Эксперт уверен, их мощности не покроют существующей потребности в электроэнергии даже для населения
Директор Третьего департамента СНГ МИД РФ Александр Стерник в интервью РИА Новости заявил о том, что Россия готова продолжить сотрудничество с Кыргызстаном в перспективных гидроэнергетических проектах.
«Уверен, что, сделав правильные выводы из предыдущих ситуаций, стороны продолжат сотрудничество в гидроэнергетике», — отметил он.
По мнению Стерника, ранее трудности с реализацией строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбар-Атинской ГЭС-1 начались «в силу обстоятельств, от них не зависевших».
Стоит напомнить, что после денонсации соглашения с «РусГидро» власти Кыргызстана остались должны российским инвесторам неустойку в размере 38 миллионов долларов, а все попытки привлечь к проекту новый капитал оказались безрезультатными.
Однако, несмотря на то, что строительство ГЭС правительство поставило в качестве фундаментальной задачи, большинство отечественных экспертов неоднократно высказывались о нерентабельности этого проекта.
Так, по мнению эксперта в сфере энергетики Николая Кравцова, строительство Верхне-Нарынского каскада и Камбар-Атинской гидроэлектростанций не решит проблему республики в плане обеспечения электроэнергией.
- Согласно составленному в 2012 году соглашению, Россия должна была выделить средства для реализации проекта Камбар-Ата-1и возведения Верхне-Нарынского каскада ГЭС, в состав которого вошли бы 4 гидроэлектростанции мощностью 230 мегаватт, в том числе основная станция каскада – Ак-Булун. Суммарно каскад должен был ежегодно генерировать примерно один миллиард киловатт-часов электроэнергии. Это официальные данные. Но почему-то приводя их, никто не уточняет, что они очень незначительны, учитывая, что даже столичная ТЭЦ до модернизации вырабатывала больше электроэнергии – 600 мегаватт. Т.е. планируемые мощности мало помогут в покрытии дефицита электроэнергии республики. Более того, энергетики умалчивают, что выдавать по 230 мегаватт указанные ГЭС смогут лишь 3 месяца в году – в летнее время, когда нагрузки в энергосекторе минимальны. Зимой же речка замерзнет, воды станет недостаточно, и тогда мы сможем рассчитывать не более, чем на 30 мегаватт. А при сильном замерзании реки ГЭС и вовсе не будут работать. При этом, деньги на их обслуживание будут уходить огромные. Но об этом почему-то никто не говорит,- подчеркнул в интервью «Регион.kg» Николай Кравцов.
По словам энергетика, такая же ситуация будет складываться с малыми гидроэлектростанциями , на которые правительство страны делает большие ставки, ведя переговоры по привлечению инвестиций в энергетику.
- Эти объекты энергетики будут находиться не в теплых странах, а в высокогорной зоне. А как известно, зимой в горах реки имеют свойство замерзать, из-за чего их производительность падает примерно в 10 раз. То есть, они будут иметь лишь сезонный характер. И именно зимой, когда возникает высокая потребность в выработке большого количества электроэнергии, давать ее они не смогут. А, значит, себестоимость производства будет большой, а работа неэффективной, - уверен эксперт.
Во времена Советского Союза вся энергосистема региона работала без перебоев, давая достаточное количество электроэнергии. Однако, после распада СССР она стала давать сбои, т.к. перестала быть единой, потому что каждая из независимых республик решила обрести и энергетическую независимость в том числе, развивая собственные внутренние энергосистемы. Все это в итоге привело к накоплению дефицита электроэнергии, в том числе, в Кыргызстане.
- Произошло это потому, что руководство, как республики, так и непосредственно отрасли, не было ориентировано на поддержание нормальной работы сектора. Мы 20 лет жили на запасах, которые нам достались в наследство от великой страны, и все это время спокойно проедали их, наивно полагая, что они неиссякаемы. И только несколько лет назад начали реализовываться несколько энергетических проектов – линия «Датка-Кемин», Камбар-Ата-1 и Камбар-Ата-2, Верхне-Нарынский каскад ГЭС, которые, к слову, были разработаны еще советскими инженерами более 30-ти лет назад, - отметил энергетик.
Он также напомнил, что о необходимости безотлагательного строительства линии электропередач «Датка-Кемин», замкнувшей энергокольцо страны, он говорил правительству около 20 лет назад. Однако, вопрос ее строительства решился только в феврале 2012 года.
- У нас по республике всего пять крупных электростанций: Токтогульская ГЭС – 1200 мегаватт, Курпскайская ГЭС – 800 мегаватт, Ташкумырская ГЭС – 450 мегаватт, Шамалдысайская ГЭС – 240 мегаватт, Учкоргонская ГЭС – 180 мегаватт. Но и здесь дефицит воды станет ключевым. Ведь, для того, чтобы ГЭС выработать мощность в 1200 мВт необходим поток воды в 300 кубических метров в секунду. Но 300 бывает крайне редко, обычно речь идет лишь о ста. А при таком объеме воды можно выработать лишь 40 мВт. Это крайне мало для обеспечения электроэнергией населения, не говоря уже про экспорт. Ведь, пока нет водохранилища, работать им попросту не на чем. То есть, деньги выпросили, а толку нет, и власти вкладывают средства в заведомо мертвый объект, - отметил Николай Кравцов.
По его мнению, с учетом долгосрочности проекта, рассчитывать на ГЭС даже при наличии инвестора в ближайшие годы точно не стоит.
- Например, станцию Камбар-Ата-2 будут строить не менее 10 лет, если вдруг вновь возьмутся за объект. На Нарынский каскад тоже уйдут годы. К тому же, одновременно все энергообъекты возводиться не будут. Сначала закончат один, потом возьмутся за другой и так далее. Получается, нынешняя ситуация не изменится к этому времени, даже если все ГЭС будут исправно работать. Поэтому, лично я к улучшениям в этой сфере отношусь скептически, - добавил эксперт.
Тем более, что, по его словам, сегодня даже действующие энергообъекты не окупаются.
- Когда объекты энергосистемы долгое время не используются, они приходят в упадок. Залатать эти дыры отечественные власти не могут, как, собственно, и выйти из этого замкнутого круга. Тем не менее, они систематически надувают щеки, говоря о том, что мы - экспортер электроэнергии в Средней Азии. Хотя тот же Казахстан, к слову, вырабатывает 100 миллиардов мегаватт в год, а мы всего 15 миллиардов, но при этом еще пытаемся ему продать свой товар. С учетом же нынешних реалий, продавать нам, по правде сказать, нечего. Более того, нынешний профицит электроэнергии вряд ли сохранится в следующий отопительный сезон. Уже сейчас, по нашим данным, снега в горах недостаточно для необходимого наполнения уровня «Токтогулки». Поэтому, вполне возможно, что вырабатываемой электроэнергии не будет хватать даже для обеспечения нужд населения Кыргызстана, не то, что предлагать ее в качестве товара. Как, собственно, и надеяться на решения вопроса по строительству новых энергообъектов в ближайшем будущем, - подчеркнул Николай Кравцов.
Вопрос о реализации соглашения с Россией пока повис в воздухе. И неясно, согласятся ли отечественные власти на подобный шаг. Хотя при нынешней ситуации, выбора у них маловато. Но вопрос в другом: взявши на себе столь ощутимый в финансовом плане проект, достигнем ли мы желаемых результатов, или в очередной раз, проигнорировав советы экспертов, окажемся в энергетической яме.
Анастасия Борисова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320