Эксперты с воодушевлением сообщают, что объемы денежных переводов от трудовых мигрантов, работающих в России, растут.
Аналитики, опираясь на эти данные, делают выводы, что во многом благодаря их финансовой поддержке, в стране сохраняется стабильная социально-экономическая ситуация. В общем и целом, согласно статистическим данным, получается весьма благоприятная картина. Но одного фрагмента в этом «пазле» все же не хватает. Никто не ведет статистику в отношении детей мигрантов.
По неофициальным данным только в России «на заработках» находятся свыше миллиона кыргызстанцев. Исходя из этих цифр, не трудно подсчитать, что так или иначе миграционные процессы коснулись порядка 80-ти процентов семей в нашей стране.
- Многие трудоспособные кыргызстанцы уезжают за пределы страны в поисках работы. Бывает, что их дети едут вместе с ними. Но как показывает опыт, чаще дети остаются в Кыргызстане на попечении бабушек и дедушек, или других родственников, а порой и вовсе становятся социальными сиротами,- сообщила «Регион.kg» глава представительства ЮНИСЕФ в Кыргызстане Юкиэ Мокуо.
По ее мнению, такие дети более подвержены угрозам физического насилия, не говоря уже о психологических травмах, от того, что их нуждами и потребностями пренебрегают, от того, что дети не чувствуют должной опеки и защиты, что приводит их к неудовлетворенности, тревоге, разочарованиям. Как следствие такие дети попадают в зону повышенного риска в плане негативного влияния криминальных и радикальных элементов.
- Родственники, с которыми остаются дети, зачастую не в состоянии дать им необходимое воспитание, окружить их заботой, уделить должное внимание их заботам и проблемам. Их задачей становится накормить, купить одежду, отправить в школу, привлечь к домашней работе своих подопечных. И не более того, - отмечает Юкиэ Мокуо.
Согласно неофициальной статистике, именно в среде из семей мигрантов самый высокий процент детей, не посещающих детсады и школы, а следовательно не получающх профессионального, и тем более высшего образования.
- Даже если такие дети и учатся неплохо, они со временем могут забросить учебу, зная, что вдали от родителей останутся безнаказанными, - говорит координатор программ по вопросам образования ЮНИСЕФ Чинара Куменова.
И как показывает практика, дети из семей мигрантов, оставшиеся на попечении родственников, более агрессивны и чаще замыкаются в себе.
- Что еще страшнее, среди детей мигрантов очень высокий процент суицидов, - отметил психолог Улан Уметов.
С психологическими проблемами сталкиваются и сами родители-мигранты. Не каждому из них легко дается воссоединение с детьми.
- Они ехали за рубеж заработать для детей, но вернувшись домой через 5–10 лет, многие безвозвратно потеряли связь с ними. При опросах они признаются, что в погоне за ростом благосостояния они потеряли своих детей, - отмечает глава офиса Международной организации по миграции Бермет Молдобаева.
В последнее время в России участились случаи, когда несовершеннолетние кыргызстанцы «путешествуют» в одиночку, без родителей и родственников.
- Практически ежедневно мы получаем данные из России и Казахстана о задержании несовершеннолетних из Кыргызстана, попадающих в приемники-распределители. Большинство из них – это дети, которые сбежали от родственников и отправились на поиски своих родителей-мигрантов, - говорит Бермет Молдобаева.
Не лучше обстоят дела в семьях внутренних мигрантов. Как правило, приезжая из регионов в столицу, такие семьи не имеют постоянного места жительства, они снимают квартиры, переезжая с места на место, что отрицательно сказывается на детях. Зачастую они лишены доступа к элементарным социальным услугам - к образованию и здравоохранению. По данным ЮНИСЕФ, в Кыргызстане четверо из пяти детей, которые живут или работают на улице, это дети внутренних мигрантов.
Так, по некоторым оценкам школу не посещают порядка 80 тысяч детей. Исследования также показывают, что после достижения 14-ти лет, получив обязательное девятилетнее образование, предусмотренное национальным законодательством, около трети школьников перестают учиться и идут работать. Стоит отметить, что в основном это происходит с одобрения родителей и родственников, в силу низкого материального положения.
Еще одной тревожной тенденцией, усилившейся в последние 5-7 лет, специалисты называют рост числа отказов матерей-мигранток от новорожденных детей. Причин тому много, начиная с низкого материального положения и заканчивая страхом перед осуждением родственников.
По словам уполномоченного представителя Северо-западного округа России Николая Винниченко, «отказ от ребенка сразу после родов в больнице выглядит довольно «гуманным вариантом», учитывая, что альтернатива зачастую бывает куда более трагична».
«В сводках МВД и криминальных новостях все чаще появляется информация о матерях-одиночках из числа мигрантов, которые либо продают своих детей, либо относят новорожденных к ближайшему мусорному контейнеру, либо сразу же их убивают. Не редкость и трагедии, связанные с несчастными случаями с детьми из-за халатности их родителей», - отметил Николай Винниченко.
Проблемами детей в Кыргызстане вроде как занимаются различные государственные органы, всевозможные благотворительные организации и международные структуры. Но с сожалением, приходится констатировать, что зачастую все их усилия тщетны. Помочь удается лишь единицам из тысяч детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Очевидно, что решение проблемы в глобальных масштабах станет возможным лишь, когда экономика Кыргызстана начнет развиваться, когда в стране будут созданы рабочие места. И чем скорее это произойдет, тем больше шансов у нашей страны будет на будущее, учитывая, что недообразованным, социально дезориентированным и морально неустойчивым за 25 лет нашей независимости выросло уже не одно поколение кыргызстанцев.
Ирина Байрамукова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320