Как угрозы вторичных санкций влияют на деятельность финансового сектора Кыргызстана, а также возможности и потенциальные риски для развития экономик страны в условиях финансовых ограничений со стороны западных стран обсудили участники круглого стола: «Тенденции и перспективы банковской системы Кыргызстана и стран ЦА в условиях вторичных санкций», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».
Действия госорганов должны быть понятны бизнесу
- У нас вторичных санкций пока нет, и мы очень надеемся, что их и не будет. Есть отдельные санкции на отдельные небольшие компании, которые не являются компаниями системного характера, и которые, я думаю, не затронут в общем банковскую систему и в целом бизнес сообщество страны. Мы со своей стороны прилагаем максимальные усилия для того, чтобы объяснять бизнесу – и банковскому, и производственному сектору те меры, которые могут минимизировать риск вторичных санкций, - отметил исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков.
В то же время при принятии мер по минимизации санкций, по его словам, нужно уделить особое внимание тому, чтобы не перегнуть палку. Например, недавно было принято решение практически полностью ограничить отдельные реэкспортные операции и проводить их через государственную торговую компанию.
- Мягко говоря, этот шаг был очень непонятен для бизнеса, в том числе для банковской системы. Там предусматривается, что все операции по платежам, касающимся товаров или даже услуг, которые не заходят на территорию Кыргызстана, будут ограничены, проводить их будут только через государственную торговую компанию, которая будет обрабатывать их на предмет комплаенса, т.е. проверять на соответствие санкционным требованиям и одобрять или не одобрять.
Как мы понимаем, таких платежей очень много, сотни, если не тысячи транзакций. Мы следим, чтобы те потоки по обычным товарам и услугам не двойного назначения, которые через нас проходят все были не санкционного характера, при этом наши банки и наш бизнес на этом легитимно законно зарабатывает. Однако необдуманные шаги могут повлиять и на прибыльность банковской системы, и на другой бизнес, и на интерес к нашей стране со стороны иностранного бизнеса в целом. И если мы сейчас потеряем прибыль, то потом ее будет сложно вернуть. Поэтому нам нужно быть осторожными по поводу таких резких шагов, - подчеркнул спикер.
Вопросы по этому поводу возникли и у депутата ЖК КР Гули Кожокуловой: «На самом деле хорошо, что бизнес сообщество затронуло вопрос о создании государственной торговой компании, которая будет осуществлять все эти платежи. Министр экономики однозначно говорит, что все текущие платежи будут проходить без ограничений именно через торговую компанию. Бизнес сообщество правильно возмущается, и мы хотели бы услышать глас именно банкиров по этому вопросу. Это создание какой-либо альтернативы, для чего это делается»?
Отвечая на ее вопросы, президент ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» Анвар Абдраев подчеркнул, что позиция коммерческих банков в этом вопросе отрицательная.
- Мы предлагали отменить это постановление. Я по этому поводу обратился с письмом в адрес председателя кабинета министров и председателя Нацбанка со своими предложениями, аргументами и альтернативными путями решения. К сожалению, не все из них учли, что вызывает определённую тревогу, но я думаю, что точка ещё не поставлена. У нас скоро состоится встреча, я надеюсь, что мы найдем какие-то взаимоприемлемые решения.
Товары, которые будут проходить через государственную торговую компанию, на 99% это товары из стран Западной Европы и США. Поэтому мне не совсем понятно, почему идет определенное давление на банковский и финансовый сектор, в частности Кыргызстана, когда мы обслуживаем взаимоотношения двух бизнес структур, которые в конечном итоге обе, оказывается, нарушают санкционные требования. Поэтому корень зла не в банках, и в данном случае через банки наказывать какую-то страну и бизнес это не совсем правильно. Я считаю, что здесь идут некоторые двойные стандарты, - подчеркнул банкир.
В свою очередь завотделом экспортного контроля и лицензирования МЭК КР Марс Жылдызев напомнил, что в 2023 году таможня Кыргызстана ввела для собственного использования национальный контрольный список, который защищает государство от ввоза товаров двойного назначения.
- По некоторым кодам ввозимых товаров выходят риски. Когда это происходит, необходимо получить разъяснение со стороны Министерства экономики и коммерции КР. Для получения разъяснений по товару даются характеристика, инвойсы и договора. Наш отдел именно этим и занимается. Мы рассматриваем по контрольному списку, есть ли эти товары в нем по кодам и характеристикам. Если они выходят в контрольном списке, у нас есть постановления уполномоченных госорганов по этим товарам в лице Минобороны, Минздрава, Минсельхоза, Минприроды, ГКНБ, Минцифры, согласно которым мы отправляем информацию по данному товару для получения заключения с их стороны. Участник получает заключение, что это лицензируется или не лицензируется, если оно лицензируется, то они получают дальше лицензию на импорт по экспортному контролю этих товаров. Эти товары потом нами будут контролироваться, если они даже будут передаваться внутри страны или дальше будут вывозиться, - пояснил чиновник.
При этом он подчеркнул, что со стороны Минэкономики не создаются препоны для бизнеса. Это международная практика, которая применяется и в Казахстане, и в Армении и в других странах, у них национальный контрольный список тоже есть, и он контролирует импорт и экспорт. Если товар проходит транзитом, то страна, которая принимает товар, должна предоставить сертификат конечного получателя. В Российской Федерации есть федеральная служба по техническому экспортному контролю, которая выдает такие сертификаты, которые поясняют в каких целях те или иные товары будут использоваться.
Кыргызстан не должен откладывать вступление в БРИКС
Также в рамках круглого стола было отмечено, что западная коалиция во главе с США угрожая введением вторичных санкций многим странам мира, в том числе и Кыргызстану, не особо озадачиваются вопросами социально-экономического положения тех государств, которые они пытаются задавить санкциями.
Это говорит о том, что для Запада экономическое присутствие в регионе не является стратегическим направлением. Главный акцент делается на их политическом присутствии. При этом контроль деятельности Всемирного банка и Международного валютного фонда странами Запада дает им определенные рычаги для оказания влияния на внутриполитические процессы стран региона.
- У меня нет экономического образования, но мой жизненный опыт и те знания, которые я успел получить до настоящего времени, мне позволяют понимать, что с мировой экономикой что-то не так. Как-то неправильно она работает. В одни ворота. Мировая экономическая система, которую на протяжении многих десятилетий строили финансовые элиты США, дает преимущества только ее создателям, - отметил блогер Нур Исмаил.
По его словам, деньги на сегодняшний день уже потеряли часть своих функций.
- Недавно мы говорили с доктором экономических наук о цифровых валютах и пришли к выводу, что им, при всех положительных качествах и достоинствах, связанных с тотальным контролем над тратами, можно придать очень интересное свойство – срок действия. Это означает, что заработанные нами же деньги, нас могут заставить тратить в определенный промежуток времени. Например, если вы заработали какое-то количество сомов, вам нужно их потратить за определенное количество дней, или месяцев. В противном случае эти деньги сгорают. Таким образом, исчезнет еще одна важная функция денег, как таковых – это функция накопления.
Простые люди будут лишены права накопить капитал и стать капиталистами, т.е. собственниками дорогостоящих активов, в том числе средств производства. Грубо говоря, таким образом, те, кто уже владеет капиталами, в том числе этими самыми цифровыми валютами, отсекают возможность кому-либо подняться на их уровень. Это окончательное расслоение общества даже не по классам, а на касты. На самом деле, по мнению некоторых экспертов, то, что мы сегодня называем деньгами, на самом деле таковыми не являются. Они так называются по инерции, но их функции уже давно поменялись, - уверен спикер.
Он также напомнил, что в СССР советские рубли на самом имели реальное обеспечение золотом, драгметаллами и всем достоянием страны, что было написано на советских купюрах.
- Сегодня такой надписи я не видел ни на одной иностранной купюре. В том числе и на долларах. То есть, современные деньги не обеспечены ничем, кроме спроса. Деньги – это ресурс, за пользование которым принято платить процент. Например, взял 100 – отдай условно 110. И вроде бы все правильно, это чужие деньги и за пользование ими нужно вознаграждать их владельца. Но, по сути, процент – это порабощение. Советский Госбанк подчинялся Совету Министров СССР. Современные банки являются частью единой долларовой системы, и в законах о национальных банках стран обязательно написано, что главные банки стран, входящих в долларовую систему, являются независимыми от правительств и глав государств. Лично я не понимаю, как государственные банки могут быть независимыми от правительств, но при этом зависеть от внешних сил? Разве это суверенитет, свобода и независимость? Очевидно, те, кто держит наше государство за финансы, те фактически и владеют нашим государством, - добавил Н. Исмаил.
Отчасти эту мысль поддержал и директор Регионального горного центра ЦА Исмаил Даиров, подчеркнув, что сегодня вопросы экологии, экономики, финансов имеют четкое геополитическое измерение.
- Послушав экспертов, я хочу поддержать мысль о том, что мы опаздываем с вступлением в БРИКС. Его ядром является Шанхайская организация сотрудничества, а ядром ШОС являются страны Центральной Азии. Данное объединение – это будущее, учитывая, что сейчас идет война между западом и востоком, и БРИКС является локомотивом в этом процессе. Ключевые игроки здесь – это Россия и Китай, которые привлекая своих аналитиков, всех экспертов, просчитывают свои долгосрочные стратегические приоритеты и системно последовательно проводят свои интересы.
У Узбекистана и Казахстана тоже есть свои интересы, и у них четкая административно-управленческая структура работает. У нас, к сожалению, этого нет. Это касается и внешней политики, и отраслевых министерств, и ведомств. Это касается и банковских структур, и аналитического экспертного сообщества, так называемого. Мы постоянно говорим: надо, необходимо, нужно, давайте. Давно уже пора от слов к конкретным действиям переходить. В БРИКС срочно вступать, туда уже 40 стран вошли, которые видят свои приоритеты и прекрасно понимают, что будущая точка роста это Россия. Туда и нужно вкладывать деньги. Узбекистан уже вкладывается, например, в строительство порта, оттуда они зарабатывают деньги. А мы ничего в этом направлении не делаем, - с сожалением констатировал спикер.
В свою очередь директор ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА» Калдан Эрназарова отметила, что сейчас странами БРИКС по инициативе России разрабатывается платежная система и цифровая платформа БРИДЖ: «Готов ли Кыргызстан войти в эту цифровую платформу, и сможем ли мы в ней вообще участвовать, не будучи членом объединения»?
По мнению участников круглого стола, перспективы подключения Кыргызстана к цифровой платежной системе БРИКС без вступления в объединение пока оценить затруднительно. Возможно, этот вопрос станет темой для обсуждения в рамках саммита БРИКС, который пройдет в Казани 22-24 октября нынешнего года.
Но в том, что БРИДЖ может стать серьезной альтернативой американской системе SWIFT, эксперты не сомневаются.
- Речь идет об организации, так называемой, обменки для цифровых активов центральных банков. Один банк открывает другому депозиты взаимные – в одном 100 миллионов, в другом 100 миллионов. Дальше идет обмен цифровыми сообщениями. Деньги не ездят туда-сюда, золото, лежащее в обеспечении, тоже не ездит. Систем Бридж – это такая же система депозитов, только не двустороння, а охватывает сразу весь пул стран. Каждая из сторон ставит какое-то обеспечение в виде золота или другого какого-то актива, и между ними идет процесс клиринга. Это и есть процесс утряски одной валюты по отношению к другой. Чтобы все это упростить и ускорить создается цифровая система, где каждый центральный баке в виде зашифрованного коина выставляет свою цифровую валюту, обеспеченную золотом или другим активом, и обмен происходит на уровне платформы. Это все, что пока известно, - рассказал президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза Михаил Петров.
В свою очередь завотделом по работе с диаспорами и соотечественниками Министерства труда, социальной защиты и миграции КР Эркин Каримов затронул вопрос, какие проблемы для трудовых мигрантов создают угрозы вторичных санкций и возникшие в этой связи проблемы с денежными переводами между Кыргызстаном и Россией.
- Кыргызстан является активным участником Евразийского экономического союза и Содружества независимых государств. В этих интеграционных объединениях наше министерство ведет активную работу. По роду своей деятельности я взаимодействую с диаспорами и соотечественниками за рубежом. Самое наибольшее количество диаспоральных организаций – 124 – у нас находится в Российской Федерации. Перед сегодняшним мероприятием я еще раз пообщался с некоторыми лидерами общественных организаций кыргызстанцев в РФ. По их словам, на сегодняшний день нет проблем по денежным переводам из России в Кыргызстан. Несмотря на это, некоторые наши граждане, которые находятся в Российской Федерации, пользуются услугами, так скажем, теневых финансовых учреждений, - рассказал чиновник.
При этом, есть проблемы с переводами из Кыргызстана в Россию. И этот вопрос, по словам спикера, требует обсуждения и конкретных решений.
- Наше министерство является активным участником в Евразийской экономической комиссии, и я думаю, что вопросы, которые сегодня обсуждаются на круглом столе ЦЭИ «Ой Ордо», мы могли бы, в принципе, поднять в ЕЭК и достичь определенных результатов. Мы всегда должны помнить, что один из ключевых принципов ЕАЭС, как вы знаете, это свободное передвижение капитала, - добавил Э. Каримов.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320