Демографическая ситуация в России продолжает ухудшаться. Несмотря на предпринимаемые руководством страны меры, дефицит рабочей силы увеличивается.
России нужны новые граждане
По данным Росстата, с 2016 г. население России сокращается. Последние два года естественная убыль населения (разница между количеством родившихся и умерших – прим. редакции) превышает 200 тыс. человек. Согласно прогнозам того же Росстата, в 2026 г. естественная убыль населения выйдет на пик и составит 583,5 тыс. человек.
Российские власти пытаются справиться с демографическим кризисом самыми разными способами. В частности, стимулируется рост рождаемости: действие программы по выплате материнского капитала теперь распространяется на рождение первого ребенка, а сама программа продлена до 2026 года.
Помимо этого, разрабатываются программы по переселению соотечественников из стран СНГ, а также по привлечению иностранной трудовой силы.
«На протяжении ряда лет Российская Федерация входит в пятерку стран-реципиентов миграционных потоков. Это связано с неблагоприятной демографической ситуацией и, следовательно, необходимостью восполнения нехватки трудовых ресурсов. По данным МВД России, в 2019 г. на миграционный учет поставлено свыше 19,5 млн иностранных граждан. Из них в целях осуществления трудовой деятельности – 5,5 млн человек. Среди въехавших доминируют выходцы из стран центрально-азиатского региона и Закавказья», – рассказал в интервью изданию «Медиа-Миг» президент Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» (г. Екатеринбург) Сергей Павленко.
В период с 2016 по 2019 гг. приток граждан центрально-азиатских республик вырос более чем на 42 % и составил 9,5 млн человек. Лидером по экспорту трудовых ресурсов в 2019 г. стал Узбекистан (2,1 млн человек), на втором месте Таджикистан (1,2 млн), на третьем – Кыргызстан с 453,7 тыс. мигрантов. В пятерку входят также Украина (435,5 тыс.) и Белоруссия (163,4 тыс.).
При этом очевидно, что отношение россиян к иностранным трудящимся неоднородное, зачастую они опасаются иностранцев, которые являются носителями другой культуры и религии.
Если украинцев и белорусов, согласно соцопросам, большинство россиян не воспринимают как иностранцев, то от выходцев из центрально-азиатских республик российские граждане стараются социально дистанцироваться, нередко воспринимая их как потенциально опасных. Так, значительная часть опрошенных считает необходимым ограничить въезд и возможность трудоустройства на российской территории выходцам из Центральной Азии и Кавказа. Согласно данным «Левада-Центра», полученным в августе 2019 г., такое мнение высказали 31 % респондентов.
В приоритете ментально близкие народы
С учетом настроений населения руководство РФ предприняло попытку изменить миграционную политику, сместив акценты на привлечение мигрантов из «ментально близких» россиянам, т. е. из славянских стран – Украины и Белоруссии.
Отвечая на вопрос председателя украинской диаспоры Богдана Безпалько, который был задан во время встречи с рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ, президент России Владимир Путин заявил, что Российская Федерация заинтересована в притоке новых граждан из Украины.
«Конечно, если речь идет о наших соотечественниках, носителях русского языка, русской культуры, мы вдвойне, втройне заинтересованы в притоке именно таких людей, которые чувствуют себя россиянами в широком смысле этого слова», – сказал глава государства.
Анализируя контекст заявления, эксперты пришли к выводу, что президент имел в виду не всех мигрантов постсоветского пространства, а исключительно выходцев из Украины и Белоруссии. Косвенным аргументом в пользу этого мнения может послужить и тот факт, что 5 марта 2020 г. Госдума РФ приняла закон, согласно которому украинцы и белорусы могут получить российское гражданство по упрощенному порядку – за три месяца и без сдачи экзамена по русскому языку.
По мнению экспертов, такие инициативы объясняются стремлением изменить качественный состав мигрантов. Однако все не так просто.
«Эту же идею, и именно с украинцами и белорусами, давно уже реализуют в Польше, где тоже столкнулись с демографическим кризисом», – пояснил Сергей Павленко. По его словам, для граждан Украины европейские страны являются более привлекательными. В частности, в Польше им несложно получить «Карту поляка», которая подтверждает «принадлежность ее владельца к польскому народу». «Карта поляка» дает огромный перечень льгот – от безвизового въезда и свободного трудоустройства в Польше, до бесплатного образования, скидок на транспорт и т. д. Фактически это возможность в дальнейшем получить польское гражданство. Кроме того, украинские и белорусские дети и подростки имеют возможность бесплатно жить и учиться в польских католических школах-интернатах. Далее они сразу же могут получить высшее образование в Польше, одновременно становясь носителями польского языка и культуры – такому молодому человеку очень просто получить польское гражданство, т. е. гражданство ЕС.
Эксперт также обратил внимание на то, что даже интерес белорусов к приобретению российского гражданства неочевиден.
«Что все это значит? Что России придется конкурировать за белорусов и украинцев как минимум с Польшей. На стороне РФ здесь – отсутствие языковых и культурных барьеров, общее советское прошлое. Плюс то, что очень многие украинцы и белорусы уже живут и работают в РФ. На стороне Польши – намного более высокие зарплаты и перспектива стать гражданином ЕС, что, кроме прочего, гарантирует европейскую же пенсию», – подчеркнул Сергей Павленко.
В свою очередь доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований РАН Аза Мигранян обратила внимание на то, что для украинцев и белорусов существуют совершенно неравные условия выезда в ЕС, в отличие от Украины, Белоруссия не имеет безвизового режима со странами Шенгенского пространства. Остается открытым, по ее мнению, и вопрос, какой из трудовых рынков – российский или европейский – на данном этапе для них более привлекателен.
«Если рассматривать уровень дохода, то европейский рынок дает несколько больший уровень, но при этом там и затраты на миграцию – поиск работы и проживание – более высокие. Поэтому говорить об итоговом влиянии на конкуренцию между рынками труда России и ЕС довольно сложно. Об этом можно будет говорить только после окончания пандемии, что пока неясно с точки зрения периода», – пояснила эксперт.
В любом случае, решение задачи по повышению привлекательности миграции в Россию с экономической точки зрения дается непросто.
Во-первых, пересмотр уровня заработной платы в сторону ее увеличения до сопоставимых с европейскими уровней может сделать вакантные позиции более привлекательными для россиян. Во-вторых, это требует увеличения расходов как со стороны бизнеса, так и со стороны государства, что в нынешней ситуации экономического спада маловероятно. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время тенденция не изменится, и приток рабочей силы из стран ЦА будет продолжаться.
Тем более что, как считает Аза Мигранян, на те позиции, где традиционно работают граждане из центрально-азиатского региона, выходцы из Украины и Белоруссии не стремятся.
«На российском рынке труда у мигрантов из разных регионов своя ниша, поэтому вряд ли стоит говорить о том, что трудящиеся из ЦА вытесняют украинцев или белорусов. Их сферы деятельности практически не пересекаются, за исключением разве что строительной отрасли. Но и здесь решающую роль играет уровень квалификации, а не региональная принадлежность», – отметила профессор.
Она уверена, что для выходцев из Центральной Азии российский рынок труда наиболее комфортный и с точки зрения поиска работы, и с точки зрения доходности.
Путь к сближению
Отношение россиян к мигрантам из Средней Азии, согласно данным различных соцопросов, постепенно улучшается. Определенное внимание политике в области гармонизации межнациональных отношений уделяют органы власти разных уровней.
«Однако парадокс состоит в том, что сейчас вообще нет нормативно-правового регулирования социокультурной адаптации мигрантов, хотя она прописана в Стратегии госнацполитики РФ как одна из задач. Отсутствие законодательно определенного понятийного аппарата и распределения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ создает трудности в реализации функций по адаптации и интеграции мигрантов не только для общественных организаций, но и региональных и муниципальных органов власти, что мешает серьезной работе по социокультурной адаптации мигрантов из стран Центральной Азии в российские условия, а также культурному сближению мигрантов из данного региона и россиян», – подчеркнул Сергей Павленко.
Немаловажным фактором успешной интеграции мигрантов является их социокультурная адаптация в сообщество принимающей стороны, когда иностранные граждане проникаются ее культурными, общественными и поведенческими традициями. При этом не исключается и обратный процесс, при котором приезжие могут делиться с местным населением своим национальным колоритом, благодаря чему и происходит ментальное взаимопроникновение и обогащение культур разных народов.
Способствует этим процессам проведение Дней культуры стран Центральной Азии в России, и наоборот. И здесь важны не только периодичность, но и территориальность, т. е. такие мероприятия должны проводиться чаще, и не только в столицах, но и в регионах.
В качестве примера успешности такого рода мероприятий можно назвать проведение фестиваля российского кино в Кыргызстане, который дважды за последние пять лет проводился в южной столице республики и собирал аншлаги.
Другим положительным примером является приуроченный к открытию перекрестного года России и Кыргызстана концерт, который прошел в феврале этого года в Кремлевском дворце. В нем приняли участие как российские, так и кыргызские артисты. Программа включала в себя вокальные произведения и танцевальные номера, декламацию отрывков из произведений Чингиза Айтматова и многое другое. Как отмечали после окончания мероприятия его гости, в числе которых были представители разных национальностей, проживающих в РФ, концерт доставил им огромное эстетическое удовольствие и открыл новые грани кыргызской культуры.
Стоит подчеркнуть, что ключевым фактором успешной социализации иностранных граждан, безусловно, является владение ими языком принимающей страны. Однако в государствах Центральной Азии сфера русского языка последовательно сокращается, на национальных уровнях практически не решаются проблемы, связанные с обеспечением возможностей для его изучения, национальные алфавиты переводятся на латиницу, ограничивается российское информационное присутствие.
И если российские власти не хотят в погоне за «журавлем» потерять «синицу», то, наверное, имеет смысл активизировать усилия по популяризации российской культуры в государствах Средней Азии, потому что сопредельные страны уже начинают активно интересоваться трудовым потенциалом бывших советских республик.
https://media-mig.ru/analitika/smozhet-li-rossija-obojtis-bez-trudovyh-migrantov-iz-centralnoj-azii/?fbclid=IwAR3HKZN6k7MvdaiEx8-cVsP81XLq7TixLs-jcYkwFif7_4ND4rlPUD7Cho4
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320