Темпы исламизации Кыргызстана таковы, что у некоторых экспертов и обывателей вызывают тревогу.
Но, по идее, не это должно их тревожить. В конце концов, в мире много стран, где верующие составляют большинство.
Кыргызстан – светская страна. Религиозные деятели не имеют право вмешиваться в дела государство. А государство, в свою очередь, имеет право контролировать религиозную сферу. Тем более, когда есть вероятность появления деструктивных идеологий, экстремистских взглядов, организаций, деятелей.
В 2014 году была принята концепция государственной политики в религиозной сфере. Однако, если судить по нынешней ситуации в стране, реализуется она не в полной мере. Причины в отсутствии должного финансирования, соответствующей квалификации людей, которые ей занимаются. А в середине ноября прошлого года президент Сооронбай Жээнбеков выступил с речью, в которой указал на то, что государству необходимо взять контроль над религиозной сферой. Одной из причин он назвал тот факт, что пользуюсь религиозной свободой в Кыргызстане, в страну проникают экстремистские организации и их проповедники.
Количество верующих в последние годы растет большими темпами. Точных данных нет, но судить можно по растущему количеству мечетей и верующих, которые их посещают. Однако вызывает беспокойство тот факт, что слишком много неофитов, которые имеют представление об Исламе самое поверхностное. Ведь не секрет, что самыми рьяными фанатами любой религии чаще всего являются новообращенные. Раз уж они приняли новую веру, то в их головы легче вложить новые идеи. При этом все зависит от тех, кто вещает, обращает и ведет.
Если говорить о Кыргызстане, то среди тех, кто примкнул к запрещенным религиозным организациям, отправился воевать в Сирию или Афганистан, довольно много молодых людей, которые недавно нашли путь к вере. И то, что им говорили, какие мысли до них доводили, играет огромную роль.
Одной из причин того, что верующие, в основном молодые, примыкают к экстремистским группам, бывший заместитель директора Государственной комиссии по делам религий Канатбек Мурзахалилов еще год назад назвал некачественное религиозное образование. «Население не разбирается в тонкостях течений Ислама. В том числе устоявшегося в Кыргызстане ханафитского масхаба», - сказал чиновник. И за год ситуация не изменилась, как и за все годы независимого Кыргызстана.
Глава Центра исламского образования Дилмурод Орозов недавно российскому изданию сказал, что «есть среди имамов те, кто не знает арабского языка, на котором написан священный Коран. Некоторые интерпретируют согласно своим личным представлениям, а не канонам веры... Сейчас достаточно молодых людей получают религиозное образование в лучших исламских ВУЗах мира, это классическое образование, это канонический Ислам».
В 2017 году муфтият провел аттестацию имамов, и 28 процентов из них ее не прошли. Это слишком большая цифра. И еще не известно, сколько из неаттестованных священнослужителей вернулись в свои мечети, а сколько отошли от религиозных дел. И что именно после «отлучения» они станут проповедовать.
Кыргызстан лидирует в Центральной Азии по количеству религиозных учебных заведений. Только не все они под контролем государства, то есть не все получили соответствующие государственные лицензии. И точно также неизвестно, сколько учеников и студентов в медресе и других исламских учебных заведениях страны, куда они деваются после окончания учебы, чем занимаются.
То, что увеличивается количество образованных священнослужителей, вполне положительное явление, но пройдут годы, прежде, чем эти молодые люди, получившие образование за рубежом, станут авторитетами для верующих. Вдобавок, не всегда и они сами получают каноническое образование, за рубежом тоже есть «соблазн» обратиться к радикальным идеям. И тот же муфтият не может контролировать своих студентов в иностранных религиозных ВУЗах, особенно в тех странах, как, например, Египет или Пакистан, где внутриполитическая ситуация не совсем спокойная, в том числе и в религиозной сфере, и есть вероятность, скажем так, обращения к не совсем классическим канонам Ислама. Да и в странах Персидского залива ситуация не совсем понятная.
«В Кыргызстане складывается неприятная ситуация. Стоит вспомнить, как лет тридцать назад Саудовская Аравия предложила Пакистану построить сеть бесплатных религиозных учебных заведений, которая должна была способствовать воспитанию и развитию молодежи. Но эта сеть и стала базой развития движения Талибан (талиб – ученик, студент, фарси), - отметил политолог Марс Сариев. – То есть эти школы стали базой выращивания боевиков. И Пакистан теперь не контролирует огромные территории, особенно зону племен, где правят в том числе и талибы. Мы должны учесть такие уроки».
Сейчас довольно много желающих «помочь» Кыргызстану в религиозной сфере. В такой ситуации, как видится, есть смысл обратиться к проверенным партнерам. В России существует строгая, контролируемая государством система религиозного образования. Есть, к примеру, Московский исламский институт, авторитетнейшее учебное заведение, есть медресе в ВУЗ в Казани, традиционном центре как исламской общины России, так и религиозного образования. В том же МИИ, кстати, готовят не только религиозных деятелей. Например, вэтом году студенты восточного факультета Санкт-Петербургского госуниверситета и Институт стран Азии и Африки МГУ прошли обучение по программе подготовки специалистов «с углубленным знанием истории и культуры Ислама». То есть, вполне возможно направлять в этот ВУЗ и «светских специалистов». Тем более, что президент России Владимир Путин недавно поддержал идею подготовки религиозных кадров для стран Центральной Азии и не только.
Здесь еще раз стоит отметить, что религиозное образование в России куда под более пристальным контролем государства, чем в Кыргызстане или другой стране. Вероятность того, что студенты-мусульмане нахватаются экстремистских идей куда меньше, чем в тех же странах Залива.
Ринат Файзулин
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320