Российские инициативы в сфере кибербезопасности и предоставления равных возможностей странам мира в нейтрализации деструктивных активностей в цифровом пространстве полны здравого смысла, однако услышат ли их так называемые западные партнеры – большой вопрос.
В шаге от тотальной войны
В большой политике, даже глубоко беременной войной, почти всегда остается поле для небольшого маневра и ряд сфер – священных коров, на которые не покушаются даже самые непримиримые соперники. Конечно, есть исключения, например, так называемая тотальная война, из названия которой понятно – ни запретных областей применения силы, ни каналов коммуникаций между сторонами не существует. Задача у той и другой стороны одна и весьма простая (в смысле формулирования, но не в смысле реализации) - полное уничтожение сил противника, включая гражданские сферы. По счастью, человечество не дошло еще до глобальной тотальной войны, хотя динамика процессов несколько настораживает.
Как бы то ни было, но даже в разгар серьезной конфронтации между Россией и западным блоком во главе с США между ними остается небольшой люфт для обмена сигналами, а также гласные и негласные договоренности о запретных сферах вмешательства. Хотя, глядя на развитие ситуации, кажется, что таких запретных сфер, по крайней мере, в западном понимании текущего положения вещей, становится все меньше и меньше. Москва, между тем, все-таки старается ответственно подходить к проекции своих возможностей на реальном и виртуальном ТВД, более или менее следуя международному праву. Над щепетильностью Москвы и его чрезмерным лигизмом многие смеются даже внутри самой России, но такой подход, хоть и напоминает встречу в подворотне интеллигентного мальчика с гопником, позволяет ситуации оставаться хоть сколько-нибудь управляемой.
Безопасность в интернете – одна из тем, которую Москва хотела бы вывести из политический конъюнктуры сегодняшнего дня. В Кремле исходят из того, что рано или поздно придется договариваться и по Украине, и по санкциям, так лучше это делать не на обломках инфраструктуры, уничтоженной хакерским вмешательством и кибератаками, а на более прочной платформе. Также Москва исходит из очень простого, но логичного рассуждения – вмешательство в цифровую сферу с целями уничтожения или серьезного повреждения критически важной инфраструктуры влечет за собой цепную реакцию с непредсказуемым результатом.
Специфика цифровой сферы такова, что даже сравнительно небольшим, но умелым усилием можно вывести из строя целые отрасли народного хозяйства и жизнеобеспечивающей инфраструктуры той или иной страны, в предельной стадии это может привести к многочисленным жертвам, технологическим и гуманитарным катастрофам. Здесь важно отметить, что все без исключения стороны находятся в уязвимом положении – интернет-технологии практически устраняют разницу в технологическом развитии, и страна условного третьего мира вполне может доставить серьезные проблемы странам «золотого миллиарда». Короче говоря, западный блок не является более защищенным от кибератак, чем страны, например, Глобального Юга. Таким образом, мы говорим о единой и неделимой безопасности для всех участников международного взаимодействия.
Проблемы и решения
Так, в целях формирования системы нейтрализации кибератак, ориентированных на нанесение ущерба критической инфраструктуре в любой стране, в рамках деятельности Рабочей группы открытого состава (РГОС) ООН по вопросам безопасности в сфере информационно-коммуникационных технологий была выдвинута идея о создании Реестра контактных пунктов (КП), в который от каждого государства-участника Группы должна входить организация, обладающая возможностями по нейтрализации кибератак в зоне своей ответственности.
Основной задачей организации, входящей в Реестр КП, будет являться своевременное реагирование на запросы, поступающие от подобных ей организаций о кибератаках, исходящих из зоны ее ответственности, а также оперативная нейтрализация кибератак.
Россия активно поддерживает вышеуказанную идею Группы и одновременно продвигает свою инициативу по формированию Реестра КП на следующих принципах:
- Реестр формируется из организаций, входящих в систему органов власти государства-участника РГОС, которое ее выдвинуло в качестве своего представителя.
- Организация, выдвинутая государством-участником Группы, должна обладать достаточным государственно-административным ресурсом для решения в зоне своей ответственности вопросов по нейтрализации кибератак в сети Интернет.
- В случае выдвижения государством-участником Группы нескольких организаций данное государство должно определить среди них организацию, которая будет отвечать за координацию их деятельности по нейтрализации кибератак в сети Интернет.
- Выдвижение государством-участником РГОС представителя в Реестр КП является добровольным, при этом для государств, имеющих намерение практически участвовать в системе нейтрализации кибератак, участие в реестре является обязательным условием, подтверждающим их намерение.
- Независимо от международной обстановки организации, включенные в Реестр КП должны сохранять политическую нейтральность и не становиться объектом санкций.
- Обмен информацией между организациями, включенными в Реестр КП, должен осуществляться в доверительной манере и подлежать огласке только в случае согласия всех организаций, участвующих в таком взаимодействии.
Вполне разумные, а главное, одинаково выгодные всем сторонам процесса предложения. Пойдут ли на них западные страны? Мы почти уверены, что нет – по крайней мере, до той поры, пока не будут всерьез напуганы последствиями масштабных кибератак на их территории.
Впрочем, тогда Запад не будет реагировать, оглядываясь на те или иные нормативные документы и договоры, а просто воспримет эти кибератаки как casus belli и начнет физические бомбардировки виновной или назначенной таковой стороны. Однако мы убеждены, что российские инициативы не лишены смысла, если отказаться от западоцентричного восприятия реальности – в конце концов Глобальный Юг также нуждается в архитектуре цифровой безопасности. Создавать ее можно и нужно без Запада, который никогда не будет воспринимать своих оппонентов как равноправную сторону для коммуникаций. По крайней мере, до той поры, пока у его – Запада – виска не окажется пистолет.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320