Повезло ли Кыргызстану с президентами? Ответ на этот вопрос можно получить, лучше всего используя принцип сравнительности, основы которого были заложены еще Аристотелем и без которого невозможно представить современную политологию.
К тому же существует хороший повод для такого анализа и подведения некоторых итогов состоятельности института президентства в нашей стране: 10 ноября первому президенту КР исполнилось 70 лет.
В связи с этим аналитический клуб «Комитет 30» провел опрос политиков, работавших с президентами Кыргызстана, и обобщил результаты.
Главная проблема заключалась в том, чтобы найти адекватных и склонных к сотрудничеству в качестве респондентов политиков. Так как большинство действующих политиков, скорее всего, сочли бы необходимым проявить «политкорректность» (т.е. молчание), то нужны были люди (большая их часть – общественные и другие деятели), знающие руководителей страны не понаслышке, но в то же время достаточно объективно относящиеся к ним и готовые высказаться. Это была непростая задача.
Для сопоставления также были привлечены два внешних участника со знанием ситуации в нашей стране: представитель экспертного сообщества России и ученый – доктор философских наук из Казахстана.
«Комитет 30» не давал оценок по критериям (чтобы не нарушать баланс сторонников), но участвовал в комментариях по критериям, в общих комментариях и в обобщении материала.
Было предложено оценить вклад каждого Президента по четырех балльной системе: при 1 соответствующей наилучшему результату и при 4 – наихудшему. Одинаковое место предлагалось не ставить. Также респондентам было предложено дать комментарии (в виде 2-3 предложений) по каждому предложенному критерию.
Подчеркнем, что целью настоящего опроса было выявить не количественную оценку (тонн, метров), а относительную (кто лучше, кто хуже).
Для проведения рейтинга респондентам было предложено оценить каждого из Президентов по следующим критериям:
1. Харизма/пассионарность
2. Волевые качества
3. Степень некоррумпированности
4. Уровень компетентности команды
5. Реформаторство
6. Внешнеполитическая деятельность
7. Внутриполитическая деятельность
8. Экономическая политика
9. Уровень заботы о народе
10. Итоговая оценка
Результаты рейтинга обобщены в таблице следующим образом:
Респонденты |
Акаев |
Бакиев |
Отунбаева |
Атамбаев |
1 |
10 |
34 |
17 |
29 |
2 |
14 |
34 |
16 |
26 |
3 |
14 |
18 |
32 |
26 |
4 |
18 |
13 |
33 |
26 |
5 |
25 |
36 |
17 |
12 |
6 |
25 |
31 |
24 |
10 |
7 |
17 |
20 |
29 |
24 |
8 |
15 |
27 |
12 |
36 |
9 |
21 |
21 |
30 |
18 |
10 |
18 |
20 |
29 |
23 |
11 |
14 |
23 |
26 |
27 |
12 |
26 |
32 |
20 |
12 |
13 |
19 |
24 |
26 |
21 |
14 |
13 |
27 |
25 |
22 |
Итого баллов: |
249 |
360 |
336 |
312 |
Диапазон оценок |
10-26 |
13-36 |
12-33 |
12-36 |
Средние оценки |
17,8 |
25,7 |
24 |
22,3 |
Место |
1 |
4 |
3 |
2 |
На первое место вышел А. Акаев с суммой 249, на втором месте – А. Атамбаев с суммой 312, на третьем – Р. Отунбаева (336) и, наконец, на четвертом оказался К. Бакиев (360).
***
Далее приводятся итоговые комментарии как Комитета 30, так и респондентов.
Не все респонденты дали комментарии там, где требовалось (наверное, сказалась занятость). Комитет 30 оставил комментарии так, чтобы по возможности сохранялась оригинальная стилистика. Оценки, как и следовало ожидать, часто были противоположными. Тем не менее, общая картина вырисовывается интересная.
1. Аскар Акаев
У А. Акаева наименьший разброс оценок. Оно и понятно: у респондентов было больше всего времени, чтобы от эмоций перейти к объективной оценке. Надеемся, что если нам доведется эдак лет через 10 лет вновь провести подобного рода опрос, то разброс мнений по остальным президентам также сузится.
· Аскар Акаев был самым харизматичным и активным президентом, инициатором многих проектов, его знал мир, он был кумиром Запада. Будучи самым интеллектуальным и интеллигентным среди всех президентов бывшего СССР, он в командной работе был небрежен, кадрами не дорожил и не вел осмысленной кадровой работы, не любил критики, был злопамятен.
· У Аскара Акаева чётко выраженное технократическое небрежение гуманитарными задачами, что, в числе прочего, выражалось в том, что при его правлении «народ жил сам по себе», без гнёта, но и без заботы государства.
· А. Акаев – симпатичная фигура, но более приемлемая для демократических европейских стран.
· Возвращать А. Акаева, К. Бакиева? Зачем? Что мы с ними будем делать? Думаю, может, где-то народ простит, если сначала в бюджет страны они вернут те денежные массы, что были вывезены из страны, как через банки, так и слитками.
2. Курманбек Бакиев
· Самый большой диапазон оценок присутствует у К. Бакиева. Это может говорить о том, что одни оценивают его достаточно беспристрастно, а другие все-таки считают, что, например, за действия своего брата Жаныша, связанные с вопиющими нарушениями закона и человеческими жертвами, он несет прямую, не только моральную ответственность. Комментарии о втором президенте Кыргызстана лучше всего вписываются в формулу «или хорошо или ничего».
· К. Бакиев реально думал о народе, но на деле слишком полагался на политтехнологов и советников.
3.Роза Отунбаева
· Показатель Р. Отунбаевой (к счастью или наоборот) в определенной мере связан с ограниченными сроками ее президентства (18 месяцев). В случае ее пребывания у власти в течение полномочного срока(ов) вполне возможно было бы ожидать как улучшения, так и ухудшения ее рейтинга по всем критериям.
· Р. Отунбаева была выбрана американцами за хорошую пассионарность, что вообще достаточно частое явление в Кыргызстане — пассионарность женщин-политиков.
· При Розе Отунбаевой не было революции, зато экономика страны именно при ней ушла в крутое пике.
4. Аламазбек Атамбаев
· Народ начал доверять Президенту А. Атамбаеву, который очень щепетильно наблюдает за тем, чтобы нам снова не заболеть семейно-клановой коррупционной составляющей. Но разочарование остается от судебной, правоохранительной, прокурорской, таможенной реформ, хотя взяточников и выковыривают из этих систем, А. Атамбаев приветствует и поддерживает этот процесс.
· Возможно, вторую Швейцарию из Кыргызстана он не сделает (как А. Акаев), но что-то вроде светского турецкого, может даже лучше, образца он стремится сделать.
· Слабость харизмы Алмазбека Атамбаева компенсируется неплохим подбором команды. Ее недостаток — нецельность. У А. Атамбаева лучше всего обстоит с честностью и личной морально-этической мотивацией при решениях, что огромный плюс, а вот собственной харизмы пока мало — хотя потенциал её роста я вижу давно. Достойное место А. Атамбаева говорит о том, что надежды на лучшую жизнь сохраняются.
Итоговые комментарии
· А. Акаев и К. Бакиев как реформаторы были, конечно, ярче. Но то, что Роза Отунбаева и Алмазбек Атамбаев более консервативны – вполне понятно, ибо цена протрезвения в 2010 году была заплачена обществом немалая. По этой же причине (Переворот-2010) внешняя политика при двух последних президентах ушла с приоритетов, малоэффективная. Задача внутренней политической работы по обеспечению стабильности в обществе намного важнее. А слабость внешней политики вполне компенсируется активизацией России и Казахстана в Кыргызстане.
· Сравнение рейтингов по 9 показателям позволяет выявить качественную сторону вклада каждого из руководителей в общее развитие страны и интеграцию в мировое сообщество. Как это ни удивительно, вклад А. Акаева является наиболее значительным благодаря его реформаторской деятельности на протяжении большей части срока пребывания в должности.
· Хотя пребывание А. Акаева у власти было в значительной степени подпорчено разгулом коррупции и семейственности, начиная с середины 90-х, все это вряд ли позволит Розе Отунбаевой обогнать первого президента по итоговому показателю даже и в ходе будущих опросов: к сожалению, срок ее пребывания у власти был слишком коротким для выявления всех ее качеств, как положительных, так и отрицательных. Позиции текущего главы государства и второго президента Кыргызстана соответствуют их вкладу в становление независимого Кыргызстана и усилий по реформе политической и экономической систем страны. В дальнейшем было бы очень важно проведение аналогичных опросов с охватом большего числа людей, как из экспертного сообщества, так и в регионах страны.
· У первого и нынешнего президентов получились одинаковые общие баллы. А баллы виновника событий 2010 года и Р Отунбаевой – первого в истории современного Кыргызстана лидера страны, которая ушла с поста добровольно, примерно одинаковы.
· Получается, у нас не было, пока, достойных президентов. Выходит, А. Акаев был лучшим из худших.
Комментарии по отдельным критериям
1. Харизма / пассионарность
· Лидирующая роль КР в СНГ в проведении реформ определялась в значительной степени за счет харизматических способностей со стороны Акаева.
· Харизма наблюдалась у «раннего» А. Акаева и Р. Отунбаевой, отсутствует у К. Бакиева и А. Атамбаева. Но настоящей харизмой не обладал ни один из президентов.
2. Волевые качества
· Три последних президента пришли к власти на волне переворотов, что говорит о сильной воле.
· При кажущейся мягкости характера А. Акаев был изощренным в интригах и волевым руководителем (сказался опыт работы в Академии Наук, которая всегда была «гадюшником»). А. Акаев во время ГКЧП еще делил власть с ЦК партии в «Белом доме» и, когда все другие руководители союзных республик затаились, публично осудил путч – единственный из всех в бывшем СССР. Надо справедливо отдать должное – сейчас не все понимают, чего это могло стоить. Его достижения: провозглашение независимости Кыргызстана, введение национальной валюты, открытие военных баз в аэропорту «Манас» и Канте, проведение многовекторной внешней политики.
· Наибольшие волевые качества были проявлены А. Акаевым при осуществлении радикальных экономических и политических реформ, в том числе при введении национальной валюты страны, частной собственности на землю, при вступлении в ВТО.
· Комитет 30: Вместе с тем воля А. Акаева обходила пределы семьи.
Самая массовая партия, которая могла быть создана в Кыргызстане, – Партия подкаблучников. И Аскара Акаева, по справедливости, надо было бы сделать ее почетным председателем.
· К. Бакиеву также нередко приписывают волю, но, думаю, путают жёсткость и свирепость с волей. Для К. Бакиева как раз нехарактерно упорство в своей линии, но, наоборот, видна была спонтанность многих важных решений. Волевые качества К. Бакиева проявились в отстаивании интересов своего клана и затем региона. Если А. Акаев ушел без кровопролития, то К. Бакиев был настойчив в удержании власти.
· Воля к власти более всего присутствует у Р. Отунбаевой – первой женщины-президента в нашем регионе. Свои качества она проявила в суровые моменты июня 2010 года при подавлении выступлений сепаратистов на юге КР.
· А. Атамбаев 18 лет был в оппозиции – этот опыт многого стоит. Несмотря на ограничения Конституции 2010 года, А. Атамбаев смог лидировать.
3. Степень некоррумпированности
· Коррумпированность режима А. Акаева в последние годы правления явилась одной из причин его смены.
· К. Бакиев продолжил «дело», начатое А. Акаевым.
· Борьбой против коррупции начали реально заниматься Р. Отунбаева и А. Атамбаев.
· Немножко честнее выглядит только А. Атамбаев. Воля начать процесс очищения от коррумпированных кадров в госструктуре, самому и семье, родственникам не дать финансово подняться на рейдерстве или других моментах за счет государства есть только у А. Атамбаева.
4. Уровень компетентности команды
· Наиболее компетентной была команда А. Акаева, подготовленная в советских структурах. Последующие режимы использовали кадры, выращенные в первое десятилетие независимости.
· У К. Бакиева при покойном М. Садыркулове была самая компетентная команда. К. Бакиев начал большую реформу государственного управления (институт президента), начал проекты «Образование», «Культура», «Столица», «Здравоохранение» и др. Потом он стал активно продвигать на стратегические посты своих родственников, которые наживались на этом.
· А. Атамбаев вынужден пока работать с командой-солянкой, «остатками роскоши» от А. Акаева и К. Бакиева. Команду у него заменяет ближайшее окружение из узкого круга доверенных и зависимых от него лиц.
· У всех в большей или меньшей степени присутствовал земляческий подход в кадровой политике. Поэтому с каждой революцией компетентность падала.
5. Реформаторство
· Большая часть реформ в Кыргызстане была осуществлена А. Акаевым. Ввод национальной валюты, развитие предпринимательства, демонополизация экономики и либерализация цен были осуществлены при А. Акаеве, и тем самым была создана база для рыночной экономики. Все-таки при нем началась относительная демократия, свобода печати, слова и т.д., хотя многое было показное, во всем этом присутствовала какая-то театральность.
· У Р. Отунбаевой не было задачи проводить реформы. Надо было удержать стабильность. Наибольшая ее заслуга заключается в обеспечении передачи власти законным путем.
· А. Атамбаев постоянно требует выполнения реформ в судебной системе, правоохранительных органах, образовании и т.д. Но сдвинуть складывающиеся годами, коррумпировано зацикливавшиеся звенья в государственной власти очень трудно.
6. Внешнеполитическая деятельность
· А. Акаев в силу специфики периода обретения суверенитета был вынужден быть активным: Год гор, 1000-летие Манаса, 2200 лет государственности. То есть он больше работал с ООН, ЮНЕСКО.
· К. Бакиев – самый независимый президент. Остальные – московские или западные шестерки.
· Р. Отунбаеву зауважали практически во всем мире, она первый президент, который говорил на международных площадках на английском языке, довольно просто и доступно проясняя ситуацию в КР и приглашая к сотрудничеству и партнерству. Р. Отунбаева свое президентство пропутешествовала в загранкомандировках.
· А. Атамбаев пытается диверсифицировать внешние векторы, включая в число приоритетных стран не только Россию, но и Китай, Турцию, и, в основном, в сторону экономической целесообразности. А. Атамбаев спокойно относится к критике с Запада, так как невысоко ценит риторику международных организаций
· При А. Атамбаеве произошел отход от многовекторной внешней политики КР и переход к одновекторному характеру, выразившемуся в подчинении национальных интересов страны России (закрытие ЦТП «Манас», единоличное решение о вхождении КР в ТС без учета мнения граждан страны).
· Непрофессионализм А. Атамбаева во внешней политике также нашел свое отражение в неназначении послов КР в целом ряде стран в течение длительного времени (1-1,5 года); назначении т.н. «киндер-послов» КР; неучастии на протяжении всего президентского срока в работе Генассамблей ООН; непозволительных поездках в статусе главы государства в Турцию для участия в таких внутриполитических мероприятиях, как съезд партии Эрдогана и митинги его сторонников; непродуманных, популистских публичных заявлениях по вопросам внешней политики, наносящих ущерб национальным интересам страны.
7. Внутриполитическая деятельность
· Внутренняя политика никому не удавалась. Но при А. Акаеве она хотя бы была последовательной. Позитивная оценка у А. Акаева распространяется на первый период его президентской деятельности,
· Для президентства К. Бакиева приоритетами в этой области были установление семейственности, политический бандитизм (убийства М. Садыркулова, Г. Павлюка), избиения журналистов и экспертов, преследования политических оппонентов).
· Позитивная оценка у Р. Отунбаевой за усилия по подавлению сепаратизма на юге КР, по активной поддержке гражданского общества (постоянный диалог с НПО, создание ОНС при органах госуправления, политическая поддержка развития основных прав и свобод граждан, принципов независимости СМИ, идей парламентаризма и т.д.).
· А. Атамбаеву нелегко после разочарования народа в двух сбежавших Президентах.
· Для А. Атамбаева свойствен непрофессионализм как главы государства, некомпетентность в госуправлении, отсутствие позитивных сдвигов в экономике, провал судебной реформы, популизм и социальная демагогия, кадровая чехарда, расширение коррупции, отсутствие позитивных сдвигов в борьбе с криминалом, назначение на высокие административные должности некомпетентных и случайных людей: К. Талиева и др. Зато возвращено уже более 50 детских садов, которые были отданы в частные руки при К. Бакиеве.
8. Экономическая политика
· Все, что осталось в наследство (от А. Акаева и К. Бакиева), с тем и приходится строить экономику.
· Р. Отунбаева экономикой совсем не занималась. При А. Атамбаеве хоть стройки какие-то случились: ЛЭП «Датка Кемин» и т.д.
9. Уровень заботы о народе
· А. Акаев запомнился многословием о народе, К. Бакиев – восстановлением школьных завтраков (булочка с молоком), А. Атамбаев – руганью в адрес народа, а Р. Отунбаеву народ интересовал только как орудие переворота.
· Заботились о народе все президенты, но К. Бакиев и К. Атамбаев делали это от сердца, по внутреннему убеждению, Аскар Акаев — по целесообразности и разумности, Роза Отунбаева потому, что так её научили американцы (если сравнить её высказывания до долгой работы в США и после).
Выводы
· Худший из всех К. Бакиев набрал 360 баллов – это, при средней оценке 315 баллов, «тройка» с минусом. Если учесть, что А. Акаев оказывается «ударником» – 249 баллов, – то значит общая планка слишком низкая.
· Вывод на будущее: не надо выбирать никого из худших, только из лучших.
Результаты опроса не стоит ни переоценивать, ни недооценивать. Над ними нужно поразмышлять. Что такое президенты вообще, роль института президентства в мире в целом и для Кыргызстана в частности?
Нормальные ли взаимоотношения президентов и общества в Кыргызстане? Является ли нормальным факт постоянного нахождения двух президентов вне пределов страны? И в какой мере примеры бегства первого и второго президентов Кыргызстана послужили уроком для Р. Отунбаевой в том, что необходимо делать и чего лучше избегать главе государства во время пребывания в должности? Насколько необходимо возвращение А. Акаева и К. Бакиева обратно в Кыргызстан? Будет ли это способствовать усилению легитимности института Президентства в стране?
Ответы на все эти и другие наболевшие вопросы Комитет 30 постарается найти в ходе последующих опросов общественного мнения и затем проинформировать общественность страны об их итогах…
Данная статья, как мы надеемся, представляет собой шаг к диалогу. Мы все – и президенты, и народ, их избравший, – слишком много наломали дров на этой поляне. Надо начинать разговаривать на эту тему. И извлекать уроки и для бывших, и для действующего, и для будущих президентов. И для будущего государственности.
От «Комитета 30»
Мурат Суюнбаев, политолог
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320