По мнению российского эксперта Никиты Мендковича, приход в республику крупных российских компаний связан с позицией России - поддержать стабильность в Кыргызстане на фоне «газового конфликта» и других социальных проблем.
Сказать о том, что «Газпром» зашел на рынок Кыргызстана проблематично – не сказать ничего. Во-первых, сама форма, как это произошло – «продажа» за 1$ дала повод кыргызстанской оппозиции резко критиковать власти и российского инвестора. Используя этот момент в своих популистских и явно политических целях, мало кто из оппозиционеров отмечал, что к этой символической плате «Газпром» получает изношенную инфраструктуру «Кыргызгаза, огромные долги и сложные отношения с прежними поставщиками голубого топлива – Узбекистаном и Казахстаном.
По данному вопросу правительство Кыргызстана создало оперативный штаб по подготовке к зиме южных областей республики. Члены штаба займутся своевременным решением вопросов по надежному энергообеспечению потребителей Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей в условиях отсутствия природного газа.Местные власти в городе Ош совместно с антимонопольным агентством намерены жестко контролировать цены на уголь, учитывая, что в некоторых регионах цена на уголь уже выросла в несколько раз. Полномочный представитель правительства в Ошской области Сооронбай Жээнбеков даже предлагает ввести мораторий на вывоз угля в соседние страны, чтобы избежать резкого повышения цен на твердое топливо.
Между тем, в принципе, в Кыргызстане инвесторам приходится сложно. Пожалуй, только то, что этот российско-кыргызстанский проект курируется на уровне первых лиц двух государств, дает повод «Газпрому» не сомневаться, что не только интересы Кыргызстана, но и этой компании будут соблюдены. Тем более, что нынешний приезд главы «Газпрома» Алексея Миллера – главы российского газового гиганта, и заявленные им планы по инвестиционным планам – громадны.
В связи с этим можно сделать предположение, что «Газпром» абсолютно уверен, что в нашей республике в ближайшие годы все будет спокойно и стабильно в общественно-политическом аспекте. Иначе стал бы вкладывать огромные по любым меркам инвестиции?
- Здесь следует учитывать два аспекта - экономический и политический, - вступает в дискуссию с «Регион.kg» российский эксперт по Афганистану и странам Центральной Азии Никита Мендкович. - Прежде всего, очевидно желание России поддержать стабильность в Кыргызстане на фоне "газового конфликта" и других социальных проблем. Поэтому инвестиции крупных российских компаний в какой-то мере являются механизмами защиты собственно в стабильность, которую ставят под вопрос.
Однако важно понимать, что непосредственный социальный эффект соглашений об инвестициях наступает с определенной задержкой, и очень многое зависит от того, как пройдут в республике предстоящие осень и зима.
Экономический аспект подразумевает все же определенную стабильность и сохранение прав собственности на активы, более того - активное сотрудничества после вступления в ТС, в рамках которого очевидно желание российских игроков застолбить за собой будущие участки общего рынка.
«Регион.kg»: Многое, в любом случае, решается на местах кыргызстанскими чиновниками, политиками, депутатами, которые, в своей идеологической массе, неоднородны. Кто-то просто может навредить проходящим инвестиционным процессам даже не ради каких-то глобальных задач, а просто, чтобы подставить действующую власть. Как быть с этим?
- Это очень сложный вопрос. Прежде всего, да, инвестиции - вторичны относительно процессов в самой Кыргызской Республике. Поэтому дальнейшее будущее может определить только само общество.
Только оно может не дать чьим-то локальным политическим целям толкнуть страну в кризис путем общественного контроля, открытого, но конструктивного обсуждения и реализации государственных мер
«Регион.kg»: Что сейчас от властей Кыргызстана требуется, чтобы не только сохранить инвестиционные планы с Россией, но, в первую очередь, сохранить стабильной ситуацию в стране?
- Самое худшее, что могут сделать политические силы - начать пускать в ход саботаж, чтобы ослабить позиции оппонентов. В текущей ситуации дестабилизация может отбросить страну на годы назад, еще одной революции экономика может не пережить, а это реально обесценит власть, за которую сейчас борются политические партии
А что требуется, на мой взгляд, так это сформировать четкий поэтапный план преодоления топливного кризиса в т.ч. с учетом помощи от стран ТС.
Кроме того, раз взят курс интеграции в ТС, то нужно, опять же, внятная концепция перехода и четкое разъяснение его обществу. Подчеркну - на всех используемых в республике языках, чтобы общество было равно вовлечено в дискуссию и выбор.
Мария Обидовская
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320