Депутаты Жогорку Кенеша КР вновь озадачились вопросом – поднимать тарифы на электричество или не поднимать? Если поднимать, то на сколько? Этот вопрос парламентарии задали экспертам Всемирного банка
На заседании парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию депутаты Парламента подняли вопрос о необходимости повышения тарифов на электричество. В этой связи законодатели обратились к представителям Всемирного банка(ВБ) за советом – какими должны быть тарифы для населения, чтобы они покрывали все расходы энергетиков?
По мнению эксперта ВБ Катарины Гасснер, величина тарифов зависит от затрат, но сейчас они составляют лишь 50 процентов от того уровня, на котором должны быть.
«Никто не предлагает изменить ситуацию за один год. Необходим постепенный переход Последнее повышение тарифа для населения было в 2015 году — на 10 процентов. Если работа продолжится в том же направлении, то негативной реакции от населения не последует», — подчеркнула представитель Всемирного банка.
Стоит отметить, что ВБ уже не первый год категорически настаивает на повышении тарифов на электроэнергию в Кыргызстане, обосновывая это тем, что на энергетику республика тратит необоснованно много средств.
По словам политолога Игоря Шестакова, еще в 2012-м году Всемирный банк организовывал встречу с экспертным сообществом Кыргызстана, целью которой было обсудить возможности повышения тарифов на электроэнергию. Тогда же представители МВФ говорили о том, что было бы неплохо внедрить в Кыргызстане систему, при которой национальной энергосистемой управляют зарубежные менеджеры, что в свое время внедрил в Грузии президент Михаил Саакашвили.
- Тогда эксперты сказали, что повышение тарифов может оказать негативное влияние на общественно политическую ситуацию в стране, а что касается зарубежного менеджмента, то это вряд ли станет гарантией того, что в энергосекторе исчезнут коррупционные схемы. Понятно, что специалисты Всемирного Банка не просто так зондировали экспертное мнение, но мне кажется, что представители власти, в данном случае некоторые депутаты Парламента КР, должны уже научиться жить своим умом, а не бегать за советами в международные финансовые институты. Может, парламентариям стоит заняться решением вопросов, связанных с более эффективным использованием энергоресурсов в стране без ущерба для, итак, небогатых кыргызстанцев, - подчеркнул Игорь Шестаков.
Между тем, эксперты Всемирного банка настаивают на том, что если не повышать тарифы на электричество, то Кыргызстан рискует окончательно разорить отрасль и подорвать энергетическую безопасность страны, учитывая, что 45 процентов оборудования в энергосекторе выработало свой срок эксплуатации, но продолжает использоваться.
«Деньги, потраченные на энергетику, составляют 65 процентов от суммы, предназначенной для выплаты пенсий. В сектор вложили в 13 раз больше, чем государство тратит на поддержку малоимущих граждан. При этом в 2015–2016 годах общие долги отрасли превысили 48 миллиардов сомов. Эта цифра равняется 20 процентам от ВВП и составляет почти 70 процентов от суммы, которую государство тратит на выплату зарплат», - говорится в ежегодном отчете Всемирного банка.
Позицию ВБ в этом вопросе поддерживает и Международный валютный фонд (МВФ), специалисты которого неоднократно заявляли, что ниже, чем в Кыргызстане, тарифы на электроэнергию только в Венесуэле, и что при нынешних тарифах на свет никто не будет инвестировать в энергосектор Кыргызстана.
Это один из немногих случаев, когда позиция международных институтов созвучна с мнением экспертов «на местах». Так, в назревшей необходимости поднимать тарифы в сфере энергетики уверен и председатель комитета по вопросам промышленной политики, экспорта, инфраструктуры и ГЧП Торгово-промышленной палаты (ТПП) КР Кубат Рахимов.
- Тарифы повышать надо, но любое повышение тарифов должно сопровождаться доступным информированием населения, зачем и почему мы это делаем. К сожалению, вопрос тарифов на электроэнергию и тепло в Кыргызстане, как и в целом на коммунальные услуги, политэкономический. Т.е. по формальной сути, будучи не более, чем выравниванием существующих экономических диспропорций, на выходе он оборачивается какими-то политическими проекциями, - подчеркнул в интервью «Регион.kg» эксперт.
В свою очередь излишняя политизированность тарифного вопроса, по мнению Кубата Рахимова, на десятилетия затормозила процесс цивилизованного реформирования энергетической отрасли.
- В итоге вся наша система, связанная с выработкой электроэнергии и выработкой тепла стала настолько субсидируемой, что без субсидий из бюджета, т.е. опять же из наших денег – денег налогоплательщиков, она уже не может существовать. Но надо понимать, что как только любая отрасль экономики становится датируемой или субсидируемой, она сразу начинает вырождаться с экономической точки зрения, она сразу принимает форму приспособленчества топ-менеджмента к не заработанным деньгам, потому что субсидии не зарабатываются. Поэтому выигрывают те, кто правильно толкается локтями вокруг перераспределения ресурсов, и проигрывают те, кто дает нормальные здоровые решения по зарабатыванию этих денег, - отметил собеседник «Регион.kg».
По его мнению, сейчас настал очень подходящий момент, как для повышения тарифов, так и для реформирования всей энергосистемы.
- Сейчас у нас период сильной власти, президентские выборы состоялись, до парламентских выборов, если брать очередной срок, еще далеко. Поэтому я думаю, грех – не воспользоваться этой политической ситуацией, и в 18-м году не провести поэтапное повышение тарифов и ряд решительных реформ в энергетике, пусть и не популярных для народа, - считает Кубат Рахимов.
Такие шаги, по словам эксперта, положительно скажутся, как на ВВП Кыргызстана, так и на его инвестиционной привлекательности.
- Есть люди, готовые инвестировать в энергосектор, но сейчас они видят «замкнутый круг», но если тарифы достигнут определенного разумного предела, разумность которых будет определяться двумя факторами. С одной стороны, будут покрываться, как минимум издержки генерации, что уже будет интересно тем, кто будет приходить в сектор выработки электроэнергии. С другой стороны разумности, тарифы не должны быть такими, что население и промышленность не смогли бы их оплачивать, - подчеркнул эксперт.
Для соблюдения баланса, Кубат Рахимов предлагает использовать два основных механизма. Во-первых, адресное субсидирование. Во-вторых, энергосбережение.
- Сейчас ситуация в энергетике такова, что мы носим воду дырявым ведром. При таких чудовищных технических и экономических потерях в отрасли, мы совершенно не занимаемся вопросами энергосбережения, хотя под это направление международные финансовые институты уже хоть завтра готовы начать выделять гранты и сверх льготные кредиты, – добавил собеседник «Регион.kg».
Не смотря на рекомендации экспертов и международных финансовых аналитиков, тарифы на электроэнергию в Кыргызстане не повышались с 2015года. С одной стороны, для населения и бизнеса – это плюс, с другой стороны – это минус, учитывая, что плачевная ситуация в энергосекторе не то, что не позволяет ему развиваться, но и еле держит его на плаву, ставя под угрозу энергобезопасность республики.
Однако прежде чем приступать к повышению тарифов, нужно обеспечить механизмы, которые позволят повысить качество предоставляемых потребителю услуг. Чтобы не обидно было платить.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320