Эксперты из Кыргызстана и Казахстана обсудили модели и подходы к обеспечению безопасности в Центральной Азии
В рамках дискуссии было отмечено, что в последнее время уровень угроз в регионе значительно возрос. Ключевым фактором такой ситуации стало то, что после разгрома основных сил боевиков в Сирии, международные террористические и экстремистские структуры, проповедующие радикальную религиозную идеологию, переключили свое внимание на Центральную Азию. Усугубляющим фактором является наличие мощного террористического подполья внутри самого региона. За последние 10-15 лет в странах региона сформировалась разветвленная сеть спящих ячеек, имеющая внешнее управление.
По словам сопредседателя Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолога Шерадила Бактыгулова, в опубликованном в марте этого года отчете Региональной антитеррористической структуры ШОС говорится о том, что только за последнее время в таблицы учета внесены данные четырех с половиной тысяч террористов. При этом эксперт отметил, что в регионе не уделяется должного внимания миссионерской деятельности дааватчиков, что повышает риск распространения экстремистских идей среди населения.
- Последователи этого течения составляют значительную часть вербовочного контингента для зарубежных террористических организаций. Во многом благодаря их деятельности, страны Центральной Азии становятся постоянным источником пополнения рядов радикальных международных группировок. Важно обратить внимание и на проблему распространения такого несвойственного для стран региона течения, как «салафизм», т.к. это тоже может привести к радикализации, в том числе принятию идей вооруженного джихада, определенной части мусульманской уммы, - подчеркнул Шерадил Бактыгулов.
О том, что, радикализация населения связана с множеством процессов, включая характер правительства, степень свободы общества, искажение основных исламских идей и т.д. в своем выступлении рассказала председатель Евразийской ассоциации международных исследований (Казахстан), доктор политических наук Светлана Кожирова.
- Необходимо выработать методологию изучения и исследования этого феномена. В этой связи необходимо обратить особое внимание на вопросы просвещения, теологического и религиозного образования. Также уместно поднять вопрос о необходимости унифицировать в рамках региона стандарты, в том числе и в сфере образования, - отметила политолог.
По ее словам, важной проблемой для региона остается отсутствие единого подхода к вопросам терроризма и экстремизма.
- За последние 7 лет на территории республики было совершено 16 актов насильственного экстремизма, а за пропаганду экстремистских идей осуждены более 800 человек. Кроме того только по официальным данным, в военных действиях в Сирии принимали участие около 500 граждан Казахстана, сто из которых погибли. Очевидно, что экстремизм является одной из основных проблем для центрально-азиатского региона, однако, несмотря на это, среди ученых до сих пор нет единого мнения по этому вопросу, многие из них считают, что это надуманная проблема, - подчеркнула Светлана Кожирова.
Отчасти с ее словами согласился и омбудсмен КР Токон Мамытов, который подчеркнул, что основной причиной распространения экстремистских идей в странах Центральной Азии стало неумение властей правильно интегрировать человека в общество, где бы каждый индивид мог занять достойное место и самореализоваться. Что касается научных исследований в сфере экстремизма, то здесь, по словам омбудсмена, прежде всего необходимо учитывать его тройственность: радикальный религиозный фундаментализм, экстремизм и терроризм.
- Ряд научных исследователей считают, что радикальный религиозный фундаментализм – это стиль политического мышления. Экстремизм – это стиль политической активности. Терроризм – это стиль политического действия. Часто религиозный фундаментализм ставят в один ряд с радикализмом и традиционализмом, а радикальный фундаментализм связывают с исламской религией. Но ни одна религия не имеет ничего общего с терроризмом и экстремизмом. Поэтому уместнее использовать термин «религиозный фундаментализм». Также необходимо дать четкое понимание «экстремизма». Не редко используется формулировка «насильственный экстремизм», как будто экстремизм бывает не насильственным. Экстремизм – это и есть осуществление насильственных действий. Поэтому научному и экспертному сообществу необходимо выработать единое толкование и формулировку дефиниций, а также методологию изучения, - подчеркнул Токон Мамытов.
О проблемах в сфере практического противодействия экстремизму и религиозному радикализму рассказал известный теолог, директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов. Он отметил, что на сегодня у большинства государств недостаточно как технических, так и идейно-политических инструментов, чтобы противостоять распространению радикальной идеологии, учитывая, что для агитации и осуществления своей деятельности экстремистские организации используют новейшие технологии и постоянно усовершенствуют свои методы.
- Мы не можем этому противостоять еще и потому, что наше духовенство не подготовлено к ответам на многие вопросы, в том числе и касающиеся политических тем. Например, как должны относиться мусульмане к демократии, что для верующего главнее – Коран или Конституция, каковы отношения Ислама и светскости, в то время, как радикальные группировки всегда готовы дать свою интерпретацию в этих вопросах, - подчеркнул теолог.
Он также указал на еще один существенный аспект, который мешает государству успешно противодействовать процессам радикализации общества.
- Не буду говорить о других странах, но в Кыргызстане государство до сих пор держит традиционное духовенство на определенной дистанции, как это было в советские времена. Тем самым оно не позволяет имамам стать идеологическими помощниками государству и теряет инициативу на идеологическом поле, - уверен Кадыр Маликов.
При этом, по его словам, усиление контроля в религиозной сфере со стороны государства ведет лишь к тому, что официальное духовенство превращается в некий государственный орган, который проводя определенную политику, по сути, теряет авторитет особенно среди протестной части молодежи.
- Зачастую в местных жааматах население самостоятельно выбирает имама, который имеет очень сильное влияние и авторитет. То есть государство в попытках контролировать ситуацию через официальные религиозные структуры, на деле контролирует лишь мечети, а прихожане в жааматах фактически общаются с неофициальными религиозными лидерами, что опасно на фоне глобальных процессов, характеризуемых наличием террористического подполья на территории некоторых государств, - подчеркнул теолог.
Он также рассказал о том, что в последнее время многие государства стремятся укрепить институт традиционного Ислама, что связано, как с наличием внешних вызовов, так и со стремлением привлечь религиозный ресурс для укрепления и легитимизации власти, учитывая рост религиозности населения, особенно молодежи. При этом он подчеркнул, это очень непростой вопрос, к которому нужно подходить очень осторожно.
- Например, в Саудовской Аравии определенные реформы по модернизации Ислама многими людьми воспринимаются, как попытка использования религии для обслуживания властных структур. Что касается Кыргызстана, то здесь такие попытки сталкиваются с серьезными проблемами, т.к. с начала 90-х годов в республике прочно укоренилось множество различных исламских течений, каждое из которых проповедует свою идеологию, - добавил Кадыр Маликов.
На тот факт, что носители радикальных религиозных идей, в последнее время работают не только в общественной среде, но и активно внедряются в систему государственного управления, в свою очередь обратил внимание участников круглого стола председатель международного общественного объединения «Люди Мира» Алишер Ташматов. По его словам, это ведет к тому, что государство становится более уязвимым перед угрозой радикализации.
О религиозной ситуации в Казахстане рассказала исполнительный директор Евразийской ассоциации международных исследований (Казахстан), эксперт Таисия Мармонтова. По ее словам, 61 процент граждан солидарны со светскими принципами государства, и 85 процентов казахстанцев выражают неприятие деструктивных религиозных идей. При этом гостья из РК рассказал, что для улучшения ситуации в сфере противодействия радикализму в Казахстане используют не только репрессивные методы.
- В республике проводится работа по созданию казахстанской школы исламоведения, основанной на традиционном Исламе. В Астане работает центр по повышению квалификации имамов. Созданы региональные информационные группы, которые работают с населением по вопросам религии. При акиматах функционируют специальные центры по реабилитации лиц, возвратившихся из мест боевых действий, - рассказала Таисия Мармонтова.
В своем выступлении она также затронула вопрос эволюции терроризма.
- Сегодня террористы активно используют не только бомбы и огнестрельное оружие, они используют любые подручные средства, в том числе холодное оружие и транспортные средства, при этом все чаще террористические акты готовят и совершают малые группы и одиночки. Что касается вербовки, то экстремисты для распространения своих идей используют информационные каналы, которые способствуют быстрому и широкому их распространению, - отметила эксперт.
Продолжая тему, эксперт по вопросам религиозной безопасности Икболжон Мирсайитов также указал на факторы, которые говорят о том, что терроризм эволюционирует.
- Сегодня терроризм нужно рассматривать как бизнес: здесь концентрируются огромные деньги, внушительный человеческий и материальный ресурс. Поэтому понятия «терроризма» в его классическом смысле уже нет, как нет и «террористов» и «экстремистов» в их традиционном понимании. Сейчас это частные военные группировки, по сути, частная армия, которая имеет четкую структуру и систему и постоянно растет, за деньги выполняя чужой заказ, подчеркнул эксперт.
Говоря о результатах своих исследований интернет пространства, и в частности социальных сетей, которые все активнее используются деструктивными элементами, как инструмент агитации, вербовки и т.д., Икболжон Мирсайитов, отметил, что деятельность правоохранительных структур, направленная на блокировку сайтов и аккаунтов адептов, малоэффективна. По его наблюдениям, изменив одну букву или точку в названии, вербовщики и агитаторы снова выходят в информационное поле, продолжая распространять свои идеи, при этом, даже не опасаясь сообщать свои контактные данные в комментариях к постам.
В своем выступлении религиовед Индира Асланова сделала акцент на вопросе законодательной основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.
- В Кыргызстане по статьям «экстремизм и терроризм» осуждено 520 человек, из которых только 20 процентов – это лица, совершившие насильственные террористические действия. Остальные отбывают наказание за такие хранение экстремистской литературы, репосты текста экстремистского содержания и т.п. И как показывает анализ, именно в тюрьмах такие осужденные подвергаются радикализации, вставая на сторону экстремизма. Поэтому очень актуальна задача реабилитации таких людей, которую необходимо проводить на системной основе, - уверена Индира Асланова.
Президент Международной Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба отметил важность силового аспекта в сфере противодействия терроризму и экстремизму, подчеркнув роль Организации договора коллективной безопасности в этом направлении.
- В современных условиях роль ОДКБ очень велика. Это подтверждает и трагический факт вторжения террористов на территорию Кыргызстана в 1999 году. В те годы наша республика не была готова к этим угрозам, и только оперативная помощь России, Казахстана, Армении позволила локализовать данный конфликт. Точно так же, совместными усилиями, удалось локализовать теракт, произошедший в пригороде Алматы, когда террористы совершили нападение на войсковую часть, - напомнил Юрий Погиба.
При этом он отметил, что современные реалии характеризуются проведением, так называемых, «гибридных» войн, в связи с чем, необходимо развивать не только военное направление, но и идеологию.
- Во главу угла нужно ставить патриотическую работу с молодежью в том числе и в рамках ЕАЭС в целом, учитывая, что в одиночку ни одно государство не в состоянии оказать должное сопротивление нынешним угрозам. Это еще и потому актуально, что в армии наших стран служат молодые люди, часть из которых являются приверженцами разных религий. Поэтому воспитание религиозной толерантности вкупе с патриотическим – одна из главных задач наших государств, - подчеркнул глава ветеранской организации «Альфа».
В рамках круглого стола также было отмечено, что на сегодняшний день серьезной проблемой является так называемая «экономика терроризма», характеризуемая финансированием террористических структур не только за счет доходов от преступных видов деятельности, но и из легальных источников.
Круглый стол: «Региональные модели и подходы в обеспечении безопасности и противодействии вызовам и угрозам в Центральной Азии: опыт Кыргызстана и Казахстана», прошедший в Бишкеке, был организован Клубом региональных экспертов КР «Пикир» совместно с Евразийской Ассоциацией международных исследований (Казахстан).
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320