Интеграция
22.01.2024

Совершенствуя договор о ЕАЭС, Казахстан продолжил движение навстречу союзникам

В начале января парламент Казахстана ратифицировал сразу 106 поправок в договор о Евразийском экономическом союзе. Последний был подписан 29 мая 2014 года в Астане и вступил в силу с 1 января 2015 года. Он является основополагающим документом ЕАЭС.

Договор о ЕАЭС основан на общепризнанных принципах международного права в процессе построения и развития общего рынка. В нем отражены четыре свободы – движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Также предусмотрено проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определённых договором о Союзе. В этом отношении ЕАЭС воплощает либеральную идею, ранее воплощённую в аналогичном договоре об образовании Евросоюза.

Внесение изменений и дополнений в договор о ЕАЭС является предусмотренной сторонами процедурой. Она отражена в статье 115 документа, которая так и называется: «Внесение изменений в Договор»: «В настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора».

Вместе с договором о ЕАЭС действуют принятые союзниками приложения, уточняющие и регулирующие направления деятельности союзников. Таких приложений более трёх десятков. В частности, приложение № 1 уточняет вопросы деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – постоянно действующего регулирующего органа Союза.

Сенат Казахстана на январской сессии принял закон, которым ратифицирован протокол о внесении изменений в договор о ЕАЭС. Документ касается признания документов об образовании для педагогов и юристов. Нововведение позволит обеспечить большую свободу трудовой миграции для обладателей таких специальностей.

Протокол был подписан 31 марта 2022 года в Москве. Стороны согласились, что на основании протокола будут внесены изменения и дополнения в договор о ЕАЭС, касающиеся вопросов госконтроля на таможенной границе, применения специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер, технического регулирования, трудовой миграции, санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, транспорта и налогообложения.

В частности, предусмотрено применение механизма повторного антидемпингового расследования. Также обращено внимание на механизмы взимания косвенных налогов. Предприниматели смогут оформлять фитосанитарные сертификаты и свидетельства о госрегистрации в электронном виде. Такая мера позволит существенно сэкономить издержки на бумажный документооборот, повысит его оперативность и прозрачность. В этом взаимная выгода не только для бизнеса, но и для чиновников, которые смогут оперативно отслеживать путь товара от производства до розничной торговли. Соответственно, снижаются госрасходы на проверки и прочие административные процедуры, доставляющие много неудобств и предпринимателям, и госконтролерам.

Важной нормой, закреплённой выработанными в Казахстане нововведениями, является штраф за неисполнение решений ЕЭК. Ответственность – именно то, в чём был дефицит не только в ЕАЭС, но и в других постсоветских интеграционных объединениях. В частности, решения СНГ исполнялись правительствами государств-членов избирательно, в том числе и по взаимному признанию дипломов, и по другим вопросам, которые теперь члены Содружества государств фактически дублируют в новом интеграционном союзном формате.

Казахстанские поправки от 11 января затрагивают также вопросы макроэкономической и внешнеторговой политики. Представляя в парламенте РК законопроект с поправками в договор о ЕАЭС, депутат Серик Утешов сообщил, что предложения по поправкам выработаны с участием экспертов из союзных по ЕАЭС государств, и процесс этот занял четыре года. Правда, не совсем ясно, о каких экспертах речь и представляли ли они интересы правительств государств Союза.

Но, так или иначе, у Астаны есть формальное право на выработку своих предложений по дополнениям и изменениям в договор о ЕАЭС. Правительства и главы государств других членов Союза вправе согласиться или отвергнуть казахстанскую инициативу. Возможно, отвергнуть для доработки с учётом их мнений по разным аспектам.

Так как процесс выработки подобных решений проходит непублично, без широкой общественной дискуссии и привлечения независимых экспертов, то граждане союзных государств будут поставлены перед фактом принятия или непринятия поправок к договору. Такой подход имеет гораздо больше минусов, чем плюсов, однако в настоящее время считается оптимальным с точки зрения скорости подготовки решений.

Примечательно, что официальной реакции в публичном пространстве на казахстанский закон «О ратификации протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» не явлено ни Минском, ни другими столицами государств ЕАЭС. Новость о законе в центральных СМИ государств ЕАЭС прошла, но без должной рефлексии. Такая скромность часто порождает тревожные ожидания.

Гораздо больше внимания официальная пресса уделила состоявшемуся 25 декабря в Санкт-Петербурге заседанию Высшего Евразийского экономического совета. На нём главы государств ЕАЭС подписали декларацию о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Союза до 2030 года и на период до 2045 года – «Евразийский экономический путь».

Согласно сообщению ЕЭК, декларативный документ определяет задачи Союза на пути превращения ЕАЭС к 2045 году «в самодостаточный, гармонично развитый и привлекательный для всех стран мира макрорегион, обладающий экономико-технологическим и интеллектуальным лидерством и поддерживающий высокий уровень благосостояния населения государств-членов».

В документе обозначено шесть направлений: обеспечение общего рынка ключевыми товарами и ресурсами и его эффективное функционирование; формирование общего пространства кооперационного взаимодействия и сотрудничества в сфере технологического развития; формирование общего транспортно-логистического пространства; формирование общего финансового рынка; развитие экономического сотрудничества в сферах с интеграционным потенциалом; функционирование ЕАЭС как полюса экономического притяжения на международной арене.

Для решения этих задач определены ключевые направления развития ЕАЭС по сферам экономического взаимодействия. Они предусматривают совершенствование существующих механизмов и новые механизмы.

Январская правовая инициатива Казахстана не только соответствует букве и духу договора о создании ЕАЭС, но и развивает обозначенные в декабре на заседании Высшего Евразийского экономического совета направления совершенствования механизмов объединения Евразии. Было бы неплохо, если бы в этот конструктивный процесс внесли свою лепту Бишкек, Ереван, Минск и Москва.

www.ritmeurasia.ru

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320