Что такое наша память о Великой Отечественной войне сегодня?
Об этом «Регион.kg» рассказала жительница города Ош, заслуженный работник культуры КР, поэтесса и писательница Салима Шарипова,.
- Великая Отечественная война, ее причины, ее итоги – и сегодня это не может не волновать любого мыслящего человека, – говорит Салима. – Это наша общая история. Нельзя забыть 74 года нашего совместного проживания в огромной державе СССР. Это было такое единство, такое братство – такого государства, как СССР, в истории человечества не было. Конечно, были расстрелы, были ГУЛАГи, была идеология, о которой говорят, что она навязывалась. Можно было бы не прощать то общество за то, что столько людей страдало, бедствовало… Но ведь была и необыкновенная духовность. У нас, имею в виду большинство советских людей, не было какой-то враждебности к строю. Нас это объединяло, у нас была общность. И именно это помогло выстоять, победить в страшной войне.
- Война прошлась по всем, в каждую семью кто-то не вернулся…
- Мой родной дядя, брат моего отца, Эмиль Шарипов, 26-го года рождения, первым ушел на фронт, в 1942 году. Его готовили в Алма-Ате, в летной школе. Осталась единственная фотография того времени – Эмиль с парашютом стоит возле самолета. За ним призвали его старшего сводного брата Алима, ему было 39 лет, он вообще не знал русского языка, писал по-арабски… Он в битвах под Курской дугой был сильно контужен, и его русский солдат довез до самого дома в селе Ноокат, не оставил где-то по пути. Привез и все дядины награды. Солдату поручили, и он сделал. Это была такая ответственность! И как раз в тот момент, когда Алим вернулся домой, как рассказывала бабушка, пришло известие, что Эмиль пропал без вести. Отыскать его следы не удалось.
- А как Вы относитесь к тому, что сейчас делаются попытки переписать историю, в том числе и военную?
- Да, и попытки обезличить Великую Победу тоже делались. Вспомните начало 90-х годов, после развала страны, когда нашим ветеранам не давали спокойно пройти по улицам с наградами. Ведь был у нас и такой страшный период, такая бездуховность, и мы наглядно это видели. Когда свое героическое прошлое вдруг захотели вычеркнуть, а 30 миллионов человек представить только как «пушечное мясо». Но это было короткое время, оно, к счастью, быстро прошло. Люди опомнились. Ведь и в Коране сказано, что защищать свой отчий дом от врага – это благое дело. Всем погибшим за свой родной дом воздается на небесах. И еще есть наша память о них. Сейчас уже вернулись такие времена, когда и наши потомки другими глазами стали смотреть на нашу общую историю. В прошлом году я читала сочинение своей внучки, ей было 15, к 70-летию Победы, и была поражена. Она рассказала, как 9 мая мы дома собирались всей семьей – оказывается, это ярко отпечаталось в детской памяти. Мы в те дни накрывали богатый дастархан, читали Коран, поминали и дядю Эмиля, и дедушку Бегмата Манапбаева – отца моей матери, его не пустили на фронт из-за астмы, хотя он доехал уже до Подмосковья. Его оставили трудиться в тылу под Москвой, где, кстати, он научился класть русскую печь. Когда вернулся, первую такую печь сложил в своем доме в Арсланбобе. Вспоминая о войне, дедушка Бегмат всегда рыдал. А жена Эмиля ждала его 7 лет, а прожить до войны вместе они и успели всего-то семь месяцев…
- В Вашем окружении сегодня остались ветераны Великой Отечественной? Знаю, что Ваш отец дружил со многими фронтовиками…
- Добрым словом хочу вспомнить полного кавалера орденов Славы Абдурашида Парпиева – председателя колхоза имени Калинина, Героя Советского Союза Ташмамата Джумабаева, ветерана Шермамата Абдуллаева – председателя колхоза имени Ленина. С ними многие годы дружил мой отец. Я продолжаю общаться с Мухтаром Нургазиевым, он по-прежнему живет в Оше. Скоро ему исполнится 95 лет. Нургазиев прошел всю войну, был бойцом Панфиловской дивизии. Это все наши очень известные фронтовики. А еще хочу вспомнить свои годы учебы в Московском ордена Трудового Красного Знамени технологическом институте мясной и молочной промышленности, так он тогда назывался. Общественные науки нам преподавал Петр Федорович Силантьев, который в годы войны был комиссаром партизанского движения на Смоленщине. Он рассказывал о войне с такой болью, что мы тоже проникались этой болью.
- Говорят, что молодым поколениям тема войны неинтересна, они к ней равнодушны. А как Вы считаете?
- В прошлом году, к 70-летию Великой Победы, в Ошском государственном университете подготовили вечер-реквием «Вечная память защитникам Родины». Хор из четырех тысяч студентов пел на русском и кыргызском языках, в том числе песни «Священная война», «Катюша» и «День Победы». Организаторы этого вечера нашли в архивах уникальные кадры тех лет, которые рассказывают о том, как жители Кыргызстана, Оша, труженики тыла помогали фронтовикам. И насколько же этим реквием ребята разволновали и ошан, и наших гостей – парламентскую делегацию Государственной Думы Российской Федерации во главе с первым заместителем председателя комитета Госдумы РФ по обороне и сопредседателем межпарламентской комиссии Виктором Заварзиным. Так вот, я наблюдала за молодежью и на сцене, и за молодыми зрителями. Для них это все не было обязаловкой! У этих молодых ребят были такие одухотворенные лица, они словно вошли в тот живой поток, прониклись тем временем. Уверена, что для многих из них тогда был даже момент пересмотра своего «я». А вы же сами видели, как молодые смотрели военные фильмы, которые были в программе недавно прошедшей в Оше Недели российского кино, – драмы «Единичка» и «Дорога на Берлин». Они так искренне переживали, и слез своих не скрывали. Разве такую историю возможно переписать?
- Вы – автор нескольких книг стихов и прозы. В Вашем творчестве есть место военной тематике?
- Есть стихи. Одно из стихотворений мне особенно дорого. Я попыталась показать связь времен, сказать о том, что война наложила глубокий отпечаток и на тех, кто прошел ее, и на все последующие после нее поколения.
Мой свекор погиб на войне.
Его сын для меня не родился.
Ностальгия в каждом дне:
Он мне, оживая, все снился.
Но когда предавали кругом,
И дух мой в ранах метался,
Всегда где-то рядом он
Заслонить меня пытался.
Хоть прожита была жизнь не моя,
И дети не его родились,
Та потеря эхом ни дня
Не щадила, как ни крепись.
Металлом и смертью война
Одиночества тавро выжигает.
Судьбы тоска и слеза
Не пришедшего в мир поминает.
Нерожденный любимый мой,
Я осталась тебе верна.
Молю, чтоб мое вслед за мной
Не повторила дочь моя.
Алла Пятибратова,
специально для «Регион.kg»
Ош
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320