«Центерра Голд Инк.» подала иск в международный арбитражный суд к правительству Кыргызстана. Поводом для этого послужило несколько причин.
Во-первых, категорическое нежелание кыргызских властей вести деловой диалог с инвестором. Во-вторых, препятствование работе рудника путем затягивания вопросов по выдаче разрешительных документов со стороны ответственных структур Кыргызстана. И третья, пожалуй, самая важная причина, кроется в том, что суды Кыргызстана вынесли решение – стребовать с компании «Кумтор Голд Компани» колоссальные средства за ущерб, нанесенный экологии Кыргызстана. Мол, раз не получается получить, якобы, недополученные средства от реализации золота (в обход условиям соглашения), получим их за ущерб экологии. Удивляет в этой ситуации одно – наше правительство и правда верило в то, что инвестор возьмет и выложит деньги, потому что так решил кыргызский суд?
Или они нарочно провоцировали международное разбирательство со стратегическим инвестором? Так или иначе, доказательная база ответчика, т.е. правительства Кыргызстана, будет строиться именно на «экологии».
Понятно, что сегодня мировое сообщество «помешано» на вопросах экологии. И, как правило, на международной арене и в частных случаях, суды принимают решения в пользу тех, кто «защищает» экологию, а не тех, кто ее «портит». Но! «Прокатит» ли это в данном конкретном случае?! Думается, что вряд ли. Хотя бы потому, что «Кумтор Голд Компани» в своей работе вопросам сохранения окружающей среды уделяет очень большое внимание. Ранее эксперты не один раз отмечали высокое отношение инвестора к природоохранным вопросам. Ежегодно на мониторинг экологического состояния и охраны окружающей среды компания тратит порядка шести миллионов долларов.
Штат компании включает целый департамент специалистов-экологов. Эксперты ведут постоянный мониторинг состояния водных ресурсов, воздуха, почвы и осадочных горных пород. Кроме того под постоянным наблюдением специалистов находится радиационный фонд, как непосредственно на месторождении, так на близ лежащих территориях. Независимые эксперты, много раз отмечали, что уровень радиации на руднике на порядок ниже, чем в том же Бишкеке.
Все пробы руды, воды, воздуха проходят несколько независимых друг от друга экспертиз, как на территории рудника, так и в независимой лаборатории в Кара-Балте, а также в зарубежных лабораториях, признанных на международном уровне. Тщательному анализу подвергаются используемые на производстве химикаты, в том числе и цианиды.
Большое внимание уделяется сохранению биологического разнообразия и ответственному отношению к животному миру, ареалом обитания которого является месторождение. Так на руднике категорически запрещено подкармливать диких животных, а пищевые отходы утилизируются таким образом, чтобы животные не смогли до них добраться. Это делается для того, чтобы животные оставались дикими. В пользу компании скажет и тот факт, при самом непосредственном участии инвестора в 1995 году был организован Сарычат-Эрташсий государственный заповедник. Благодаря этому проекту, эксперты констатируют увелечение популяции таких редких животных, как снежный барс и памирский архар. Не так давно партнером заповедника стала международная природоохранная организация «Фауна и Флора Интернешнл», ангажированная к сотрудничеству компанией «Кумтор Голд Компани».
На постоянной основе надзор за соблюдением экологических норм на производстве и вокруг него проводят соответсвующие государственные ведомства Кыргызстана. Кроме того, с завидной регулярностью экологический аудит проводят независимые эксперты Кыргызстана, а также специалисты международного профиля по поручению Европейского банка реконструкции и развития, например.
Учитывая все эти моменты, какие интересно доказательства нарушения экологических норм, может предъявить инвестору кыргызская сторона? Некоторые эксперты уверены, что у нашего государства есть «козырные» данные о нарушениях экологических норм, которые, якобы, много лет допускает разработчик месторождения, имея ввиду ледник Петрова и нюансы, связанные с «Водным Кодексом КР». Но тут же возникает логичный вопрос – кто выдавал разработчику разрешительные документы? Притом, что их выдача, зачастую была инструментом «давления» на инвестора. Есть ли у правительства Кыргызстана доказательства того, что компания действовала в обход государственных экспертных заключений и полученных разрешительных документов? «Экология» - это, конечно, тренд сегодняшнего дня. Но вряд ли это поможет Кыргызстану выиграть международный арбитраж против компании, которая действует в рамках предписаний самого ответчика и на природоохранные мероприятия ежегодно тратит по шесть миллионов долларов.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320