Организация договора о коллективной безопасности, уклонилось от участия во время недавнего вооруженного конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном.
Принципиальные разногласия не позволяют в ближайшем будущем решить противоречия между двумя союзниками России, что подрывает имидж Москвы как арбитра в среднеазиатских конфликтах. Затянувшимся кризисом пытаются воспользоваться другие геополитические игроки, в том числе Турция.
К очередному конфликту - между жителями спорного участка земель в Баткенской области Кыргызстана и Согдийской области Таджикистана впервые подключились военные, применив бронетехнику и авиацию. В итоге, это переросло в двухдневную мини-войну между двумя союзниками ОДКБ, едва не закончившейся полноценной войной. Поводом для конфликта послужило - попытка установки видеокамер таджикскими монтерами на неописанном участке границе у водораспределительного пункта «Головной», который контролирует распределение водного стока реки Исфара между соседними странами.
Напомним, что днем 28 апреля у «Головного» собрались недовольные толпы кыргызов и таджиков, которые стали забрасывать камнями друг друга, к вечеру это переросло в перестрелку. Обычно, такие конфликты на этом и заканчиваются, однако, на следующий день в дело вступили военные. По словам кыргызских пограничников, утром их стали обстреливать из минометов, а кыргызские сёла подверглись нападению, разграблению частных домов. Сам пункт «Головной» тоже подвергся атаке, однако оборонявшие его бойцы Внутренних войск Кыргызстана сумели отбить все атаки и удержать стратегический объект.
К вечеру 29 апреля шли сообщения о боях во многих частях Баткенской и сопредельной Согдийской области. Официальный Бишкек заявил, его пять пограничных постов и застав нападению подверглись, в ответ была захвачена одна таджикская погранзастава. В свою очередь, Душанбе обвинил в произошедшем соседей, заявляя, что кыргызская сторона первая открыла огонь и регулярно провоцирует приграничные конфликты. В частности, заявлялось что кадровые военные Кыргызстана в гражданской одежде участвуют в конфликтах с гражданским населением.
В ходе конфликта были разрушены сотни домов и гражданских объектов. Погибло 36 граждан Кыргызстана, среди них трое военнослужащих. Таджикистан заявил о 19 погибших, из них по неофициальным данным девять военных. Огнестрельное ранение получил мэр Исфары - приграничного таджикского города. В свою очередь, глава кыргызского села Интернационал и еще девять граждан Кыргызстана оказались в плену у таджикских силовиков, 1 мая их всех отпустили.
Причины конфликта, взгляд из Таджикистана
«Причинами приграничных конфликтов между двумя странами, помимо доступа к воде (питьевой и поливной), является контроль над землей, инфраструктурой (дороги) и полезными ископаемыми. Последний инцидент 28 апреля связан с действиями пограничников Кыргызстана, которые на территории Таджикистана не давали возможность прикрепить видеокамеры и попытались захватить водораспределительный пункт «Головной» в селе Ходжаи Аъло. Эти действия нарушали все существующие договоренности», - сообщил РИВ «ВЗГЛЯД» политолог из Таджикистана Шерали Ризоён.
По мнению эксперта, ход событий показывает, что таджикские пограничники пытались решить вопрос мирным путем. Однако, ситуация вышла из-под контроля - граждане Таджикистана получили различные увечья, в их сторону начали стрелять и таджикским пограничникам пришлось вмешаться - открыть ответный огонь для защиты своей территории и мирных жителей. Также, Ризоён рассказал о важности водных ресурсов для данного региона.
«Искать смысл в действиях военных Кыргызстана представляется трудным делом, но очевидно, что их целью было взять под свой полный контроль водораспределительный пункт «Головной», который принадлежит Таджикистану. Данный объект предназначен для орошения приграничных районов Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Фактор воды и водных ресурсов из-за местного аграрного уклада производства для жителей региона является очень существенным, любое нарушения статус-кво приводит к плачевным последствиям», - считает эксперт.
«Для урегулирования пограничного конфликта между Душанбе и Бишкеком существует один единственный путь - двухсторонние переговоры без привлечения других акторов. И создание условий для того, чтобы межправительственная комиссия в полном объеме выполнила свою задачу. Также, необходимо усилить работу с местным населением, нужно всячески избегать действий, имеющие характер подстрекательства и провокаций. В качестве превентивной меры для предотвращения конфликтов необходимо соблюдать все ранее достигнутых договоров. Для этого нужна политическая воля, признание взаимных интересов, готовность идти на уступки и понимание того, что мы соседи и обречены жить в мире и дружбе», - резюмирует Шерали Ризоён.
Между тем, стало известно, что Генеральная прокуратура Таджикистана возбудила уголовное дело об вооруженной агрессии против своей страны, обвинив в развязывании конфликта местные киргизские власти и их пограничников. «... вышеупомянутые лица (граждане Киргизии) с подкреплением из военнослужащих и местного населения с огнестрельным оружием в руках и боевой техникой совершили вооруженное нападения на местное население, объекты инфраструктуры и пограничные пункты Республики Таджикистан», - заявила таджикская прокуратура.
Взгляд на проблему из Кыргызстана
Политолог из Бишкека Игорь Шестаков, высказал для РИВ «ВЗГЛЯД», свое мнение на развернувшиеся события, по его словам, Таджикистан осознано первым начал вооруженный конфликт между двумя странами.
«Конфликты в тех местах за воду и землю длятся с советских времен. Даже советский административный ресурс не мог предотвратить столкновения между жителями соседних сел. За последние десять лет произошло переформатирование этих конфликтов. То, что случилось 28-29 апреля – в большей степени военный конфликт и Таджикистан к нему явно готовился. Невозможно за сутки перебросить такое большое количество боевой техники, Душанбе, видимо, хотел показать нам свою силу и мощь», - полагает эксперт.
Кроме того, Шестаков усматривает в конфликте и внутриполитическую обстановку в Таджикистане, который попытался отвлечь свое население от экономических проблем внешней угрозой.
«Очевидно, что Эмомали Рахмон за счет военных действий пытается решить свои внутриполитические проблемы с оппозицией, отвлечь внимание от социально-экономических проблем в стране. С прошлого года Таджикистан охватил кризис, из-за пандемии у них большое количество граждан не могут как раньше выехать на заработки в Россию, сильно упал уровень жизни населения», - считает Шестаков.
Разрешить же данный конфликт по мнению эксперта должны исключительно дипломаты, а никак не военные.
«Чтобы остановить дальнейшее кровопролитие, говорить должны не пушки, а дипломаты. Проблемы нужно решать в двухстороннем формате, Владимир Путин предложил свою помощь в урегулировании конфликта, с аналогичными предложениями выступили президенты Узбекистана и Казахстана. В этих столкновениях гибнет мирное население и в конце концов, ситуацией могут воспользоваться экстремистские силы для дестабилизации всего среднеазиатского региона. Это не выгодно никому, особенно сопредельным странам», - полагает Шестаков.
В свою очередь Генпрокуратура Киргизии, как и их таджикские коллеги тоже возбудила уголовное дело о военной агрессии. «Применение наступательного тяжелого вооружения вдали от мест постоянной дислокации свидетельствует о том, что данное военное вторжение было заранее спланировано и организовано с целью захвата суверенной территории Кыргызстана. В спровоцированных таджикской стороной боевых действиях участвовали регулярные войска, вооруженные наемники и другие бандформирования», - сообщила киргизская прокуратура.
Цугцванг для ОДКБ
Кыргызстан и Таджикистан являются членами Организация Договора о коллективной безопасности и де-юре являются союзниками. На практике все оказалось сложнее, что стало видно на фоне проходящего в то самое время в Душанбе саммит глав силовиков шести стран ОДКБ.
27 апреля министры обороны России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии прибыли в столицу Таджикистана для обсуждения вопросов региональной безопасности. На следующий день, 28 апреля у вышеупомянутого водозаборного пункта «Головной» разгорелся в конфликт, который 29 апреля перерос в бои между силовиками двух стран, такая ситуация немыслима без участия глав оборонных ведомств, которые лично встречались буквально вчера.
Странности добавляет и тот факт, что после саммита с участием министров обороны, 29 апреля в Душанбе прошел другой саммит под эгидой ОДКБ. На сей раз встречались секретари Советов безопасности шести стран ОДКБ, лично участвовал в нем и Рыскельди Мусаев – секретарь Совбеза Кыргызстана. По этому поводу у него на родине стали шутить, а не взяли ли его в заложники? И что он вообще там делает в такое время?
«Зачем нам нужно это ОДКБ? Бесполезная организация» - так, вкратце, реагировали многие кыргызстанцы в социальных сетях, разочаровавшись её устранением от конфликта. Прозападная оппозиция в Кыргызстане, тут же подхватила тренд и увидела руку Кремля в происходящем, указывая что 27 апреля Сергей Шойгу был в столице Таджикистана, а следующий день начался конфликт. Таким образом, уже прошла и до сих пор идет информация компания по выходу Кыргызстана из ОДКБ, призывы вернуть американскую базу в «Ганси» и более тесной интеграции с Турцией, которая очень помогла Азербайджану в его недавней войне в Карабахе.
«Для ОДКБ этот конфликт сыграл отрицательную роль, прежде всего, как восприятие организации, которая защищает территорию того же Кыргызстана. Понятно, что есть юридические нюансы, что ОДКБ не вмешивается во внутренние конфликты, но, что касается общественного восприятия, имидж организации сильно пострадал. Не стоит забывать, что у ОДКБ есть противники в регионе. Та же Турция предлагает свой вариант военной поддержки, это так называемая армия «Турана», не зря в эти дни вспоминали о Карабахе. Россия отвечает за безопасность южных рубежей СНГ, здесь размещаются российские военные базы, которые некоторые критики уже призвали вывести и вернуть американскую базу», - считает Игорь Шестаков.
Вместо Москвы разруливать конфликт первым поспешил президент Узбекистана (эта страна тоже была членом ОДКБ, но в 2012 году приостановила свое членство). Шавкат Мирзиеёв первым из зарубежных лидеров провел телефонные переговоры с противоборствующими сторонами. Правда, из-за скоротечности конфликта, непонятно насколько сильно это внесло свой вклад в мирное урегулирование.
Влезть в конфликт
Между тем, некоторые политики в Киргизии принялись пиарится на произошедшем конфликте, открыто призывая выйти из ОДКБ, чего давно не было. «Партнерская страна в ОДКБ нападает на нашу территорию, а организация молчит. Зачем нам участие в такой несправедливой организации? Значит, нам надо менять свое направление, надо выйти и присоединиться к другой организации», - заявил депутат Айбек Осмонов.
Турция, сразу после конфликта предложила свою помощь в восстановление пострадавшей инфраструктуры Баткенской области. Турецкий посол лично отправился в Баткен где передал местным властям гуманитарную помощь. Общественное мнение Киргизии высоко оценило эти действия на фоне нейтральной позиции Москвы. А в качестве арбитра пытаются влезть США.
Заместитель помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии - Джонатан Хеник во время онлайн-семинара Атлантического совета сообщил интересную информацию о предложении посреднических услуг. «Мы [США], конечно, находимся в прямом контакте через свои посольства в Бишкеке и Душанбе с руководством обеих стран. Мы контактировали с их посольствами здесь, в Вашингтоне. Мы предложили любым возможным способом поддержать мирное урегулирование конфликта», - подчеркнул Хеник.
Между тем, конфликт вокруг таджикского поселения «Ворух» не имеет перспектив для решения в обозримом будущем. Виной тому сложная география региона. Таджикистан категорически отказывается считать «Ворух» анклавом, считая, что он должен соединяться с «материковой» частью страны. Власти Кыргызстана возможно и рады были бы предоставить коридор туда, однако, в этом случае фактическим анклавом окажется вся западная часть Баткенской области. Поскольку единственно ведущая туда дорога пересекает другую дорогу, ведущую из Таджикистана в «Ворух».
На кону стоит нешуточный вопрос, чья территория окажется в анклаве – «Ворух» (который де-факто стал анклавом в 1991 году) или часть Баткенской области? На эту проблему накладывается другая – водная, которая становится все более острой из-за растущего населения и таяния ледников.
Свои виды в этом противостоянии имеет криминал и контрабандисты, их полностью устраивает текущее положение дел, когда обширные участки земли плавно перетекают из одной страны в другую, а пограничникам там находиться запрещено. Самое безобидное из незаконных занятий местных жителей – контрабанда фруктов из Таджикистана в Киргизию для дальнейшего экспорта в Россию, таким образом не платится экспортная пошлина при пересечении границы ЕАЭС.
В обратном направлении из Кыргызстана в Таджикистан идет контрабанда ГСМ. Бензин в Кыргызстане дешевле чем у соседей, поскольку Россия беспошлинно поставляет ей нефтепродукты. Сложно представить, как можно громадный бензовоз скрытно перевести через госграницу. Однако, в тамошних местах граница проходит между соседними домами, и то, никем не признаваемая, в результате громадные фуры легко попадают из одной страны в другую.
И конечно же, больше всего в таких условиях вольготно себя чувствует наркотрафик. Таджикистан имеет громадную границу с Афганистаном, откуда к нему нескончаемым потоком идут наркотики. Дальше через условную «границу» наркота попадает в Киргизию и отправляется дальше на север, в Казахстан и Россию. Это громадные деньги, миллиарды и миллиарды долларов. Из этих средств не составляет труда организовать провокацию в тот момент, когда переговоры о демаркации границ хоть как-то продвигаются.
http://ru.vzglyadriv.kg/world-news/36152-sumeet-li-odkb-predotvratit-ocherednoy-konflikt-v-batkene.html
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320