Водные проблемы являются одним из камней преткновения в отношениях стран Центральной Азии. В обнародованном недавно исследовании Всемирного банка под названием "Доклад о мировом развитии 2011: Конфликты, безопасность и развитие» говориться о возрастающей вероятности конфликта на этой почве. Вопрос, который требует четкой кооперации, взаимодействия на взаимовыгодной основе все чаще перетекает в область закулисной конфронтации, что вызывает тревогу в регионе.
Наиболее ярко вопросы водопользования демонстрируют напряженные отношения между Узбекистаном и Таджикистаном. Свидетельство тому – информационное противостояние двух стран на страницах электронных масс-медиа. В настоящий момент на многих сайтах развернулась полемика по актуальной теме водопользования. Заголовки говорят сами за себя. «Узбекистан создал мощную пропагандистскую систему для оправдания своих действий по водным вопросам» - говорит одна статья, бросающая камень в огород официального Ташкента. В ответ раздается «наш ответ Чемберлену». «Почем лапша, уважаемый, а где Таджикистан, и, причем здесь Руанда?», - задаются вопросами узбекские журналисты.
Коротко о сути. Оба материала затрагивают конфликт вокруг Рогунской ГЭС. И, в общем-то, повторяют общие тенденции конфликтов стран низовья и верховья. Узбекистан опасается, что строительство гидроэлектростанции приведет к потере воды, пущенной на гидроэнергетические нужды в осенне-зимний период. То есть пропуски воды будут происходить тогда, когда сельскому хозяйству драгоценная влага, в общем-то, и не нужна. Таджикские эксперты в свою очередь указывают, что причина недостатка воды в Узбекистане — нерациональное водопользование, а не работа таджикских ГЭС.
Как видим, вместо поиска компромиссов, эксперты с треском ломают копья с одной лишь целью выставить друг друга в неприглядном свете. И подобная риторика, безусловно, может быть выгодна кому угодно, но только не странам Центральной Азии. И без информационных атак и провокаций региональное сотрудничество в указанном формате испытывает все большие трудности. Ситуация грозит перетечь в кризис недоверия, что отвечает одной лишь политике, известной по формуле: «разделяй и властвуй».
Понято, что в условиях независимости, после развала Советского Союза и потери централизованного управления водными ресурсами каждое государство реализует собственные национальные стратегии в этой сфере.
Яркий пример – сложившаяся пару лет назад ситуация между Кыргызстаном и Казахстаном. В свое время, кыргызстанские ГЭС, работая в зимнем энергетическом режиме, сбрасывали повышенные объемы воды, которые в январе–феврале приводили к подтоплению населенных пунктов, разрушению домов, гибели скота, выводу земель из севооборота в низовьях Сырдарьи. Но вегетативный период в этом, же регионе, как это, ни парадоксально, был сопряжен с дефицитом поливной воды. В итоге Казахстан был вынужден построить Коксарайский контррегулятор, призванный аккумулировать излишки драгоценной влаги для нужд сельского хозяйства и обезопасить юг страны от наводнений.
Между тем, эта сложная ситуация не вызвала информационных войн, стороны продолжали вести переговоры и находили точки соприкосновения в сложных условиях. И не только по Сырдарье. Имеется опыт совместного использования Кыргызстаном и Казахстаном трансграничных рек Шу и Талас. Дружественные государства научились совместно использовать водохозяйственные объекты. Для справки: КР и РК с 1997 года на эти цели выделили более 5 млн. долларов. Но ведь в том и состоит искусство дипломатии, чтобы договариваться. Это единственный разумный способ решения проблемы. Пора признать, что разрозненные пути потребуют гораздо больших затрат, чем согласованные и взаимовыгодные действия. В этой связи определенные надежды возлагаются на международное сообщество. Чье влияние с каждым годом возрастает. Сегодня уже ни одна страна не может проводить изолированную политику, если та не соответствует интересам мирового сообщества в целом.
К слову, в этом направлении проводится определенная работа. Есть мнение, что для решения проблем можно использовать потенциал ОБСЕ. Актуален этот вопрос и для Организации Исламского сотрудничества (ОИС). В частности, в рамках Организации разрабатывается Водная концепция, принятие которой планируется в ходе конференции министров по водным ресурсам в январе 2012 года в Турции. Проект документа определяет общие цели и механизмы по эффективному использованию водных ресурсов и призывает государства-члены ОИС расширять совместные научные программы и проекты в данной области. Особенно актуален данные проект для стран Центральной Азии.
Однако и международные усилия не панацея, если страны не будут пытаться договариваться, а продолжать идти по пути взаимных упреков и компромиссов. К такому выводу пришли и авторы исследования Всемирного банка. Они считают, что "внешние участники могут добиться многого в организации встреч, посредничестве и решении проблем, но без взаимной заинтересованности и политической воли со стороны самих этих стран, роль внешних участников будет ограниченной".
Кубатбек Асанов,
эксперт
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320