В Кыргызстане ежедневно растет число зараженных коронавирусной инфекцией. Система здравоохранения работает на пределе возможностей: больницы заполнены, операторы в call-центрах с трудом успевают отвечать на звонки пациентов, люди с симптомами гриппа сутками не могут получить медицинскую помощь
Медики работают сутками на пределе сил, мест в больницах не хватает, а пациенты по два-три дня не могут дождаться выезда мобильных бригад. Острее всего разгул эпидемии COVID-19 ощущается в Бишкеке. Ежедневно выявляют около сотни новых заражений. В мэрии столицы, отмечают, что основными очагами заражения бишкекчан являются общественные места и транспорт.
В этой связи принято решение о том, что городской транспорт, включая частные маршрутки и организованные таксомоторные службы, на выходных работать не будет. Данная мера будет сохранена до особого распоряжения и улучшения эпидситуации в столице.
Параллельно растет число заболеваний ОРВИ, гриппом и пневмониями, хотя для этих заболеваний в конце июня явно не сезон. Эксперт по доказательной медицине Бермет Барыкьтабасова уверена, что это и есть тот самый коронавирус. Но, сделать всем заболевшим тесты медики просто не успевают, так как клиническая ситуация опережает организационные возможности.
«Пациенты с тяжелыми пневмониями остаются без доступа к медицинской помощи. Многие болеют целыми семьями», - говорит эксперт.
Она призывает в этой ситуации и пациентам, и особенно медикам не впадать в панику и помнить главную задачу, которая стоит перед здравоохранением - снизить число предотвратимых смертей, а не провести как можно больше диагностических анализов на коронавирус.
- Нужно прекратить массовое тестирование всех подряд. Тесты работают с большими погрешностями и кроме того увеличивают нагрузку на медиков. Ловить всех ковид-положительных людей – это бесполезный и изнурительный труд. Приоритет внимания медиков и ресурсы здравоохранения надо направить на настоящих пациентов с развернутой пневмонией, а не гоняться за призрачными бессимптомными и контактными, - уверена Барыктабасова.
Кстати статистика показывает, что больше половины людей с положительным тестом на коронавирус, примерно 55%, вообще не испытывают симптомов и чувствуют себя здоровыми. Еще около 30% переносят болезнь в легкой или средней форме и могут лечиться дома как при обычном гриппе. Усилия системы здравоохранения должны быть направлены на оставшиеся 20% людей, тех, кто болеет в тяжелой форме.
Позиция властей
Тем временем все государственные органы неустанно призывают людей соблюдать санитарные нормы, избегать скоплений людей и оставаться дома, если это возможно. Республиканский штаб распорядился увеличивать по всей стране число коек для ковидных пациентов. Но в целом позиция властей относительно жесткости принимаемых мер сильно изменилась.
Если 24 марта, когда в Бишкек, Оше и в других населенных пунктах ввели жесточайший карантин и запретили деятельность практически всех сфер деятельности, в правительстве говорили, что это необходимая мера. Если не предпринять этот шаг система здравоохранения не справится с резким наплывом пациентов и наступит коллапс. Тогда по стране было зарегистрировано всего 42 случая. Сегодня, когда выявленных случаев более 3,5 тысяч вице-премьер-министр Аида Исмалова на брифинге в правительстве заявила, что проблемы с нехваткой мест в больницах нет, в том числе и в Бишкеке.
- Проблем с койко-местами для людей с коронавирусной инфекцией нет. Мест на сегодня достаточно. Так, на 23 июня по Кыргызстану имеются 1741 койко-место, где находятся 1342 пациента, - сообщила Аида Исмаилова.
По ее словам, также есть еще 180 внебольничных койко-мест, где находятся 141 пациент.
Еще один карантин?
Вместе с ростом статистики по заболеваемости, все чаще говорят о том, что повторный карантин и локдаун неизбежны. Руководители государства от прямых заявлений воздерживаются, хотя называют этот вариант возможным.
Руководитель аппарата мэрии Балбак Тулобаев оказался более категоричным. Он заявил, что если статистика по росту заболеваемости не пойдет вниз, то после 10-15 июля Бишкек нужно будет закрыть на карантин.
При этом он подчеркнул, что люди, несмотря на то, что заболели сотрудники Белого дома, два депутата, мэр Бишкека Азиз Суракматов и множество других людей все равно не верят в коронавирус и продолжают легкомысленно относиться к введенным санитарным и социальным правилам. Продолжают встречаться, гулять и собираться в шумные компании.
- От коронавируса умер бывший спикер парламента Мукар Чолпонбаев, а люди все равно не верят. Я что сам должен умереть, чтобы вы поверили? – эмоционально возмущался на камеру муниципальный чиновник.
Но действительно ли люди не верят в коронавирус или просто перестали верить чиновникам?
Депутат Эльвира Сурабалдиева считает, что с самого начала эпидемии правительство, депутаты и местные органы власти не смогли оперативно и достоверно предоставлять населению информацию. Этот информационный вакуум посеял недоверие и возмущение в обществе.
- Я бы не хотела никого судить. Медики, милиционеры и муниципальные служащие работают на пределе сил, они стоят на передовой и на них возложена колоссальная ответственность. Я могу понять эмоциональность выступления. Но, не снимая ответственности с депутатов, я хочу сказать, что с самого начала власти впали в панику. Мы все паниковали. Депутаты кинулись помогать населению, правительство в срочном порядке налаживало работу в период ЧП, а люди оказались в информационном вакууме, который заполнялся сообщениями из единственного источника – социальных сетей. Врачи писали о ситуациях в карантинных зонах, о нехватке средств защиты и отсутствии доплат. Конечно, общественность возмутилась из-за этого, еще больший всплеск недовольства вызвало то, что медиков за эту информацию заставляли извиняться. При этом съемок из реанимаций и «красных зон» тогда не было. Людям никто не рассказывал о ситуации. Похожая проблема сложилась с международной финансовой помощью. Население и сейчас не знает, на что тратят сотни миллионов долларов от МВФ, ВБ и других доноров. За все это время лишь дважды выступили чиновники и рассказали о ситуации с международной помощью. Но и эта информация была сжатой, предоставленной в формате брифинга и коротких сообщений. Все это в совокупности с потоком непроверенной и лживой информации порождает слухи и недоверие, - считает Эльвира Сурабалдиева.
По ее мнению, хотя работа всех ветвей власти была неидеальной, решение о введении карантина было правильным.
- Наша система очень бюрократичная, с начала эпидемии прошло три месяца и госаппарат только-только начала поворачиваться к людям, - заключила депутат.
Денег на второй карантин больше нет
Двухмесячный карантин существенно пошатнул экономику республики. За 5 месяцев не поступило 13,3 млрд сомов от налогов и таможенных сборов. Бюджет на этот год пришлось полностью пересмотреть, существенно урезов расходы на развитие и инвестиции. Пришлось смириться с новыми макроэкономическими реальностями, такими как падение ВВП и рост инфляции. Но и в нынешнем бюджете у Кыргызстана нет финансовой подушки безопасности, которая поможет продержаться еще какое-то время в режиме локдауна.
- Если ситуация будет критично ухудшаться, мы будем реагировать и принимать меры, в том числе вновь пересматривать бюджет. Но мы надеемся, что экономическая деятельность начнет восстанавливаться, откроются границы и мы сможем закрыть отставания по налоговым и таможенным поступлениям, - рассказала министр финансов КР Бактыгуль Жеенбаева.
По ее словам, в критичной ситуации Кыргызстан вновь будет обращаться к международным донорам. И судя по всему, это единственный «рабочий» план в арсенале руководства республики.
Екатерина Стриж
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320