Рост интереса к религии призывает государство обращать внимание на вопросы поддержки государственно-конфессионального согласия, отметила аспирант Института государства и права НАН КР Акмарал Азимова.
Своими выводами относительно «Роли и места религиозных деятелей в проведении информационно-разъяснительных мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму» она поделилась в рамках конференции «Центральная Азия: вызовы международного терроризма и экстремизма в условиях формирования нового миропорядка и конституционные основы противодействия», организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с Институтом государства и права НАН КР и Международной ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа» КР.
- В связи с тенденцией политизации религиозных вопросов, деятельность радикальных, экстремистских и террористических течений продолжает оставаться в зоне пристального внимания компетентных государственных структур.
Одним из главных направлений государственной политики является сохранение культурных особенностей народа Кыргызстана и недопущение проявлений радикализма, экстремизма и терроризма, являющихся угрозой национальному характеру и духовности страны.
В стране запрещается пропаганда национальной, расовой, религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, призывающая к дискриминации, вражде (ч.4 ст.32 Конституции КР), а также не допускается создание политических партий на религиозной и этнической основе, преследование религиозными объединениями политических целей (п. 3 части 3 статьи 8 Конституции КР).
Вопросы политики и религии в Кыргызстане чаще связаны с исламом, нежели с другими религиями. Страна выстраивает внутреннюю политику по отношению к религии, основанную на сотрудничестве, взаимопонимании и конструктивном диалоге между государством и религиозным сообществом.
В связи с этим необходимо четко отделять понятие «свобода вероисповедания», которая играет важную роль в духовной жизни граждан и общественных взаимоотношениях, от понятия «деятельности радикальных и экстремистских течений», которые, самостоятельно трактуя религиозные нормы, привлекают людей в свои ряды и порождают ненависть, насилие и конфликты.
Проведение государственной политики в религиозной сфере возложено на Государственную комиссию по делам религий Кыргызской Республики (Госкомрелигий). Основным программным документом является Концепция государственной политики в религиозной сфере на 2021-2026 годы и одноименный План действий. Учетную регистрацию в уполномоченном органе по делам религий прошли 3385 религиозных организаций. Из них: 2968 – мусульманского толка. 402 – христианского. 12 общин Бахаи; 1 иудаистская и 1 буддистская община.
Лидеры религиозных организаций объединены в Межконфессиональный совет Кыргызстана (Совет), созданный при поддержке Госкомрелигий. Основная цель Совета заключается в укреплении межрелигиозного диалога путем создания условий для коммуникации между представителями различных религиозных общин в стране. Более того, Совет призывает представителей религиозных общин к сотрудничеству и проводит мероприятия по укреплению межконфессионального согласия: фестивали-выставки, круглые столы, конференции, субботники. 17 организаций, входящих в состав Совета, не могут считаться угрозой традиционным, культурным и религиозными ценностям народов Кыргызстана в связи с их открытостью и стремлением к взаимодействию между собой и уполномоченным органом по делам религий. Данное утверждение применимо ко всем религиозным организациям, прошедшим учетную регистрацию в Госкомрелигий.
Опасность для страны представляют запрещенные экстремистские и террористические организации. Субъектами экстремистской и террористической деятельности являются физические лица, находящейся в «Сводном санкционном перечне Кыргызской Республики» - перечне физических и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности и распространении оружия массового уничтожения. По состоянию на 4 мая 2023 года в него входят 1147 физических лиц и 22 запрещенные экстремистские и террористические организации.
Порядок формирования и обновления Сводного санкционного перечня Кыргызской Республики регламентирован Положением «О перечнях физических и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической и экстремистской деятельности, распространении оружия массового уничтожения и легализации (отмывании) преступных доходов», утвержденного Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 606 от 25 декабря 2018 г.
К числу внутренних факторов, обеспечивших условия для возникновения экстремистских и террористических угроз, относятся:
• Формирование линии «раздела» в обществе: религиозность и светскость, приверженность различным ценностям, что может служить потенциальным риском.
• Наблюдается нарастание потенциальной проблемы «конфликта поколений», вследствие повышения религиозности среди молодежи и атеистических взглядов старшего поколения.
• Тенденции нетерпимости к религиозным предпочтениям, особенно в случае изменения вероисповедания. Это остро ощущается в компактно живущих сообществах, что ведет к различного рода негативным действиям по отношению к прозелитам.
• Недоверие государственным институтам. Изменение роли и восприятия государственных институтов и механизмов в обществе в результате постепенного и постоянного наращивания значимости негосударственных институтов.
Обеспечение вопросов национальной безопасности тесно связано с мероприятиями по противодействию экстремизму и терроризму. Они стали одной из ключевых задач для многих государств в свете существующей угрозы террористических актов по всему миру. В рамках борьбы с данными угрозами государства разрабатывают стратегические документы, которые включают в себя меры по предупреждению и пресечению экстремистской и террористической деятельности. Примером данной деятельности может служить Программа Кабинета Министров Кыргызской Республики по противодействию экстремизму и терроризму на 2023-2027 годы.
К ключевым направлениям указанной Программы относится «профилактика и предупреждение распространения экстремистской и террористической деятельности, представляющей собой комплекс правовых, экономических, социальных, организационных, образовательных, воспитательных, просветительских и иных мер, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления во взаимодействии с гражданским обществом по выявлению, изучению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению экстремизма и терроризма».
В соответствии с документом: «проведение образовательно-просветительских мероприятий по профилактике и предупреждению экстремизма и терроризма должны иметь системный характер, учитывать этно-религиозные, гендерные, возрастные особенности целевых групп, внутренние миграционные процессы и локации проведения профилактических мероприятий».
Исследование, проведенное в рамках оценки потребностей Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики в организации информационно - разъяснительных мероприятий показало, что религиозные деятели принимают непосредственное участие в профилактических встречах по предупреждению распространения радикальных идей и взглядов. Данная потребность обусловлена желанием государства распространять идеи значимости религиозного согласия и толерантности при непосредственном участии религиозного сообщества страны. Далее будут представлены выводы, полученные в ходе исследования.
Религиозные деятели оказывают содействие в мониторинге ситуации на уровне общин и помогают выявить потенциально опасные элементы при помощи следующих действий:
• Мониторинг среди прихожан: религиозные деятели первыми замечают изменения в поведении или убеждениях своих прихожан. Они могут проводить беседы с прихожанами, задавать вопросы и выявлять потенциально опасные элементы.
• Информационно-разъяснительная работа с прихожанами, раскрывающая идеи религиозных ценностей и межконфессионального согласия, а также участие в проведении совместных профилактических мероприятий в ВУЗах.
• Сотрудничество с правоохранительными органами путем предоставления информации об изменениях в настроении прихожан, представляющих угрозу конституционному строю и общественной безопасности. Они также могут быть привлечены к работе по профилактике экстремизма.
• Взаимодействие с другими религиозными организациями в целях обмена информацией и опытом, а также для совместной работы по противодействию экстремизму и терроризму.
Представители органов местного самоуправления отмечают, что одни и те же данные о государственных законодательных инициативах, озвученные государственными служащими и религиозными деятелями на уровне местных сообществ воспринимается по-разному. Чаще всего слово духовенства имеют большую силу. Поэтому представители казыятов и мечетей приглашаются для участия в официальных мероприятиях.
Важным аспектом участия религиозных деятелей в борьбе с экстремизмом и терроризмом является их роль в противодействии радикальным интерпретациям религиозных учений, которые часто используются экстремистами и террористами.
Программа пятничных служений, утвержденная Духовным управлением мусульман Кыргызстана, предполагает обсуждение общих тем, связанных со взаимоотношениями в семье и обществе.
«В ходе пятничных хутб обсуждается недопустимость межэтнических конфликтов, высокая роль каждого гражданина Кыргызской Республики, значимость братства, единства и гармонии».
Отдельно отмечается роль религиозных лидеров в распространении «Концепции развития гражданской идентичности – Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021-2026 годы».
«Религиозные ценности также важны для развития государства во всех аспектах в том числе для того, чтобы общество жило в согласии, единстве и мире. Это связано с тем, что в соответствии с требованиями времени возрастает роль религиозных деятелей в нашем обществе, особенно среди молодежи. Поэтому очень важно, чтобы религиозные деятели были ответственными, образованными, осведомленными в работе по формированию гражданской идентичности в обществе».
Принцип отделения религиозных организаций от государства предполагает, что религия не может влиять на политические решения, а государственная власть не вмешивается в деятельность религиозных организаций до тех пор, пока они (религиозные организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством. Не допускается использование религиозных норм и авторитета духовных служителей в целях достижения политических целей и насаждения своих убеждений в обществе, т.к. данный процесс может иметь следующие негативные последствия для общества:
• Нарушение принципа свободы совести и вероисповедания. Религиозные служители не могут использовать своё положение в целях оказания давления на прихожан в части обсуждения вопросов политического значения.
• Разделение общества. Использование религиозными лидерами своего авторитета для поддержки определенной политической партии или кандидата может привести к разделению общества по религиозным и политическим мотивам, ведущих к конфликту.
• Ущемление прав и свобод граждан. Использование религии в политических целях может привести к тому, что граждане потеряют доверие к религиозным лидерам и перестанут рассматривать их как независимых и беспристрастных служителей веры.
Однако, в ряде стран мира, особенно в тех, где религия играет важную роль в культуре и общественной жизни, религиозные лидеры могут иметь значительное влияние на политику и общественные процессы. В таких случаях возможны конфликты между принципами светскости и религиозной власти, что может приводить к напряженности в обществе. Важно, чтобы в таких ситуациях государственные и религиозные лидеры находили компромиссы и уважали права и свободы всех граждан, независимо от их вероисповедания.
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320