Министерство образования и науки КР опубликовало довольно оптимистичные данные о том, насколько востребован русский язык. По утверждению чиновников, русский весьма востребован в республике как язык межгосударственного и межнационального общения.
Действительно, каждый год примерно на 5-6 тысяч учеников «растет контингент учащихся школ с русским языком обучения». Всего же в русскоязычных школах и в отдельных русских классах зафиксировано около 280 тысяч учеников, что составляет около 30% от общего числа учащихся республики, они обучаются в 203 школах с преподаванием предметов на русском языке и в свыше 400 смешанных школах, в которых имеются классы с русским языком обучения. Кроме того, во всех школах с киргизским языком обучения русский является обязательным предметом и изучается с 1-го по 11-й класс.
«Несмотря на значительный отток русского и русскоязычного населения из республики в Россию и другие страны ближнего и дальнего зарубежья, тяга юных граждан к получению знаний на русском языке все сильнее. Число учащихся русскоязычных школ, особенно в сельской местности, также постоянно увеличивается. Русский востребован в республике как язык межгосударственного и межнационального общения и, главное, значим как язык науки и образования... В школах республики работают свыше 7 тысяч учителей русского языка и литературы», – утверждается в распространенном Министерством образования и науки документе.
Но так ли уж безоглядно надо верить данным министерства? Например, чиновники утверждают, что в республике всего 2204 школы, а учителей не хватает лишь 1439 человек. Но реальность такова, что едва ли не каждая школа испытывает недостаток преподавателей. Особенно это касается средних учебных заведений с некиргизским языком обучения. Например, в русских школах не заполнены вакансии не только учителей русского языка и литературы, но преподавателей по всем предметам.
Вместе с нехваткой учителей не хватает и школ, в том числе и с преподаванием на русском языке. В Министерстве образования и науки так и не смогли ответить, когда в последний раз была открыта школа с русским языком обучения. В Бишкеке, как сообщил мэр столицы Иса Омуркулов, за последние три года, то есть с момента «свершения революции» в 2010 г., построили всего три школы. При этом стоит отметить, что население столицы увеличивается весьма высокими темпами не только за счет рождаемости, но и в связи с переездом сельских жителей в город в поисках лучшей доли.
И еще важный момент. Школы с русским языком обучения пользуются большей популярностью, чем с киргизским. Это связано с тем, что, несмотря на нехватку учителей, снижение их квалификации, уровень преподавания в них все равно выше. Не случайно даже иные поборники развития государственного языка предпочитают отдавать своих детей и внуков в русские школы.
Однако в прошлом году Министерство образования и науки КР запретило некоторым школам с русским и узбекским языком обучения принимать первоклашек. Объяснялось такое решение тем, что русские школы переполнены. В этом году пока никаких распоряжений, повторяющих прошлогоднее решение, от министерства не исходило, но их вероятность сохраняется, так как время до начала нового учебного года еще есть.
Несмотря на такое неоднозначное, мягко говоря, положение, чиновники продолжают утверждать, что все прекрасно, школьное образование успешно развивается. Например, в списке достижений указывается, что периодически проводятся курсы повышения квалификации для учителей русского языка, оказывается методическая помощь, издается журнал «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», некоторые преподаватели даже проходят стажировку в России, издаются учебники, проводятся олимпиады. Это, действительно, имеет место, но причем здесь министерство? Ведь все указанные меры осуществляются на деньги, которое выделяет посольство РФ и другие российские государственные и общественные организации.
В начале года парламент принял закон об усилении роли государственного, то есть киргизского языка, согласно которому все правовые документы должны разрабатываться только на нем, хотя до этого они писались и на русском. Примечательно, что в русскоязычном варианте сайта Министерства образования и науки некоторые статьи и информационные сообщения опубликованы на киргизском языке. По странному стечению обстоятельств это – документы, названия которых можно перевести примерно так: «Информация о преподавании государственного и официального языков в высших и средних специальных учебных заведениях» и «О ведении делопроизводства на государственном языке». Тут же на русском языке опубликована информация о студентах-спортсменах, участвовавших в универсиаде, о приеме в высшие учебные заведения. То есть налицо – двойной стандарт. И можно утверждать, что школьное преподавание на русском языке в Киргизии все еще существует скорее не благодаря, а вопреки усилиям министерства и других госорганов.
Среди учителей русских школ существует мнение, что остановить процесс разрушения системы школьного образования на русском языке могло бы открытие киргизско-российских школ, финансируемых из российского бюджета, по аналогии с Киргизско-Российским Славянским университетом.
Что касается КРСУ или «Славянки», как называют университет сами студенты, он все еще остается лучшим вузом Киргизии, хотя, по общему признанию, уровень преподавания несколько снизился. В конце июня на заседании парламентского комитета по международным делам ректор вуза профессор Владимир Нифадьев сообщил, что по решению межгосударственной комиссии предложено повысить статус университета до федерального с российской стороны и национального с киргизской стороны, что означает, в частности, привлечение дополнительного финансирования в размере не менее 1 млрд. рублей. Разумеется, за счет российского бюджета.
Но выгодная инициатива вызвала недовольство ряда депутатов парламента страны. Жылдызкан Джолдошева, известная своими националистическими взглядами, заявила: «В документе по итогам заседания есть интересный момент: университет может принимать на работу российских граждан без ограничений. Это говорит о том, что начнут ущемлять право на труд наших граждан. Уже началась экспансия России, и она идет и через этот университет тоже». Ректор В. Нифадьев попытался возразить, что, наоборот, 95% сотрудников являются гражданами Киргизии. «Ну, это сейчас, дальше будет хуже, может и вас тоже коснется», – пригрозила народная избранница.
Как сообщил ректор КРСУ, в университете начались внезапные проверки налоговых органов. «Фискальные органы преследуют нас за то, что мы предоставляем льготы студентам», – уверен В. Нифадьев. Случайными такие совпадения назвать трудно. Также следует сказать, что периодически власти Киргизии пытаются снять ректора университета и назначить на это место свою кандидатуру, хотя это – прерогатива российского Министерства образования и науки.
В целом ситуацию с образованием на русском языке в Киргизии можно оценить на «тройку» с натяжкой. Не будем забывать, что депутаты парламента, другие политики националистического толка многократно выступали с заявлениями о необходимости отказа от русского языка, мотивируя эти заявления необходимостью развивать киргизский язык. В начале июня на подпись президенту был представлен законопроект, в соответствии с которым за незнание государственного языка физические и юридические лица должны подвергаться штрафу. Правда, Алмазбек Атамбаев отказался подписывать законопроект, считая, что инициатива парламентариев нарушает права и свободы граждан и противоречат Конституции, где записано следующее: «Кыргызская Республика гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
Однако, как говорится, лиха беда начало. Осенью, когда парламент возобновит работу, не исключены новые «инициативы» депутатов-националистов и даже целых фракций по «укреплению и развитию» государственного языка за счет официального.
«Русские.org»
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320