Выборы в Жогорку Кенеш, намеченные на 28 ноября 2021 года, пройдут по преференциальной системе. По оценкам экспертов и ряда политиков, новое избирательное законодательство Кыргызстана имеет некоторые преимущества, но недостатков у него гораздо больше.
Согласно поправкам на четверть сократится число депутатов, в новом созыве будут заседать 90 народных избранников. Из них 36 человек – одномандатники, 54 пройдут по партийным спискам, т.е. в республике вводится смешанная система голосования. Для кандидатов от политических партий единым избирательным округом является вся территория Кыргызстана. Остальные будут баллотироваться по одномандатным избирательным округам. Инициатором внесения поправок в закон «о выборах» выступил президент Садыр Жапаров. Депутаты приняли законопроект 28 июля, глава государства подписал закон 27 августа.
Плюсы и минусы смешанной системы голосования обсудили участники круглого стола: «Преференциальная система: истинное волеизъявление избирателей или путь к политической дестабилизации», организованного Клубом региональных экспертов КР «Пикир». Как отметил его сопредседатель, политолог Игорь Шестаков, новые правила могут привести политические объединения к внутрипартийному расколу.
- Раньше у партий было видение и понимание, кто имеет шансы пройти в Жогорку Кенеш — первая десятка или первая двадцатка. Сейчас же это будет происходить, как при игре в жмурки — с завязанными глазами. Люди, которые шли в партию, чтобы реализовать имеющийся у них депутатский потенциал, могут остаться за бортом. В парламент могут попасть кандидаты, которые не играли в партии никакой роли. Полагаю, эта система, вряд ли, поможет избавиться от «базаркомов» в парламенте, - отметил эксперт.
При этом он подчеркнул, что новая система не до конца понятна избирателям, а на то, чтобы разобраться в ее нюансах, просто нет времени.
- Даже люди, которые имеют непосредственное отношение к проведению выборов и организации процесса голосования, пока не могут разобраться, куда ставить галочку. Чего в таком случае ждать от рядового избирателя? Конечно, можно надеяться, что произойдет чудо, и наш Центризбирком за оставшиеся два месяца сумеет провести полномасштабную разъяснительную кампанию для электората, в результате чего он будет понимать, что и как он выбирает. Однако я не верю в чудеса, я верю в нашу реальность. Сейчас же мы входим в очередной эксперимент, надеясь, что он закончится для нашего государства без особых потрясений. На мой взгляд, было бы логичнее, если бы Жогорку Кенеш доработал законопроект о выборах с учетом политических реалий, а сами выборы прошли бы весной 2022 года, - отметил Игорь Шестаков.
Опасения, что итоги выборов могут стать дестабилизирующим фактором, высказал и экс-депутат парламента, лидер компартии КР Исхак Масалиев. По его мнению, результаты голосования могут оказаться неожиданными, а лидеры партий – оказаться не у дел: народными избранниками могут стать бизнесмены, люди с большими связями.
- В законе много подводных камней. Мне, как лидеру партии, видно, что он нацелен на развал политических организаций, а под их флагами будут собираться разрозненные группы по интересам. На мой взгляд, не логичным является пункт, согласно которому в случае, если партийный депутат сдаст мандат, то нужно будет назначать новые выборы, тогда как раньше его место занимал следующий по списку член партии. Принятая система голосования по партийным спискам – это завуалированная одномандатная система, при которой понятие партий аннулируется. При этом, если раньше при одномандатной системе в законе была четкая норма – победителем становится тот, кто набрал более 50% от явки, то сегодня проходит тот, кто просто набрал большее количество голосов. А это значит, что голоса большинства не учитываются. Я надеялся, что введут какие-либо ограничения, но этого не произошло, - отметил политик.
Он напомнил, что, будучи депутатом, в декабре 2019 года предлагал ввести преференциальную систему – создать электронную форму голосования и рейтинговую систему, наподобие тех, что существуют в скандинавских странах, однако тогда эту инициативу даже не рассмотрели.
Единственным плюсом нового избирательного законодательства, экс-депутат назвал статью, обязующую лиц, занимающих политические руководящие должности, в случае их намерения баллотироваться в депутаты, покинуть свой пост – не временно сложить полномочия или уйти в отпуск, а уволиться.
- На мой взгляд, нужно было обязать уходить с работы всех руководителей госструктур, а не только политических. Ведь в их подчинении также находится большое количество людей – потенциальных избирателей, - подчеркнул главный коммунист Кыргызстана.
По его словам, создается впечатление, что с написанием законопроекта очень торопились, поэтому писали быстро и не обдуманно, а депутаты также стремительно, не читая, его приняли. При этом политик обратил внимание, что вызывает сомнение легитимность, как принятия закона, так и всего процесса проведения предстоящих выборов.
- В октябре прошлого года депутаты приняли конституционный закон о продлении полномочий действующего парламента до июня 2020 года, сейчас уже сентябрь – выборов не было. Все это приведет к тому, что через какое-то время встанет вопрос о законности всех этих действий. Однозначно могу сказать, что в будущем это приведет к разногласиям и конфликтным ситуациям, - добавил Исхак Масалиев.
В свою очередь экс-депутат Жогорку Кенеша, общественный деятель Нурбюбю Керимова подчеркнула, что вопрос легитимности власти и происходящих в республике процессов активно обсуждается в обществе уже сегодня.
- В регионах люди часто спрашивают, насколько правомочен принимать такие серьёзные законы нынешний состав парламента, и не случится ли правовой коллапс после принятия нелегитимным парламентом важных государственных решений, - рассказала экс-депутат.
При этом, по словам Нурбюбю Керимовой, в регионах люди позитивно воспринимают переход к системе выборов депутатов по одномандатным округам, потому что считают, что при такой системе точно знают, за кого голосуют. Более того, большинство населения хотело бы вернуться к двухпалатной парламентской системе – законодательной палате и палате народных представителей.
- Что же касается партийной системы, то она, по мнению большинства, себя изжила, потому что за годы своего существования четко обозначила правовую пропасть между бедными и богатыми, - добавила Нурбюбю Керимова.
Однако в этом с ней не согласилась депутат Жогорку Кенеша Евгения Строкова, которая подчеркнула, что в Кыргызстане, партийная система, по сути, ещё даже не сформировалась.
- Нам нужно развивать партийную систему, прописать на законодательном уровне фундаментальные принципы партийного строительства, согласно которым, партии будут совершенствоваться, а создание предвыборных объединений накануне выборов – запретить. Нужно идти по этому пути и постепенно строить партии, в которых людей будут связывать не клановые узы или какие-то общие личные интересы, а именно идеология. Пока этого не произошло, но десять лет – это не много для переформатирования сознания. Мы привыкли прятаться за своим менталитетом, но менталитет – это не догма, и он со временем тоже меняется. Нам нужно над собой поработать, тогда и для нашей страны преференциальный способ голосования может стать положительным. Сейчас же это завуалированная мажоритарная система, - подчеркнула парламентарий.
По ее словам, она тоже нередко слышит от избирателей, что одномандатная мажоритарная система лучше, т.к. люди знают, за кого голосуют – знают своего кандидата.
- Я в таких случаях спрашиваю, у вас в селе со всеми хорошие отношения? Нет. Тогда я говорю, представьте, что будет избран тот представитель, с которым у вас не очень хорошие отношения, и если вам нужно будет обратиться к народному избраннику, то он может отказать вам в поддержке. При партийной системе, вы можете обратиться к любому из депутатов, и он вас примет. В итоге многие пересматривают свои взгляды, и понимают, что при мажоритарной системе они оказываются в более ограниченных условиях нежели, чем при партийной системе, - отметила Евгения Строкова.
При этом она высказала мнение, что при нынешней системе в парламенте окажутся те, у кого есть возможность «купить» депутатское кресло, потому что есть люди, готовые продавать свои голоса.
- Я знаю, что уже сейчас идут переговоры и торги, многие люди ждут выборов, как возможность подзаработать денег. Не секрет, что многие из тех, кто вышел на площадь в октябре прошлого года, обвиняя партии в подкупе голосов, сами же и брали деньги, причем, не у одной, а у нескольких партий, а потом опять же за деньги вышли против них протестовать. Нам нужны перемены в стране, и начать их следует с себя самих, нужно научиться голосовать не за тех, кто дает тысячу-две сомов, а за тех, кто имеет реальные программы и возможности для их реализации. Тогда во власть будут приходить не олигархи, а те, кто хочет и может работать в интересах народа, - подчеркнула депутат.
По мнению политического обозревателя и телеведущей Зарины Уметалиевой, в Кыргызстане дискредитированы и мажоритарная, и пропорциональная системы, поэтому сейчас принято решение попробовать смешанный вариант.
- Задача совершенствования избирательной системы – идти к демократизации, которая произрастает из почвы самого общества. Преференциальная система – это передовая мысль в юридической науке для зрелого общества, но наше общество к этому пока не готово. Как говорится в народной поговорке, лошадь можно подвести к водопою, но нельзя ее заставить пить, - отметила она.
По мнению руководителя МОФ «Люди Мира» Алишера Ташматова, новая избирательная система открывает равные возможности для всех кандидатов.
- Теперь шанс стать депутатом есть даже у сантехника, если его параметры в резюме отвечают требованию закона о выборах. Президент Садыр Жапаров впервые за годы независимости сумел создать прецедент и сломать первичные коррупционные схемы выборов, например, продажу мест в первой пятерке и десятке партий. А если он сумеет ещё и подкуп избирателей искоренить, чтобы в Жогорку Кенеш пришли действительно толковые и честные депутаты, то он значительно повысит свой кредит доверия со стороны населения. Хотя, конечно, остались механизмы скрытого захода в парламент для олигархов. К примеру, партия преодолела 5% барьер и получила 5 мандатов, при этом большинство голосов в списках набрали, так называемые лица партии, которые баллотировались в качестве основных торпед, чтобы после уступить место олигархам. Такая схема может быть использована, - отметил Алишер Ташматов.
В свою очередь экс-замминистра иностранных дел, профессор Дипакадемии МИД КР Аскар Бешимов отметил, что за 30 лет независимости в Кыргызстане никогда не было партийных выборов.
- Даже когда партии шли на выборы, они набирали тех людей, которые имеют вес в своих районах по месту жительства не по идейным, а иным всем понятным принципам. Достигались определённые договоренности между кланами и родами, кого-то «покупали», кого-то уговаривали и т.д. При этом, у нас выросло гражданское общество, окрепла свобода слова и другие демократические факторы, и это тоже послужило толчком для перехода на преференциальную систему. Нынешняя власть пытается структурировать и узаконить те процессы, которые у нас происходили все эти годы, - отметил дипломат.
Он напомнил, что за последние 30 лет в Кыргызстане много раз меняли Конституцию, потому что каждый новый президент уверял, что во всех бедах страны – в коррупции, в отсутствии грамотной внутренней и внешней политики и т.д. виноват исключительно Основной закон. Соответственно каждый новый глава государства менял и избирательный кодекс.
- Это напоминало игрушку для народа, когда его надо было отвлекать от нищеты, от отсутствия внятной экономической политики, от отсутствия развития. Все это чистой воды манипуляции и нежелание любой власти проводить нормальные, честные выборы, чтобы сохранить при себе эту власть. Было удивительно наблюдать, как долго не могли найти автора ни новой Конституции, ни нового кодекса о выборах КР. Это и есть манипулирование – легитимность власти под большим вопросом, Конституция не соблюдается, и закон о выборах не будет соблюдаться, - уверен Аскар Бешимов.
Оон подчеркнул, что в сегодняшней ситуации крайне важны честность и прозрачность проведения предстоящих парламентских выборов.
- Народ должен надавить на власть и получить право контролировать избирательный процесс. Нужно добиться того, чтобы наблюдатели могли контролировать сервер, куда стекаются данные автоматических считывающих устройств с избирательных участков. Общественность должна требовать доступ к этим механизмам, потому что только в этом случае появится надежда хоть на частичную справедливость при проведении выборов, - добавил профессор, подчеркнув, что это станет залогом сохранения стабильности после оглашения результатов.
На вопросы безопасности в контексте предстоящих выборов обратил внимание и президент международной Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба. По его словам, в нынешних геополитических условиях итоги выборов могут сыграть роль детонатора и взорвать ситуацию в Кыргызстане.
- Мы должны чётко понимать, какие события нас могут ждать в ноябре. У нас может сложиться непростая обстановка с тенденцией к ее молниеносному обострению – в нашем обществе это может произойти в течение двух-трёх часов. Т.е. выборы могут стать предлогом для дестабилизации, и это серьезные риски для республики, - отметил эксперт.
По его словам, социально-политический эксперимент может спровоцировать массу проблем и послужить поводом для дестабилизации общественно-политической ситуации.
- До 70-80% правоохранительных органов будут брошены на стабилизацию общественно-политической обстановки, т.е. для дестабилизации работы тех или иных партийных объединений. Это будет расцениваться, как вмешательство в выборы, и создавать нервозность в обществе, формируя угрозы дестабилизации и наступления неуправляемого хауса. При этом возрастает риск террористических угроз со стороны спящих ячеек. Угрозу представляют и нерешенные приграничные вопросы. Кроме того я боюсь, что мы можем стать ареной для политических испытаний. Массу проблем сулит развитие ситуации в Афганистане, который может спровоцировать увеличение потока беженцев. И поэтому чётко утверждать, что 28 ноября у нас пройдут выборы я бы не стал, ну пройдут, тогда и будем говорить. А пока нужно следить за динамикой обстановки, и наши внутренние вопросы увязывать с внешними вопросами. Я хотел бы предостеречь политических лидеров и так далее, что никакие личные политические амбиции, не стоят выше вопросов национальной безопасности, - добавил Юрий Погиба.
На религиозный ресурс в предвыборных процессах обратил внимание эксперт по вопросам религии Канатбек Мурзахалилов.
- Религиозный ресурс вмешивается в выборный процесс, хотим мы этого или нет. Например, в 2020 году это было озвучено на очень высоком уровне, тогда муфтия обвиняли в том, что он использовал деньги, поступающие от хаджа, в интересах одной партии, и это было доказано. Сейчас угрозу представляют спящие ячейки различных религиозных группировок. Ситуация в Афганистане показала, что несмотря на прогнозы экспертов, которые говорили, что Кабул талибами будет взят в середине октября, именно благодаря спящим ячейкам он был взят в течение трех дней. Не хочу никого пугать, но такая ситуация может повториться и у нас, - отметил эксперт.
По его словам, сегодня ни один политик или политическая партия не могут собрать такое количество людей, как духовные авторитеты, поэтому политики должны считаться с религиозным ресурсом.
- Я предполагаю, что на предстоящих выборах вмешательство этого ресурса в процесс агитации партий будет менее значительным, но по одномандатным округам имамов-богословов будут активно использовать. Религиозная риторика будет звучать и в выступлениях кандидатов. Хотя по нашей Конституции запрещено создание религиозных партий, у нас есть политические объединения, которые прямо озвучивают свою религиозную принадлежность. Так, на президентских выборах они открыто выступали за создание исламского государства, - напомнил Канатбек Мурзахалилов.
По его мнению, власти должны деликатно поработать в этой сфере, чтобы не допустить политизации религии, и наоборот интенсификации ее влияния на политику.
Наталья Лобанова
Что ждет Кыргызстан в будущем из-за долга перед Китаем?
E-mail: oi-ordo@mail.ru
Whats App: +996 555 547 320