В марте в ряде регионов Кыргызстана пройдут выборы в местные кенеши. О том, какую роль и место занимают в стране местные органы народовластия, в интервью «Региону. kg» рассказал эксперт по государственному управлению Шерадил Бактыгулов.
«Регион. kg»: Какую роль местная власть играет сегодня в Кыргызстане, и какие у нее есть перспективы?- В акаевские времена хотя бы еще пытались показать, что местная власть играет некоторую роль в вертикали власти. При Бакиеве местные кенеши были фактически уничтожены. Все сводилось к реализации неких личных интересов политиков, а глава айыл окмоту возглавлял кенеш. Он фактически единолично формировал пакет всех инициатив и решений и полностью распоряжался бюджетом. В соответствии с новыми законами выборы депутатов местных кенешей будут проходить по партийным спискам. Эта система вполне приемлема, но основная проблема заключается в том, что большинство политических партий страны не имеет виденья, что делать со страной, как ее развивать. Что нужно сделать для поддержки и развития регионов. Поэтому, мы можем получить структуру, которая в первую очередь имеет отношение не к государственному, а к партийному управлению. Депутаты сейчас будут выбираться по партийным спискам, и насколько эта новая система будет эффективно работать, пока сказать сложно. Хотя мировой опыт показывает, что у этой модели есть определенные плюсы. Но пока мы в Кыргызстане не имеем партий, которые могли бы реально продемонстрировать, как улучшить ситуацию в конкретном населенном пункте стране. В результате мы можем получить районные или городские кенеши, которые будут иметь отношение к партийному, но не государственному управлению. В этом случае непонятно, чьи интересы будет лоббировать парламентарий - жителей или партийных.
«Регион. kg»: По вашему мнению, теперь многое будет зависеть на местах от программ действий политических партий?
- Но пока у наших партий креатива в программах немного. Это показали и последние парламентские выборы, когда создавалось впечатление, что почти все партийные программы написаны под копирку. Важно, чтобы участие в выборах партий не заключалось в элементарном стремлении взять под свой партийный контроль населенный пункт. Расставляя на ключевые должности своих партийцев. При создании парламентских коалиций было четко видно, что партии, прежде всего, заинтересованы добиваться партийного контроля над госорганами. Но какое это имеет отношение к эффективной работе системы госуправления? Поэтому существует большая вероятность того, что чаяния народа вообще не будут услышаны, на фоне партийной борьбы за власть.
Есть и еще одна серьезная проблема нашего партийного госуправления. Она заключается в том, что в результате этих выборов мы можем получить региональный раздел страны. Потому что часть наших партий заявляют, что они представляют интересы конкретных регионов, а не всей страны. Это подтверждает и объединение партий «Ата-Журт» и «Бутун Кыргызстан», которое произошло по чисто региональному, а не политическому интересу.
Если мы хотим создать сильное государство, то регионализм из партий должен полностью уйти. И они должны выражать интересы всех кыргызстанцев вне зависимости от места проживания.
«Регион. kg»: Как же тогда возможно реализовать принцип: сильные регионы – сильная страна?
- Прежде всего, этот принцип зависим от экономической ситуации. Сегодня в стране только два региона можно назвать относительно экономически устойчивыми - это города Бишкек и Ош. Именно эти города дают 2\3 доходов в бюджет. В остальных регионах страны социально-экономическая ситуация оставляет желать лучшего и они выживают за счет дотаций из республиканского бюджета. Даже Ошская область беднее южной столицы.
«Регион. kg»: Получается, что сами регионы сегодня себя прокормить не в состоянии?
- Почему не могут? Это вполне реально, но для этого необходимы изменения экономической политики, системы налогообложения, оплаты труда и, соответственно, должны измениться взаимоотношения между органами госуправления и местного самоуправления. Тогда коренные перемены вполне возможны, и в этом случае регионы действительно смогут стать сильными и успешно развивать страну. Мы должны, наконец, избавиться от доставшейся нам в наследство от советских времен авторитарной командно-административной системы. Но необходимо в этом направлении идти не революционным, а эволюционным путем , меняя сознание людей, от местечкового к государственному.
«Регион. kg»: Однако мировой опыт демонстрирует, что партии могут стать локомотивом реформ и реально изменить ситуацию...
- Вопрос заключается в том, какая формула будет выбрана в качестве модели партийного строительства. Многие наши политики до сих пор тяготеют к модели КПСС, а в мире эти партии уже перестали быть актуальными еще 40 лет назад. Ведущие страны создают партии, которые стремятся работать со всем электоратом, не замыкаясь на идеологических моментах и не разделяя электорат по принципу фермеров или пенсионеров. Эти партии исповедуют первичные интересы государства. В Кыргызстане мы пока наблюдаем картину перераспределения должностей между профессиональными политиками. И нашей стране необходимо в этом направлении работать дальше, совершенствуя и развивая партийную систему, избавляясь от местечковых интересов. Вот тогда появятся те самые партии, которые станут локомотивом.
Я считаю, что процесс партийного строительства в Кыргызстане проходит вполне нормально, учитывая, что страна обрела независимость 20 лет назад. Мы ведь не можем за короткий срок полностью перестроить советское мышление. И десять лет назад мы стали строить новое государство. Такие же процессы идут и в России. Однако в отличие от нашей республики у России есть четкое виденье, куда именно надо двигаться, а мы пока еще выбираем свой путь.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320