Безопасность
29.11.2014

Способен ли Кыргызстан защитить свои границы?

С начала года на рубежах Кыргызстана произошло 40 инцидентов.

Согласно официальным данным, из общего числа конфликтов на кыргызско-таджикском участке – 32; на узбекском участке – 5; на казахстанском участке – два, а на границе с Китаем – один. В то же время отмечается снижение в три раза количества конфликтов на границе с Узбекистаном и увеличение почти в два раза на границе с Таджикистаном. Эти данные озвучил на круглом столе «Способен ли Кыргызстан защитить свои границы» первый заместитель председателя, начальник Главного штаба Государственной пограничной службы Кыргызстана Искендер Мамбеталиев.

По его словам, Кыргызстан сумеет защитить свои границы, но для этого необходимо соблюдение ряда условия. В частности, увеличение численности личного состава, технических средств охраны государственной границы и выделения достаточного количества финансов на содержание пограничной инфраструктуры.

– Ситуация на границе сегодня неоднозначная, – сказал представитель погранслужбы. – В принципе, надежно охраняется государственная граница с теми странами, с которыми у нас правовой режим государственной границы определен. На участках государственной границы, где правовые вопросы неопределенны, обстановка неоднозначная. Там идет активная хозяйственная деятельность, вопросы перемещения, водопользования и землепользования периодически обостряются. Споры на госгранице обостряются в весенне-летнем периоде, стихают зимой.

Процесс определения границы, похоже, застрял на месте. Стороны не хотят уступать друг другу ни клочка земли.

– Этот вопрос очень сложный, и никто не может сказать, когда закончится делимитация государственной границы с Узбекистаном и Таджикистаном, – отметил на круглом столе спецпредставитель аппарата правительства по вопросам границ Курбанбай Искандеров. – Мы начали уточнять линии прохождения государственной границы с нашими соседями давно. С Таджикистаном мы начали этот процесс в 2002 году. До сих пор мы описали границу с этим государством только по горным хребтам. Здесь у нас нет разногласий. С Узбекистаном этот процесс длится с 2000 года. Проблема заключается в том, что мы предлагаем оперироваться на разные документы. Соседи настаивают на материалах национально-территориального размежевания 1927 года, мы же – на решениях паритетных комиссий 1955-1959 годов. До настоящего времени не определен обоюдный документ, по которому мы должны работать. Сейчас идет обсуждение этих правовых основ. На днях наша делегация отправляется в Российскую Федерацию, которая согласилась допустить нас к военным архивам, где есть касающиеся границ бумаги. Надеемся, что новые документы помогут нам.

Он напомнил, что на сегодняшний день с Узбекистаном утверждены 1054 км из 1378 км границ и 519 км из 970 с Таджикистаном.

Эксперт в вопросе делимитации и демаркации границ, долгое время возглавлявший правительственную комиссию, Саламат Аламанов отмечает, что решить эту дилемму можно только одним способом – политической волей руководства стран, придя к компромиссным решениям.

– Адекватные ответы наших пограничников на действия наших соседей показали, что ГПС готова выполнять все возложенные на нее задачи. Но большинство наших бед связано с тем, что не завершены процедуры делимитации и демаркации. Неопределенные границы делают невозможными многие юридическо-правовые международные действия во взаимоотношении пограничных служб, других государственных органов в приграничье и на границе.

Он также отметил, что уверенности в том, что поездка в Москву и работа в архивах даст какие-то дополнительные новые материалы, нет. Поскольку уже неоднократно это делалось как нашей страной, так и соседней.

– Подобные документы очень сложные. Их можно читать по-разному. Так было с документами по Китаю. Одно предложение трактовалось по-разному двумя сторонами, и обе были правы. Слова могут иметь разный смысл, и каждая страна интерпретировала их в свою пользу. Поэтому в отношении с Китаем был достигнут консенсус – перестали трактовать эти документы, а нашли компромиссную линию. То, что сегодня никто не хочет принимать такое решение, я называю синдромом «Узенгуу Куша». Люди, которые занимаются этими вопросами, бояться их решать, потому что будет отрицательная реакция, какое бы решение не было принято.

По мнению Саламата Аламанова, никакие документы сегодня не позволят решить этот вопрос. Только политическая воля глав лиц, принимающих решения, или возможность передать комиссиям и делегациям по делимитациям подобные полномочия.

– Я думаю, что переговорный процесс «сломался». И с той, и с той стороны ведут не переговоры, а ставят ультиматумы. Но говорить о том, что мы не отдадим не пяди земли можно только когда граница определена. Пока же этот процесс незавершен, ставить так вопрос не совсем корректно.

Эксперт предложил свои рекомендации по выходу из сложившейся ситуации. В частности, он отметил, что комиссиям по делимитации необходимо найти пути к формированию конструктивных переговоров на основе соблюдения сторонами принципа равноправных консультаций, взаимного уважения и взаимного уступничества.

– Пока не будет выработан механизм взаимных уступок, вопрос не решится. Стратегия и тактика переговоров должны определяться поставленной задачей. Так, если все спорные вопросы необходимо решить в свою пользу (что маловероятно и чревато негативным развитием взаимоотношений), необходимо вести переговоры с требованием односторонних уступок. Именно это мы сейчас и наблюдаем. Стороны не хотят друг другу уступать и считают это верхом патриотизма. Однако патриотичнее было бы для начала определить границы.

Аламанов считает, что для разрешения противоречий и создания условий для мирного сосуществования необходимо исключить при обсуждении прохождения линии границы хозяйственные вопросы, экономическое развитие приграничных территорий, строительство дорог, мостов, вопросы водо- и землепользования и т.д.

– Это мировая практика, и именно по этому принципу мы обозначили границы с Китаем. Проведите делимитацию, а когда будет определена территория, то говорите об аренде земель, взаимообмене, пользовании водопоями и т.д. Во-вторых, необходимо разработать несколько вариантов прохождения линии государственной границы, учитывая баланс интересов по площади и качеству земель. Вариантный подход очень важен – таким образом можно найти консенсус. В-третьих, необходимо, опираясь на решения паритетных комиссий 1955, 1958, 1959, 1963 гг., провести делимитацию границ анклавов. В их работе принимали участие специалисты высочайшего класса, которые определяли границы. К сожалению, их результаты нашими соседями не были приняты (напомним, что наша сторона настаивает, чтобы за правовую основу были взяты именно эти карты). Они пришли к выводу, что лучший путь определения границы – по фактическому землепользованию. И я согласен с таким вариантом. Кроме того, нам необходимо разработать и принять соглашение об анклавах, в который включить вопросы упрощенного режима пересечения гражданского населения и грузов различного характера и т.д. – подытожил Аламанов.

На круглом столе был рассмотрен и вопрос вступления в Таможенный союз. Так, эксперт по пограничной безопасности Леонид Сумароков отметил, что задача обеспечения границ для Кыргызстана первостепенна, тем более в преддверии вступления в Таможенный союз.

– Участие КР в ТС предполагает фактор развития – предусматривается, что все участники союза нацелены на развитие в гуманитарной сфере, экономике. И по вопросам границ тоже, – сказал Леонид Сумароков. – Госорганам и местному населению нужно формировать облик кыргызской границы как границы миролюбивой. Приграничье нуждается в развитии. Низкий уровень жизни населения – пособническая база для преступных групп, контрабандистов.

Официальный представитель ГКНБ Рахат Сулайманов обозначил еще одну угрозу, связанную с неопределенностью границ – терроризм. Он отметил, что за год в Кыргызстане проведено более 500 оперативно-профилактических мероприятий. Семь террористических групп, которые хотели провести террористические акты в Бишкеке и Оше, обезврежены, 36 членов международных террористических организаций, которые намеревались произвести диверсионные акты, находится в СИЗО ГКНБ.

– Большую роль в приграничных вопросах играет геополитический момент. Узбекистан опасается строительства Камбаратинской ГЭС, так как попадает в водную зависимость от России и Кыргызстана, – такое мнение высказал политолог Марс Сариев. – Поэтому идет ужесточение конфликтов, которые способствуют сплочению народа внутри страны. Конфликты на кыргызско-таджикском и кыргызско-узбекском участках границы делают врагом Кыргызстан, способствуя объединению групп внутри стран.

Эксперты, рассматривая вопрос «способен ли Кыргызстан защитить свои границы?» с разных ракурсов, со «своих колоколен» пришли к единому выводу. Первым делом границу необходимо определить в правовом режиме, демаркировать ее. Без этого говорить о снижении количества конфликтов, напряженности не приходится. Но решатся ли лидеры стран применить политическую волю, чтобы поставить точку в этой проблеме?

Мария Орлова,
военный обозреватель

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320