Вопросы состояния и перспектив развития энергетики КР в последнее время все чаще рассматриваются на уровне Правительства и Парламента. На уровне руководителей Минэнерго, профильного Комитета Жогорку Кенеша, руководителей энергокомпаний и экспертов эта тема обсуждалась на Круглом столе «Вопросы безопасности инвестиций в энергетический сектор КР», который был организован Фондом эффективного партнерства при поддержке Министерства энергетики КР. Основные проблемы и пути решения отечественной энергоотрасли были сформулированы в докладе известного специалиста в сфере энергетики, профессора, члена Наблюдательного совета Министерства энергетики Валентины Касымовой.
Электроэнергетика КР является основной отраслью реального сектора экономики, на ее долю приходится 5,5% ВВП, 16% валовой продукции промышленности. В то же время необходимо отметить, что в структуре инвестиций в основной капитал доля в предприятиях высоковольтных электрических сетей снизилась до 7% , несмотря на то, что почти все инвесторы приезжают с намерениями сотрудничества в энергетике.Общая установленная мощность электростанций составляет 3640 МВт, из них на долю ГЭС приходится 79,9%, тепловых электроцентралей - 19,7, малых ГЭС - 0,4%. Соответственно, значительный объем - 90% электроэнергии в Кыргызстане производится на ГЭС, малыми ГЭС - 1,2% и 8,8% на ТЭЦ.
В настоящее время уровень освоенности всех потенциальных запасов гидроресурсов КР составляет в среднем порядка 10%, из них наибольшим уровнем освоенности обладает бассейн реки Нарын - почти 50% по выработке и по мощности - каскадом Токтогульских ГЭС, расположенных в нижнем течении бассейна реки Нарын. Это Нижне-Нарынский каскад ГЭС, включающий 5 ГЭС, из которых Токтогульская ГЭС установленной мощностью 1200 МВт, Курпсайская ГЭС 800 МВт, Ташкумырская ГЭС 450 МВт, Шамалдысайская ГЭС 240 МВт, Учкурганская ГЭС 180 МВт и особо значимые для Центральной Азии ирригационные сооружения – это Токтогульское водохранилище многолетнего регулирования, проектным объемом 19 млрд. куб. м и ряд нижележащих водохранилищ сезонного и суточного регулирования вышеуказанных ГЭС. В верхнем течении р. Нарын действует Ат-Башинская ГЭС установленной мощностью 40 МВт, а также восемь малых гидроэлектростанций с общей установленной мощностью 29,78 МВт в бассейне реки Чу.
Помимо гидроэлектростанций, в КР существуют две теплоэлектростанции – ТЭЦ г.Бишкек установленной мощностью 678 МВт и ТЭЦ г.Ош установленной мощностью 50 МВт, которые задействованы не на полную мощность ввиду износа оборудования и высокой стоимости привозного топлива, что определяет их убыточность.
Каскад Токтогульских ГЭС, ТЭЦ городов Бишкек и Ош, Ат-Башинская ГЭС, Предприятие строящихся ГЭС соединены в вырабатывающую компанию ОАО «Электрические станции». ОАО «Электрические станции» является основным производителем электрической и тепловой энергии в Кыргызстане.
Передача электроэнергии от вырабатывающей компании до распределительных осуществляется ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» (НЭСК), в состав которого входят шесть территориальных предприятий высоковольтных электрических сетей (ПВЭС).
Распределение электроэнергии между конечными потребителями осуществляется четырьмя региональными распределительными компаниями – открытыми акционерными компаниями «Северэлектро», «Востокэлектро», «Ошэлектро» и «Джалал-Абадэлектро». Протяженность ЛЭП ОАО «Северэлектро» - 22172 км, ОАО «Востокэлектро» - 12987 км, ОАО «Ошэлектро» - 13679,3 км, ОАО «Джалал-Абадэлектро» - 9692,01 км.
Тот факт, что Кыргызстан обеспечен большим объемом гидроэнергетического потенциала – 142 млрд. кВт.ч, еще не говорит о самодостаточности энергоресурсов в стране. Прогнозные запасы органического топлива находятся в труднодоступных горных районах, так как добываемый объем топлива обеспечивает потребности республики в угле на 4,04%, нефти на 2,49%, газа на 0,29%.
Производимая электроэнергия на ГЭС обеспечивает потребности в энергоресурсах на 53,6%.
Таким образом, для покрытия потребности страны почти 40% топлива импортируется из соседних государств. Сюда входят и нефтепродукты, которые пока незаменимы электроэнергией от ГЭС.
Иначе говоря, наша страна энергодефицитная, и, не зная информацию о топливно-энергетическом балансе страны, многие жители, а также лица, принимающие решения, уверены, что Кыргызстан может обеспечить свою энергетическую независимость от соседних государств. Между тем, необходимо принимать решения, как обеспечить свою энергетическую безопасность и вывести страну из энергетического кризиса.
Основные причины энергетического кризиса в Кыргызстане
Энергетический кризис проявился в инвестиционной и воспроизводственной форме из-за несвоевременных платежей за потребленную электро- и теплоэнергию, высокий уровень технических и коммерческих потерь, высокий уровень износа основных фондов, который достиг в среднем - 46% по отчетным данным Нацстаткома КР. При этом наибольший уровень износа составляет на ТЭЦ г. Ош - 62,5%, на ТЭЦ г. Бишкек порядка 50%, это значит, что больше половины оборудования на ТЭЦ работает сверх нормы, на Каскаде Токтогульских ГЭС - 36,65%, в передающих высоковольтных сетях - 36,3%, в распределительных компаниях ОАО «Северэлектро» - 35,3%, в ОАО «Востокэлектро» - 47,7%, самый высокий уровень износа имеем в ОАО «Ошэлектро» - 52,8% и в ОАО «Джалал-Абадэлектро» - 53,4%. В то время как пороговое значение данного индикатора составляет: предкризисный уровень - 15%, кризисный - 25%. Таким образом, можно сказать, что техническая безопасность объектов ТЭК нарушена, ибо превышен порог предельно допустимого физического износа основных фондов, за которым начинается лавинообразный по времени рост аварийности, снижение напряжения в сети и отключения потребителей, что мы сегодня и имеем.
В связи с этим необходимы инвестиции на ремонт и модернизацию, которые, к примеру, в 2009 г. были произведены на 48,6% за счет средств энергокомпаний, 40% за счет госбюджета (это средства, выделенные в основном на строительство Камбаратинской ГЭС-2) и 8,4% за счет внешних источников и только 4,4% за счет иностранной помощи, а в предыдущие годы иностранные инвестиции не превышали 1%. Это несмотря на то, что посещающие нашу страну представители международных финансовых организаций и иностранных государств проявляют интерес к нашей энергетике.
Инвестиционная форма кризиса обусловлена также тем, что на протяжении последних 10 лет проводимая тарифная политика не отвечает экономическим методам ценообразования, не учитываются тенденции роста инфляции и мировые тенденции роста цен на углеводородное топливо. Анализ тарифов показывает, что их уровень не позволял обеспечить покрытие затрат. В 2009 г. тариф на электроэнергию для населения составлял 70 тыйынов за 1 кВт.ч, при себестоимости электроэнергии в 109,7 тыйын/кВт. ч, ежегодные потери в тарифе достигают огромных цифр. Свергнутое Правительство КР, которое возглавлял Данияр Усенов, в ноябре 2009 года своим постановлением утвердило среднесрочную тарифную политику на электрическую и тепловую энергию на период 2009-2012 гг., в которой предусматривалось повышение тарифов на электро - и теплоэнергию с 1 января 2010 г. При этом был предложен единый тариф на электроэнергию -1,32 сом/кВт.ч, который почти в 2 раза превышал тариф для населения по сравнению с 2009 г., в то время как по данному индикатору критический порог энергетической безопасности допускает рост в 1,2 раза с учетом темпов роста инфляции.
Естественно такое резкое повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию вызвало социальную напряженность и отчасти привело к свержению власти 7 апреля 2010 г., что, в общем, отразилось на национальной безопасности страны. Временное Правительство КР приняло декрет от 20 апреля 2010 г. «О тарифах на электрическую и тепловую энергию», которым отменило их повышение, снизив тарифы на электроэнергию для населения до прежнего уровня 70 тыйын/кВт.ч.
Все это связано с непрозрачностью отрасли для общественности и населения, так как они в большей части не знают, как складывается средняя себестоимость электроэнергии, и мотивируют только себестоимостью электроэнергии на ГЭС – 8 тыйын/кВт.ч . В то время как необходимо информировать о себестоимости электроэнергии на ТЭЦ , которая составляла в 2009 г.- 200 тыйын/кВт.ч и о росте затрат на топливо, которое имеет тенденцию роста с 1992 г. по настоящее время - угля в 4,3 раза, природного газа более чем в 10 раз и мазута в 12 раз, что вызвало снижение производства электроэнергии и теплоэнергии за период 1990-2008 гг. в 4,26 раза. Сокращение добычи угля в КР за этот период почти в 10 раз, способствовало сокращению обеспеченности собственным топливом ТЭЦ с 7,2% в 1990 г. до 0,094% в 2008 г., что было ниже кризисного уровня в 1990 г. в 7 раз, а в 2008 г. - в 531 раз, - это катастрофические цифры с позиций обеспечения энергетической безопасности.
Особая статья – это себестоимость теплоэнергии на ТЭЦ, которая также имеет тенденции роста и составила в 2009 г.-756сом/Гкал при тарифе 483сом/Гкал. Разница в себестоимости и тарифах показывает об убытках, которые достигли в 2009 г. - 1296 млн. сом. против 755 млн. сом в 2005 г., когда экспорт электроэнергии от ГЭС достиг 2,5 млрд. кВт.ч. Убыточность производства электроэнергии на ТЭЦ покрывается за счет прибыли ГЭС, в том числе от экспорта электроэнергии. При маловодье и сокращении выработки ГЭС и объемов экспорта и тарифов на них, как это было в 2008-2009 гг., ОАО «Электрические станции» понесло огромные убытки.
В целом себестоимость производства электроэнергии в ОАО «ЭС» за период с 2003 по 2009 гг. возросла с 11,4 до 46,6 тыйын/кВт.ч или в 4,5 раза.
В ОАО «НЭСК» себестоимость передачи возросла с 4,8 тыйын в 2003 г. до 9,5 тыйын/кВт.ч в 2009 г. или в 2 раза.
Себестоимость распределения электроэнергии до потребителя увеличилась почти в 5 раз за период 2003-2009 гг. или с 11,4 тыйына до 53,6 тыйын/кВт.ч в 2009 г.
В целом суммарная себестоимость электроэнергии по отчетным данным энергокомпаний возросла в 2,5 раза или с 41 тыйын/кВт.ч в 2003 г. до 109,7 тыйына/кВт.ч в 2009 г. В то же время Минэнерго озвучивалась себестоимость электроэнергии – в пределах 132- 140 сом/кВт.ч, куда были включены вне балансовые потери электроэнергии при ее производстве и продаже, что является спорным моментом и требует исследований.
Рост ущербов от потерь в тарифе из-за их несоответствия затратам энергокомпаний по производству, передаче и распределению до потребителя, а также от коммерческих потерь электроэнергии и неплатежей подтверждает оценка макроэкономического индикатора, введенного ВБ и МВФ - это квайзифискальный дефицит в электроэнергетике, который составил 8,4% от ВВП в 2004 г. и снизился до 4,4% в 2008 г. в результате проведенных мер по сокращению потерь и задолженностей потребителей.
Пути решения энергетических проблем
Для выхода из кризиса и обеспечения энергетической безопасности в Национальной энергетической программе КР на 2008-2010 гг. и стратегии развития ТЭК до 2025 гг. разработаны следующие меры:
а) диверсификация структуры топливно – энергетического баланса за счет сокращения импорта углеводородного топлива и мер по их замещению по мере возможности собственными возобновляемыми источниками энергии;
б) сдерживание темпов роста энергопотребления на основе проведения активной политики энергосбережения;
в) диверсификация энергоносителей на внутреннем рынке, на основе регулирования цен и тарифов; развитие конкуренции на рынке энергоресурсов и участие в региональном энергетическом рынке ЦАР.
При этом в зависимости от улучшения инвестиционной политики разработаны сценарии ввода новых энергетических мощностей: Камбаратинские ГЭС №1 и №2, каскад Верхне-Нарынских ГЭС. ГЭС на р. Сары-Джаз, малые ГЭС в бассейнах малых рек, солнечные и ветроэнергоустановки, а также биогазовые установки. Определены необходимые объемы инвестиций и разработан оптимальный топливно-энергетический баланс КР.
Нарастают и внешние угрозы энергетической безопасности – это всем известные тенденции изменения климата в сторону потепления, которые могут привести к сокращению площади ледников и снежников с частичным их исчезновением к 2025-2050 гг. в соответствии с результатами прогнозов ученых и специалистов при подготовке «Второго национального сообщения Кыргызской Республики по Рамочной конвенции ООН по изменению климата», что создает определенные риски по использованию гидроэнергетического потенциала как малых, так и крупных горных рек.
В связи с этим необходимо проведение исследований и поиск новых источников энергии с использованием новейших технологий, а также повсеместная установка альтернативных источников энергии, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования, а также систематический пересмотр энергетической политики государства в связи с необходимостью разработки и реализации мер по адаптации и сокращению уязвимости энерго - и топливоснабжения страны к изменению климата.
Энергетическая политика государства должна осуществляться на законодательной основе и обеспечить постоянный мониторинг состояния энергетической безопасности страны и регионов.
С этой целью необходимы в масштабах страны разработка и принятие Закона КР «Об энергетической безопасности», а также пороговых значений системы количественных и качественных индикаторов энергобезопасности в КР; разработка и утверждение в законодательном порядке Концепции энергетической политики КР, Государственной стратегии энергетической безопасности, а также госпрограммы энергосбережения и энергоэффективности экономики на среднею и долгосрочную перспективу.
Реализуемость предлагаемых и действующих Законов КР «Об энергетике», «Об энергосбережении» и других требует разработки и установления стандартов и нормативов безопасности энергооборудования и технологических систем; внедрения международных стандартов систем энергетического менеджмента на предприятиях и в организациях; обеспечения энергетической паспортизации, проведения энергетического аудита; содействия предприятиям, организациям и гражданам в использовании экологически чистого оборудования и технологий, другие меры по энергоэффективности и энергосбережению путем внедрения налоговых, кредитных и иных льгот, а также средств специальных фондов.
Институциональные преобразования необходимо осуществлять в направлении совершенствования структуры управления, регулирования и контроля, усиления стратегического менеджмента и корпоративного управления в акционерных энергетических компаниях, придания независимости Госдепартаменту по регулированию ТЭК для проведения независимой экономически обоснованной тарифной политики на энергоносители, создания Госагентства по энергосбережению и энергоэффективности, Института энергетических исследований КР и энергоэффективности экономики.
Необходимо усиление внешнего вектора развития путем разработки и принятия обосновывающих материалов развития интеграции в рамках ЕврАзЭС и других международных объединений по совместному использованию водно-энергетических ресурсов, созданию рынка энергоресурсов, осуществление оптимальных режимов работы ГЭС и ТЭС в ОЭС ЦА, создание Международной водно-энергетической академии для подготовки и переподготовки кадров, развитие энергетической дипломатии на основе проведения на постоянной основе фундаментальных исследований по водным, энергетическим и экологическим проблемам и подготовки высококвалифицированных экспертов для обоснования и принятия решений по комплексу проблем интегрированного управления водно-энергетическими ресурсами в Центрально-Азиатском регионе.
Для выхода из энергетического кризиса и обеспечения энергетической безопасности существуют следующие пути:
1. Энергетическим компаниям необходимо предпринимать жесткие меры по снижению затрат и себестоимости электро - и теплоэнергии и информировать население и общественность о них, то есть, обеспечить прозрачность своей деятельности и тем самым повысить доверие и уважение населения к энергетике;
2. Госдепартаменту по регулированию ТЭК разработать проект Закона КР «О методологии формирования тарифов на электро- и теплоэнергию» и внести в Жогорку Кенеш, обеспечить его прозрачность с широким обсуждением в сфере бизнеса, бюджетными организациями и населением и после его утверждения ни один орган или лица принимающие решения не имели бы права вмешиваться в тарифную политику на электро- и теплоэнергию;
3. Правительству КР необходимо проведение жесткой энергосберегающей политики с усилением нормативно-правовой базы и для успешной ее реализации необходимо было бы создание Государственного агентства по энергосбережению и соответствующих территориальных подразделений при областных администрациях и местных органов самоуправления для работы с каждым потребителем, населением и внедрение системы международных стандартов по энергетическому менеджменту на всех предприятиях и организациях с внесением на рассмотрение Жогорку Кенеша дополнений и поправок в существующий Закон «Об энергосбережении».
4. Для обеспечения разумной как внешней, так и внутренней энергетической политики государства, новому составу Правительства КР с привлечением отечественных ученых и специалистов разработать Концепцию энергетической политики КР, Национальную стратегию энергетической безопасности страны и регионов, Государственную программу энергоэффективности экономики и энергосбережения в КР. Соответственно, необходимо было бы подготовить и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша проекты Законов «Об энергетической политике КР» и «Об энергетической безопасности КР», в которых должны быть утверждены принципы и приоритеты, а также пороговые значения индикаторов энергетической безопасности.
5. Для разработки всесторонне обоснованных вышеперечисленных концепций, стратегий, программ и планов действий, совершенствования законодательства и подготовки нормативно-технической документации и экономических механизмов по их реализации, давно назрела необходимость в создании Института энергетических исследований или Центра энергетической политики по примеру стран СНГ, который мог бы далее перейти на самофинансирование.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320