Политика
12.09.2013

ШОС: экономика или безопасность?

Несмотря на то, что Шанхайская организация сотрудничества имеет статус структуры, которая стремится обеспечить региональную стабильность и безопасность, пока реальные результаты этой деятельности носят исключительно рекомендательный характер.

Безопасность в повестке дня

Вопросы обеспечения региональной безопасности включены в повестку дня бишкекского заседания глав государств ШОС.

Накануне саммита председатель КНР Си Цзиньпин заявил в интервью «Интерфаксу», что необходимо сосредоточить усилия на борьбе с наркопреступностью в рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС.

- Должное внимание следует обратить на все более тесную связь между терроризмом и наркопреступностью в регионе. Борьба с терроризмом и борьба с наркопреступностью - это системная работа, которая должна проводиться параллельно, - считает председатель КНР.

Как отметил в интервью «Регион.kg» эксперт по внешней политике Марс Сариев, последние события на Ближнем Востоке оказывают влияние на формирование повестки дня саммита.

- Прежде всего, речь идет о ситуации в Сирии, которую главы государств ШОС будут связывать с вопросами региональной безопасности в Центральной Азии и происходящими здесь общественно-политическими событиями. Вполне реально, что они могут иметь тенденции, схожие с процессами Арабской весны. И этот аспект, безусловно, является одним из ключевых для дальнейшей деятельности ШОС, - отмечает эксперт.

В то же время, эксперт констатирует, что, несмотря на декларации о том, что страны-участницы ШОС уделяют особое внимание проблемам безопасности, китайская сторона сконцентрировалась именно на экономических сферах.

- Ранее китайская сторона успешно избегала предложения России, сосредоточить деятельности этой организации на военно-политическом сотрудничестве и, прежде всего, на вопросах обеспечения региональной безопасности. Именно в этой связи работа ШОС в плане решения проблем безопасности региона была нерезультативной, - отмечает Марс Сариев.

По мнению политолога Игоря Шестакова, в большей степени ШОС воспринимается в экспертном сообществе, как клуб лидеров стран, где они ежегодно обмениваются мнениями по наиболее актуальным темам.

- Но говорить о том, что за более чем 10 лет существования этой организации удалось реализовать стратегический и жизнеспособный проект по региональной безопасности, не приходится. Хотя изначально создавалось впечатление, что ШОС может стать партнером ОДКБ по укреплению безопасности южных рубежей СНГ и, особенно, в афганском направлении. Но инициативы укрепления военно-политического взаимодействия стран-участниц в основном исходили от российского руководства. В целом, пока не видно реальных механизмов, которые бы сделали формально-бюрократическую деятельность ШОС реальной и конструктивной, - считает политолог.

Экономические тренды в пользу Китая

Комментируя «Интерфаксу» экономический блок деятельности ШОС, Си Цзиньпин отметил, что страны ШОС должны ускорить ход реализации совместных проектов в таких областях, как транспорт, энергетика, телекоммуникация и сельское хозяйство, а также скорее рассмотреть вопрос создания Банка развития ШОС для разрешения вопроса в финансировании проектов и противодействия международным финансовым рискам.

Между тем, в экспертном сообществе не раз подчеркивали, что в ШОС пока явно доминируют экономические интересы китайской стороны.

Так, по мнению эксперта по Центральной Азии российского Института стран СНГ Григория Михайлова, на бишкекском саммите, наверняка, будет затронута тема строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан.

- В интересах Китая построить данную дорогу, поскольку она является одним из компонентов стратегического плана КНР по прокладке в Центральной Азии инфраструктуры. Последняя с одной стороны поможет обеспечить растущую китайскую экономику, за счет вывоза ресурсов - главным образом минерального сырья из региона в Поднебесную, а с другой стороны - увеличить экономическое и политическое влияние в Центральной Азии, - констатирует эксперт.

На его взгляд, международная магистраль может заметно усилить возможности Пекина по экономической экспансии в регион, особенно в такие страны, как Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

В то же время, эксперт полагает, что формат переговоров по железной дороге будет носить для общественности закрытый характер.

- Вероятнее всего, стороны на официальном уровне ограничатся заявлениями о продолжающемся диалоге и "почти 100-процентной готовности" подписать документацию и начать строительство. На самом деле, реальный уровень готовности ниже - Кыргызстан и Китай до сих пор не решили, откуда и на каких условиях будут получены суммы, которых требуется от 4 до 6,5 миллиардов долларов, необходимые для реализации проекта, - считает Михайлов.

По оценкам международных экспертов, участие Китая в региональных экономических проектах носит все более активный характер. В частности, торговый оборот между Пекином и пятью государствами Центральной Азии вырос к 2010 году до 30 миллиардов долларов в год с ежегодных 527 миллионов долларов по состоянию на 1992 год.

«Пекин рассматривает регион как источник сырьевых и энергетических ресурсов, а также рынок сбыта своих дешевых потребительских товаров. Кроме того, Китай закачивает в Центральную Азию сотни миллионов долларов в виде помощи и инвестиций в надежде, что столь щедрые вливания будут способствовать стабилизации ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на западе Китая», - подчеркивается в докладе «Центрально-Азиатская проблема Китая», подготовленном европейскими аналитиками.

По их оценкам, благодаря своему огромному торговому профициту, Китай имеет на руках солидные средства, но власти страны приходят к выводу, что просто затыкание деньгами проблем Центральной Азии вряд ли поможет успокоить ситуацию в регионе, пораженном коррупцией и неэффективным управлением.

Все эти проблемы и напрямую и косвенно затрагивают деятельность ШОС.

В региональном экспертном сообществе звучат мнения о том, что власти Китая последовательно осваивают, используя, в том числе и механизмы ШОС, Центральную Азию с целью установления своей гегемонии на этом пространстве.

Однако такая гегемония может не устраивать основных партнеров Пекина по ШОС - Россию и Казахстан.

Так, Марс Сариев убежден, что, несмотря на партнерские отношения между Россией и Китаем, в плане экономического присутствия в регионе страны выступают конкурентами.

- Россия уже давно застолбила свои стратегические позиции в реализации крупных проектов в энергетической сфере Кыргызстана. Российские компании также готовы реализовывать крупные проекты в сырьевых сферах. Причем речь идет не только о золоте, российских инвесторов, безусловно, привлекают месторождения железа, хрома, никеля, ртути и т.д. Однако схожие намерения есть и у Пекина, который готов хоть завтра вложить любые средства, для того чтобы закрепиться на стратегическо-сырьевых разработках в Кыргызстане. Отсюда и упор на приток огромных банковских капиталов на льготных для нашей республики условиях. Естественно, что такие планы Пекина не могут оставлять Москву только в виде зрителя, - резюмирует эксперт.

Возможно, что бишкекский саммит ШОС сможет в определенной степени прояснить ситуацию о том, какие приоритеты будут доминировать в будущем в этой организации.

Аналитическая группа «Регион.kg»

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320