все понимают, что стратегической целью такого взаимодействия является поглощение Азербайджана и создание плацдарма для дальнейшей военно-политической экспансии в Закавказье. В Центральной Азии в качестве испытательного полигона рассматривается Кыргызстан, учитывая наличие в стране серьезных финансовых и внутриполитических проблем, - подчеркнул эксперт.
Он также обратил внимание, что Турция откровенно вмешивается во внутренние дела Кыргызстана. В качестве примера он привел операцию турецких спецслужб по организации похищения и вывоза из республики руководителя сети образовательных учреждений «Сапат» Орхана Инанды, что, по словам политолога, является не только посягательством на суверенитет государства, но и демонстрацией неуважения к Бишкеку.
Стоит отметить, что западные страны, и прежде всего, США не просто лояльно относятся к таким шагам Анкары, но и активно поддерживают устремления Турции в центральноазиатской регион. Как отметил в одном из интервью эксперт Heritage Foundation – стратегического исследовательского института США – Люк Коффи, союзничество с Турцией приносит большую пользу США, учитывая, что в последние годы ее влияние в Центральной Азии, на Кавказе и в Афганистане в значительной степени возросло.
Поощряя турков наращивать свое присутствие в регионе, Вашингтон пытается решить сразу две задачи – во-первых, снизить существующую напряженность в отношениях с Анкарой, во-вторых, сузить традиционную сферу влияния Москвы и ее интеграционных проектов, в том числе по обеспечению региональной безопасности.
- Прежде всего, передача турецкому командованию ответственности по обеспечению безопасности международного аэропорта в Кабуле после вывода американских войск из Афганистана – это попытка предоставить Турции возможность закрепить за собой роль гаранта безопасности, как в Афганистане, так и в граничащих с ним странах Центральной Азии. При этом заокеанские партнеры стимулируют Турцию на выстраивание такого формата взаимодействия с политическими кругами в Кыргызстане и Таджикистане, при котором между ними возникает конкуренция, которая в свою очередь является фактором дестабилизации и внесения раздражителей в партнерские отношения между государствами-членами ОДКБ, - отметил собеседник «Регион.kg».
В этой связи эксперт подчеркнул, что Бишкеку и Душанбе следует с осторожностью относиться к гарантиям Анкары, обещающей эффективно предотвращать проникновение на территорию ЦА боевиков из Афганистана.
- Главный аргумент Анкары – то, что Турция чуть ли не единственная страна, готовая остаться в Афганистане после вывода американского военного контингента. Но мы прекрасно видим, что Россия не стоит в стороне. Понимая необходимость обеспечить безопасность на южных рубежах СНГ и поддержать своих партнеров по ОДКБ, Москва запустила переговорный процесс с представителями политического крыла Талибана, направленный на предупреждение и предотвращение распространения угрозы из Афганистана на центральноазиатскую территорию, - добавил Кубатбек Асанов.
Важно отметить, что, расширяя экономическую и военно-политическую сферы во взаимоотношениях со странами Центральной Азии, Турция не упускает из виду и гуманитарное направление. В последнее время с целью закрепить в сознании местного населения убежденность о связи государств ЦА и Турции на ментальном уровне Анкара заметно активизировала усилия в реализации образовательных и научных проектов, в создании собственной сети неправительственных организаций, а также в расширении присутствия в информационном пространстве. По словам директора кыргызского национального информагентства «Кабар» Кубана Таабалдиева, сейчас полным ходом идет формирование единой информационной повестки тюркоязычных стран – Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции и Узбекистана.
- Для ее успешной реализации по инициативе турецкой стороны созданы два медийных объединения. Первое – это ассоциация телевизионных каналов, целью которой является создание единого телеканала, непрерывно вещающего во всех пяти странах о культурно-гуманитарных связях между ними. И второе – это ассоциация информационных агентств, куда входят государственные информагентства стран тюркского мира. Авангардом в этих структурах являются ведущие турецкие СМИ – телеканал ТРТ и ИА «Анадолу», - рассказал медиа-эксперт.
Между тем, многие эксперты считают влияние Турции на Центральную Азию преувеличенным.
- Ее роль в региональных процессах в определенной мере возросла по сравнению с прошедшими периодами, но говорить, что она имеет влияние в глобальном плане преждевременно. Турция – новый игрок, который в ближайшее время, несмотря на определенные прорывы, вряд ли сможет играть роль самостоятельной влиятельной силы, потому что у нее есть огромная зависимость от интеграционных объединений, того же НАТО и Евросоюза. Кроме того она не может автономно существовать, не ориентируясь на Китай и Россию. Сейчас Анкара пытается укрепить Тюркский совет, созданный как культурно-гуманитарное объединение, наполняя его векторами экономического и военно-политического сотрудничества. Но насколько эти инициативы окажутся успешными, это большой вопрос, учитывая, что экономические возможности Турции ограничены, а без экономики такие альянсы либо разрушаются, либо существуют исключительно номинально, - отметил в интервью «Регион.kg» эксперт Совета по миграции при спикере Жогорку Кенеша КР Улан Шамшиев.
Для реализации своих неоосманских амбиций, как пантюркистских амбиций президента Реджепа Эрдогана, Турции нужны не только колоссальные средства, но и поддержка геополитических игроков. И то и другое Анкара рассчитывает получить у западных партнеров. Однако, как показывает история, Европа и США приходят на помощь тем или иным государствам исключительно с учетом своих интересов в тот или иной момент. Когда же геополитическая конъюнктура меняется, вчерашние партнеры могут легко стать «балластом», от которого, не задумываясь, избавляются. До какой степени туркам позволят играть в центр силы, и насколько хватит им запаса прочности для развития своей тюркской инициативы, после того, как в ней отпадет необходимость у коллективного Запада, - это большой вопрос.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320