Общество
14.02.2014

СМИ не должны создавать конфликты на пустом месте

«Учитывая, что Кыргызстан в недалеком будущем войдет в новый предвыборный период, представители политпартий могут подкинуть в медиапространство различные темы, которые могут спровоцировать конфликты», - сказал в интервью IPP Игорь Шестаков, политолог, главный редактор аналитического ресурса «Регион.kg»

IPP: Насколько медиа содействуют снижению конфликтности в регионе?

Игорь Шестаков: Каких-то конструктивных прорывов в этом направлении региональные СМИ Центральной Азии не демонстрируют. В ряде стран, где есть жесткий контроль над СМИ со стороны государства, тема конфликтов вообще замалчивается, что не способствует их разрешению.

В Кыргызстане нет таких проблем со свободой СМИ, но зато есть другие проблемы. Они заключаются в том, что, несмотря на значительное число проведенных за последние три года в Кыргызстане различных тренингов и семинаров для СМИ по теме миростроительства и укрепления межнационального согласия, какого-либо эффекта от этой деятельности не видно. Кыргызстан становится все более конфликтогенным государством, на смену межнациональным конфликтам пришло противостояние между жителями регионов и инвесторами горнодобывающей отрасли. Публикации на эту тему напоминают сводки с места боевых действий. Причем, зачастую некоторые СМИ только подливают «масла в огонь», что способствует разжиганию конфликтов.

Полностью, на мой взгляд, была провалена работа по подготовке медиа-медиаторов, хотя на обучающие семинары и тренинги донорами были выделены огромные средства. Создается такое впечатление, что это направление было нужно только ряду медиа НПО, которые быстро превратили его в доходную для себя сферу. Почему эти медиа НПО не отчитались о проделанной работе? И где результаты от «грантовых дождей»? Зачастую сегодня после прочтения отдельных газет многие удивляются, почему до сих пор не возник тот или иной конфликт, ведь некоторые публикации не отличаются толерантностью. В этом плане журналистам, владельцам СМИ, а также представителям власти и гражданского сектора есть над чем работать, иначе ситуация будет только ухудшаться.

СМИ Кыргызстана оперативно реагируют на многие конфликты, которые происходят в стране. Но часто интерпретация событий является так называемым политическим заказом.

На международной арене Кыргызстан имеет устойчивый имидж «страны митингов», который был сформирован медиа. Но после того как республика стала парламентской, активную роль в медиа-повестке дня стали играть партии, которые владеют примерно 70 процентами СМИ страны. Однако, как известно, главная цель политорганизаций - это борьба за власть. В этой связи СМИ являются одним из основных орудий этой борьбы. Так что не стоит ждать, что партийные медиаресурсы ради стабильности в стране будут стремиться объективно освещать конфликтные события. Главное, чтобы медиа не создавали конфликтов на пустом месте.

Посмотрите, что сегодня происходит с темой «Кумтора», которая из экономической превратилась в повод для политической борьбы. Немалое число СМИ обвиняет компанию во всех проблемах, которые происходят в Кыргызстане, но при этом никто не думает о том, что на месторождении работает почти три тысячи граждан страны. Получается, что посредством СМИ о них тоже формируется имидж «грабителей» страны.

Учитывая, что Кыргызстан в недалеком будущем войдет в новый предвыборный период, представители политических партий могут подкинуть в медиапространство различные темы, которые могут спровоцировать конфликты.

IPP: Какие уроки необходимо извлечь СМИ из опыта по освещению конфликтов?

Игорь Шестаков: Основной урок заключается в том, чтобы медиаресурсы не превращались в слепое орудие политической борьбы за власть. Кыргызстану необходимо иметь больше независимых от политического влияния СМИ, которые будут объективно отражать ситуацию в стране и содействовать стабилизации общественно-политических процессов.

Во-первых, в Кыргызстане юридически оформлены общественные СМИ - ОТРК и телерадиокомпания «Ынтымак» в Оше, поэтому у гражданского общества есть правовые механизмы для того, чтобы данные медиаресурсы давали объективную оценку происходящим в стране событиям. Но для этого не надо ждать или сетовать на некого дядю, а самим решать эти вопросы.

Во-вторых, для создания устойчивого и независимого от политической конъюнктуры медиарынка нужно создавать льготные условия, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране. Для СМИ можно было бы сделать налоговые каникулы хотя бы на пару лет, если не для бишкекских СМИ, то хотя бы для региональных.

Анна Капушенко

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320