Парадоксы демократии
Основной закон Кыргызстана решительно провозглашает, что отсутствие регистрации (прописки) не может служить основанием для ограничения и ущемления основных гражданских прав и свобод кыргызстанца. Однако в реальной жизни это законодательное положение является не более чем декларацией, которая на деле жестко ограничивает права граждан республики. Так как предоставление всего спектра базовых услуг в республике напрямую зависит от наличия регистрации по месту жительства.
В 2002 году в республике был принят Закон «О внутренней миграции», казалось, этот документ должен был стать реформаторским, поскольку он поменял советский принцип прописки на регистрацию по месту жительства; одновременно было введено понятие регистрации по месту пребывания. Однако бюрократический аппарат сменил только «вывеску», а суть прописки осталась прежней. Эксперты считают, что система регистрации фактически узаконивает дискриминацию конституционных прав граждан. При этом они указывают на то, что в каждом паспортном столе существует свой перечень документов, число которых может составлять от 12 до 15. Чтобы собрать полный пакет документов, гражданину требуется от 800 до 1 тысячи 500 сомов. Как показывают социологические исследования, не все граждане могут разобраться в хитросплетениях системы регистрации, которые предприимчивые чиновники зачастую используют в своих личных интересах. Многие респонденты жаловались на то, что им трудно получить и заполнить требуемые документы. Работники паспортных столов не всегда могут и желают помочь в их подготовке. Нередко внутренние мигранты, особенно из сельских районов, сталкиваются с грубым отношением со стороны таких сотрудников.
Если же при проверке у мигранта не оказалось при себе документа, удостоверяющего личность, неважно потерян он или просто оставлен дома, то гражданин, как подозреваемый в совершении административного правонарушения – «проживание без регистрации», доставляется в суд, по решению которого он может быть подвергнут административному задержанию на срок до 15-ти суток с содержанием в приемнике-распределителе до и для установления его личности. Продолжительность пребывания под стражей зависит от того, как скоро кто-либо из родственников или знакомых задержанного доставит паспорт или иной документ, подтверждающий его личность, или поступит ответ из паспортного стола по месту прописки задержанного мигранта на запрос администрации приемника-распределителя. Нонсенс заключается в том, что для того, чтобы понести административное взыскание в виде штрафа в несколько десятков сомов за проживание без регистрации, гражданин может до нескольких суток содержаться под стражей для установления его личности. По словам мигрантов, основной причиной потери паспорта является то, что они постоянно вынуждены носить его с собой. Тем более что жилье, которое они снимают, в основном, это сараи, где даже двери не закрываются. Но эти люди согласны на все, чтобы была крыша над головой, у них и их детей. Не менее абсурдная ситуация складывается с правом на получение паспорта, который по Конституции гарантирован каждому гражданину Кыргызстана. Но его могут получить только те граждане, которые имеют регистрацию. Представители гражданского сектора настаивают на том, что паспорт должен выдаваться в республике вне зависимости от того, есть регистрация у гражданина или нет.
И весь этот правовой беспредел происходит в стране, которая движется по пути демократических реформ, где ратифицированы многие международные правовые нормы, которые направлены на защиту прав человека. Однако практически ежедневно тысячи кыргызстанцев вынуждены терпеть унижения, потому как являются беззащитными перед бюрократическим произволом, и не могут реализовать свои конституционные права.
Сначала регистрация – потом лечение
По данным неправительственных организаций, в Бишкеке примерно 20 процентов населения не имеют регистрации, что составляет около 200 тысяч горожан. В реалиях это означает, что граждане страны не имеют прав на получение образования, медицинских услуг, легального трудоустройства и получения социальных пособий и пенсий. Хотя все эти права им гарантируются Конституцией.
Согласно исследованиям, около 20 процентов проживающих в столице детей объяснили, что не обращались в поликлинику из-за отсутствия регистрации. Каждый третий ребенок, который посетил поликлинику, сообщил, что ему отказали в помощи, в основном, из-за того, что нет регистрации. Около 35% детей указали, что у них возникали проблемы с получением медицинской помощи в больнице по причине отсутствия прописки. Большинство респондентов отметили, что они решают проблему получения медицинских услуг исключительно при помощи денег. Часть мигрантов вынуждены возвращаться в свои населенные пункты в случаях болезни для беспрепятственного получения лечения, что порой только усугубляет их состояние здоровья. Однако статья 61 «Об охране здоровья в Кыргызской Республике» с оптимизмом указывает, что граждане обладают неотъемлемой и гарантированной привилегией на охрану здоровья, которая обеспечивается всем, независимо, в том числе, от места жительства, равных возможностей в реализации права на получение медико-санитарной и медико-социальной помощи на всей территории республики. Но отсутствие регистрации сразу лишает граждан прав даже на получение элементарной первичной медицинской помощи, которую оказывает группа семейных врачей. И здесь вновь срабатывает широко распространенный в Кыргызстане бюрократический принцип - хотелось как лучше, а получилось, как всегда.
Схожая ситуация складывается и в еще одной стратегически важной социальной сфере -образования. Так, почти 47 процентов принявших участие в опросе взрослых респондентов в столице, отмечают, что у них возникли проблемы с устройством ребенка в школу из-за отсутствия регистрации. Такое же число родителей смогли решить эту проблему только с помощью денег или благодаря своим родственникам или друзьям. Есть случаи, когда родители вынуждены отправлять своих детей обратно в свой регион, так как не смогли устроить их в учебные заведения. По данным опроса, 29 процентов детей вообще не ходят в школу, пытаются найти себе работу. Можно себе легко представить, какое будущее их ждет по достижению совершеннолетия. Кстати, зачастую именно эта категория брошенных на произвол судьбы государством детей, затем оказывается в криминальных группировках.
Прямую выгоду от этих правовых коллизий имеет немалое число сотрудников школ, работников поликлиник, выдающих нужные справки, представители домовых и квартальных комитетов, которые фактически вымогают за оказание услуг с мигрантов деньги. Еще одной проблемой для государства является создание нелегального рынка труда, который не предусматривает никаких налоговых отчислений. При этом представители госорганов пытаются напугать граждан тем, что действующая система регистрации, якобы, сдерживает огромные потоки миграции в столицу. Но реальная ситуация показывает, что трудоспособные жители регионов будут штурмовать столицу при любой системе учета граждан, пока на их малых родинах не будут решены проблемы с безработицей.
«Государство пыталось изменить существующую систему регистрации. Решили институт прописки убрать. Но в действительности изменилось только название. На практике институт остался, называясь системой регистрации. Причина - тотальная коммерциализация госаппарата. Услуги, заявленные бесплатными, таковыми не являются. Власти отдали их на откуп чиновникам. И государственные институты требуют за каждую бумажку деньги», - резюмирует складывающуюся с регистрацией ситуацию в Кыргызстане руководитель правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова.
По ее мнению, отмена прописки не означает, что система учета и регистрации граждан республики не будет действовать. Она будет действовать. «Но этот учет не должен делаться за счет нервов, времени и денег граждан», - считает правозащитница.
Начавшаяся в Кыргызстане кампания продлится в течение трех месяцев. В ее рамках пройдут встречи с гражданами, не имеющими паспорта и прописки, дебаты, интервью, тематические встречи, СМС-голосование, а также будет запущен сайт www.propiska.kg, на котором граждане страны смогут найти статистику, исследования и истории людей, живущих без паспортов и регистрации.
Игорь Шестаков
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320