Фильм «Мекен», что в переводе с кыргызского означает «Родина», режиссера Медербека Жалилова наделал много шума в Кыргызстане – Минкультуры и Госкомитет национальной безопасности КР наложили табу на показ ленты на большом экране или по телевидению, на что съемочная группа, которая планировала начать ее прокат в январе этого года, обвинила власти Кыргызстана в необоснованной цензуре и залила свое творение на You Tube канал
Фильм про Родину?
Кинолента рассказывает о том, как местные «герои» борются с коррупцией в горнодобывающей отрасли, а заодно и с иностранными инвесторами, которые в фильме представляются враждебными элементами, которые спарившись с местными коррупционерами, имеют одну цель – навредить местному населению, разграбить его земли и испортить окружающую среду.
Сюжет разворачивается в кыргызской глубинке – местный житель, обозлившись на иностранную горнодобывающую компанию, которая начала работы в его районе, собирает и возглавляет группу местных жителей для войны с инвесторами. Вооружившись камнями, вилами и другими орудиями, местные «герои» под развивающимся флагом Кыргызстана избивают и прогоняют рабочих с месторождения, чем очень гордятся. Эффект усиливают духи предков-всадников, которые не раз появляются в кадрах, где местные жители нападают на «чужаков».
При этом очевидно, что под иностранными инвесторами авторы фильма подразумевают китайцев. На кадрах отчетливо видны таблички с китайскими иероглифами.
Все совпадения с реальными событиями – случайность?
В начальных титрах пишется, что все события и персонажи вымышлены, а любое сходство – просто совпадение. Однако, совпадения настолько очевидны, что с трудом верится в их художественный вымысел.
Создается устойчивое впечатление, что в основу фильма легли события, произошедшие вблизи месторождения Солтон-Сары в Нарынской области в августе 2019 года.
Напомним, тогда жители сел Мин-Булак и Эмгекчил обвинили компанию компании Zhong Ji Mining company в нанесении вреда окружающей среде цианидами и массовом падеже скота. Хоть результаты экспертизы и показали, что падеж скота не был связан с разработкой месторождения, китайская компания согласилась выплатить фермерам денежную компенсацию в целях формирования позитивного имиджа.
Несмотря на это, несколькими днями позже около пятисот жителей сел Нарынского района прибыли к Солтон-Сары и потребовали у компании Zhong Ji Mining company приостановить деятельность и вывезти с месторождения всю свою технику.
Переговоры между сотрудниками компании и протестующими закончились физическим столкновением сторон, в результате которого около двух десятков сотрудников компании были госпитализированы.
Кто платит? Кто кино заказывает?
Не секрет, что кинематограф уже давно перестал быть искусством в чистом виде. И дело не только в том, что десятая муза вынуждена служить коммерческим структурам, в силу того, что любой фильм требует значительных финансовых затрат в процессе своего производства, которые, как правило, не по карману, авторам киношедевров, а потому они вынуждены искать инвесторов или спонсоров.
И если инвесторы нацелены получить прибыль от своих вложений, то спонсоры не всегда ищут материальную выгоду – уже не один десяток лет кинематограф активно эксплуатируют как инструмент влияния, как на уровне формирования общественного мнения, так и в геополитических играх.
По словам, режиссера Медербека Жалилова, бюджет фильма составил сто тысяч долларов – кто профинансировал производство не известно. Однако, тот факт, что съемочная группа «в ущерб себе» выставила фильм на You Tube в надежде собрать пожертвования, говорит о том, что для спонсоров фильма окупаемость фильма – это не главное. Значит, у него есть иная миссия.
Т.е. по сути, фильм «Мекен» не просто пропагандирует силовые методы решения конфликтов между инвесторами и местными сообществами, дискредитируя при этом центральную власть, указывая на ее несостоятельность в урегулировании таких ситуаций. Лента ставит под удар и благополучие кыргызско-китайских отношений, серьезный ущерб которым и без того был нанесен событиями в Солтон-Сары, которые, по мнению экспертов, стали продолжением волны антикитайских акций, прокатившейся по республике в течение 2019 года при финансовой поддержке международных структур, в число которых входит и Фонд Сороса.
По словам политолога Игоря Шестакова тема деятельности инвесторов в Кыргызстане активно политизируется последние 10 лет.
- И связано это с тем, что зарубежная компания, получая добро в правительстве на разработку месторождения, выполнив все необходимые условия для непосредственной разработки, с большой неожиданностью для себя сталкивается с серьезными проблемами и недовольством со стороны местного сообщества, которое не просто предъявляет устные претензии или проводит митинги против инвесторов. Были случаи нападения на офисы инвесторов, сожжения техники и производственных объектов. Такие прецеденты отпугивали от Кыргызстана потенциальных инвесторов, фактически уничтожая инвестиционный климат, - отметил в интервью «Регион.kg» Игорь Шестаков.
По его мнению, в фильме показана именно эта темная сторона реалий, с которыми сталкиваются зарубежные компании в республике.
- Безусловно инвесторам необходимо соблюдать экологические нормы, и соответствующие государственные ведомства должны четко мониторить ситуацию. Не должно быть коррупции при выдаче лицензий, и общественность должна иметь доступ к информации по доходам в пользу государства. Однако разве нападения на объекты, о чем идет речь в фильме, является правовым выходом из ситуации? В этой связи я согласен с точками зрения пользователей соцсетей, которые писали, что этот фильм распугает последних потенциальных инвесторов, особенно из КНР, которые фигурируют в фильме, мягко говоря, как неположительные персонажи. Если наши режиссеры претендуют на объективное отражение социально-экономических реалий Кыргызстана, то пусть снимут фильм о «черной» добыче золота в стране. Таких фактов хватает, при этом, страдает не только госбюджет, мимо которого идет прибыль от такой незаконной добычи, но и экология, поскольку вся эта разработка ведется с нарушениями технологического процесса, - поделился мнением эксперт.
Мнения из соцсетей
На своей странице в Facebook режиссер Медербек Жалилов написал, что некоторые зрители не поняли посыл фильма и попытался его разъяснить.
«Я не обязан отвечать каждому возомнившему себя знатоком фильмов. Тем более тем, кто не понял суть посыла. Тем не менее отвечу. Во-первых, речь идёт об инвесторе, который работает недобросовестно, сливая отходы в горные реки. Во-вторых, в фильме у инвестора есть своя правда, что он вынужден экономить, так как на каждом шагу его грабят коррупционеры. В-третьих, герой фильма сначала пытается остановить вредителей экологии, законным путём, но, сталкивается с тем, что его самого превращают в преступника. Разве такие события не происходят в наше время?», - задается он вопросом.
Далее Медербек Жалилов как бы опровергает заявление о том, что все события в фильме «Мекен» вымышленные.
«Разве вы не видите видео, как сливают химические отходы в реки Чаткала, Ала-Буки, Нарына? В Таласе в руднике Жер Уй доля государства 0 % (НОЛЬ ПРОЦЕНТОВ). Зачем нам такие инвесторы? Можно ведь найти добросовестных, и дать им работу с учётом интересов народа и государства. Сейчас выгоду получают только определенные коррупционеры. А народ нищенствует и находится в миграции по всему миру. Я понимаю, ваше право критиковать. Но, нам, достаточно того, что фильм на Ютуб нравится 99% зрителей. Это и есть наш народ, для кого был снят фильм. Остальных, считающих себя особым, слишком умным - прошу пройти мимо», - пишет режиссер.
В свою очередь еще один пользователь Facebook Сергей Джуманов назвал фильм отпугивающим инвесторов.
«Я предлагаю фильм «Мекен» перевести на иностранные языки и показывать всем инвесторам, которые наивно еще планируют вкладывать что-то в Кыргызстане. Особенно в горнодобывающем секторе. Те, кто еще не знают отношение основной части населения нашей страны к иностранным предпринимателям, посмотрят фильм, прочувствуют. Пусть знают, что вместо отношения по закону, они получат один большой патриотический погром. Герой нашего времени - погромщик, прогнавший китайцев», - говорится в посте.
Далее он предложил свой сценарий фильма.
«А я, наверное, скоро сниму фильм по своему сценарию. Основанному на реальных событиях из жизни знакомых геологов, работающих на участках по всей стране. После вводных титров фильма, получает горнодобывающая фирма лицензию.
Платит взятку в Бишкеке замглавы Госгеологии, потому что без нее лицензионные соглашения месяцами не выдают. Платит взятку акиму, потому что иначе не дадут работать в районе. Берет к себе на работу его родственника. Платит айыл окмоту, иначе не подписывает какие-то бумажки. Платит начальнику РОВД района, иначе обидится и жди беды. Также и прокурору района.
Наконец, тратит деньги на технику, нанимает людей, начинает работу.
Потом приходит проверка Госгеологии. Получает денег, иначе закроют участок. Потом приходят всякие гос-тех-эко-природ-народ-надзоры. Вымогают и получают деньги. Потом айыл башы деревни созывает сход и сход постановляет: инвестор обязан построить деревне мост, ФАП, школу, дорогу, космодром и еще раздать денег несколько миллионов сомов. Иначе сожжем.
Компания еле-еле договаривается на какую-то часть из вымогаемого, продолжает работу.
Потом деревенские не успокаиваются и говорят: вы портите экологию. А на самом деле сами хотят мыть золото на том же участке, который лицензировала компания. И моют его с ртутью и кислотой - так, что понятно, что им безразличны не только экология, но и свое здоровье.
Не договорившись забрать под свою добычу часть участка, устраивают погром. Звучит патриотическая мажорная музыка. Деревенские джигиты громят постройки компании и поджигают технику.
А где-то на горизонте волшебно проступающие на фоне заката фигуры их предков мнутся на своих конях от стыда, приспустили флаги и копья. Не могут объяснить, как это их гордый народ докатился до такого позора.
Конец фильма, титры.
Всяко уж реалистичней будет, чем эта героическая карикатура под названием «Мекен», - пишет Сергей Джуманов.
Аида Мамбетова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320