Политика
17.09.2025

Самороспуск парламента в Кыргызстане: зачем и что дальше?

Парламент Кыргызстана может самораспуститься уже в ближайшие недели. По закону выборы должны были пройти лишь в ноябре 2026 года. В ЦИК говорят о целесообразности такого решения и оптимизации избирательного календаря, но политологи считают, что это — переформатирование политического поля. Что происходит в стране — в материале Orda.kz.

Что происходит?

В начале сентября в Кыргызстане была запущена инициатива по самороспуску Жогорку Кенеша — парламента республики. Сейчас депутаты собирают подписи, которые необходимы для начала процедуры: по закону треть состава должна поддержать инициативу (30 парламентариев), а затем за неё должны проголосовать две трети депутатов, то есть не менее 60 человек. Если это произойдет в ближайшее время, то досрочные выборы могут быть назначены уже на конец ноября 2025 года.

Логика или политика?

Главный довод сторонников роспуска — это потенциальное наложение избирательных кампаний. Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Тынчтык Шайназаров в интервью «Радио Азаттык» напомнил, что парламентские выборы запланированы на ноябрь 2026 года, а президентские должны состояться уже в январе 2027-го. По его словам, если сохранить текущий график, это приведёт к серьёзной организационной нагрузке.

«Депутаты, высказавшиеся за самороспуск парламента, мыслят на государственном уровне», - подчеркнул глава Центризбиркома.

К его мнению присоединился и Феликс Кулов, экс-премьер-министр Кыргызстана: «Я неоднократно предлагал провести выборы хотя бы на год раньше. Это не политика, а логика. Парламент поступит мудро, если самораспустится».

По словам директора НИИ Геополитики и стратегии Канатбека Азиза, нынешний Жогорку Кенеш уже утратил связь с новой административной картой страны после укрупнения городов и айыльных аймаков: «Это логичное завершение его политического цикла. Парламент отстал от реформ и теперь должен уступить место новой конфигурации».

Игра по новым правилам

Причиной перезапуска парламента называют и реформу избирательного законодательства. Согласно которой:

  • Количество депутатов остаётся прежним — 90.
  • Страна теперь делится на 30 многомандатных округов (по три мандата каждый).
  • Среди депутатов должна быть минимум одна женщина от каждого округа.
  • Голосовать можно на любом участке, независимо от прописки. Это должно  значительно повысить доступность избирательного процесса.
  • Кандидатами теперь могут быть и представители партий, и самовыдвиженцы. Новый формат выборов должен обновить состав парламента и сделать его более представительским.

Перезагрузка системы

Кыргызстанский политолог, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков в беседе с Orda.kz подчёркивает: инициатива не возникла спонтанно. Это продолжение запущенного ранее политического процесса, направленного на переформатирование власти под новые реалии.

«Разговоры о том, что нынешний Жогорку Кенеш должен самораспуститься, очень упорно ходили — как в коридорах парламента, так и вне его — примерно с осени 2023 года», - говорит Шестаков.

По мнению эксперта, состав Жогорку Кенеша, избранный в 2021 году, с самого начала формировался в условиях политической нестабильности.

«Формирование нынешнего парламента шло на фоне турбулентности после событий октября 2020 года — митингов, отставки Жээнбекова и прихода к власти команды Садыра Жапарова. Формально мы уже жили в условиях президентской республики, но сам парламент по сути оставался продуктом парламентской модели — с фокусом на политические партии», поясняет он.

Сейчас же происходит попытка синхронизации: создать парламент, который будет соответствовать новой политической структуре.

«Скорее всего, идёт определённое переформатирование политического поля Кыргызстана. Если учитывать, что на новые президентские выборы снова пойдёт Жапаров — это, скорее всего, так — то это уже будет команда народных избранников под новые политические и экономические реформы, которые будет осуществлять вновь избранный президент».

Политолог подчеркнул, что избирателю ещё предстоит разобраться во всех законодательных новшествах. Пока они слишком сложны для восприятия. Он также напомнил о введении женской квоты: «У Жогорку Кенеша должно появиться женское лицо. Хотя женщины и сейчас представлены, но не в таком количестве».

Отдельно Шестаков обратил внимание на катастрофически низкую явку на выборах и в связи с этим выдал меткое определение: «Холодильник победил телевизор». По его словам, агитационные кампании оказались безрезультатными. Эксперт подчёркивает, что апатия избирателей — это системная проблема, которая проявилась и на выборах в местные кенеши в ноябре 2024 года.

«Создавалось такое впечатление, что голосовали за кандидатов или их родственники, или их знакомые, или соратники партийные. Явка была 30 %».

Кыргызстан уходит от парламентаризма, Казахстан — наоборот?

По словам Шестакова, Кыргызстан сегодня отказывается от парламентской модели, в то время как Казахстан, наоборот, движется к усилению роли партий.

«Если делать какие-то сравнения, то Токаев, наоборот, как бы ближе к той модели, которая была в Кыргызстане с 2011 по 2020 год — он всё-таки смотрит в сторону парламентаризма. Ну, скажем так, президентско-парламентаристской республики», - говорит Шестаков.

Он считает, что президент Казахстана пытается продвинуть идею сильных политических партий, в отличие от авторитарной модели, существовавшей при Нурсултане Назарбаеве: «Токаев стремится повысить роль партий как политических институтов на будущее. Всё-таки правление Назарбаева — это был жёсткий президентский курс. А Токаев пытается при сильной президентской власти продвинуть именно партийную идею».

По мнению эксперта, в Кыргызстане эксперимент с парламентской республикой завершился ничем: «Парламентский эксперимент стал мыльным пузырём, который лопнул и ничего за собой не оставил. Потому что партии у нас были вождистского типа, чисто ленинские — товарищ Ленин и его окружение».

В то время как в Казахстане идёт реформирование партийной системы, в Кыргызстане происходит централизация власти в руках президента: «Сейчас Кыргызстан идёт по пути усиления президентской власти, где президент берёт на себя ответственность за принимаемые в стране решения. В парламентском же Кыргызстане вообще непонятно было, кто эту ответственность нёс».

Шестаков также отметил, что политическая нестабильность в период «парламентской эры» выражалась в постоянной смене правительств: «У нас правительство менялось чаще, чем погодные условия. Постоянный бардак со сменами кабинета. При Жапарове и Ташиеве исполнительная власть обрела устойчивость — теперь правительство не зависит от настроения депутатов».

Тем не менее, политолог подчёркивает: и Кыргызстан, и Казахстан находятся в фазе политических реформ, просто идут к ним разными путями: «У вас эта реформа идёт после транзита власти, у нас — после смены власти. Но и там, и там — изменения политического поля происходят».

Расширение демократии

Экс-дипломат Казбек Бейсебаев тоже отметил, что Кыргызстан движется в сторону расширения демократии. Он сопоставляет это с казахстанской ситуацией, где после послания президента также ожидаются изменения в избирательной системе. Предполагается отмена выборов по одномандатным округам и возврат к полностью партийной модели. Однако при текущих условиях это лишь закрепит доминирование партии власти: «Этот вариант можно было бы принять, если бы перед этим внесли изменения в закон о партиях и упростили порядок их создания. Но ничего этого не наблюдается».

Бейсебаев также напоминает, что на фоне этих изменений обсуждается и упразднение сената, что приведёт к исключению регионального и этнического представительства в парламенте: «В соседнем Кыргызстане принимаемые меры ведут к демократии, чего не скажешь о нас. Наши меры в завуалированной форме закрепляют власть правящей номенклатуры».

Самороспуск Жогорку Кенеша может стать началом новой политической конфигурации в Кыргызстане. В ближайшее время станет понятнее, как эти изменения отразятся на политической ситуации в стране.

orda.kz

В центре внимания
Медиа школа
Безысходность или тесное сотрудничество с «большим соседом»?

Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?

Подробнее...

Видео
Председательство Кыргызстана в СНГ | Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»

Видео
Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» провел международную конференцию

E-mail: oi-ordo@mail.ru

Whats App: +996 555 547 320